В Москве на кладбище Донского монастыря сегодня будут захоронены останки генерала Антона Деникина, писателя Ивана Ильина и их супруг. По замыслу Министерства культуры и Фонда культуры, эта акция должна поставить точку в гражданской войне, расколовшей страну в XX веке. Умерших не принято тревожить. Иудеи и мусульмане хоронили своих мертвых в земле раз и навсегда - до воскресения и суда. Язычники покойников сжигали, развеивали прах, отправляли в плавание, отдавали птицам и ветрам. Тибетские монахи уходили на ледяные вершины, где и застывали в молитве на столетия, минуя погребение. У христиан мощи стали объектом почитания, их переносят, возят - В Россию не раз привозили с Афона стопу апостола Андрея Первозванного, главу целителя Пантелеимона. Год назад по России была провезена рука святой мученицы Елизаветы Федоровны, сестры последней русской императрицы. Мертвые в услужении у живых Путешествия гробов всегда имели сугубо политический подтекст. Их закрепление за тем или иным местом служит вполне ясным целям. Обретение главы Иоанна Предтечи, захороненной в Омейядской мечети Дамаска, стало на века залогом мира между христианами и мусульманами в Сирии. А вот долгая эпопея с прахом семьи Романовых, несмотря на сопротивление Церкви, завершилась тем, что останки неизвестного числа людей захоронены в императорской усыпальнице Петербурга как останки царственных мучеников. К умиротворению в стране, несмотря на усилия кремлевских политтехнологов, эта акция не привела. Вообще такие дела в России добрых плодов не давали. Петр Первый перенес из Владимира в Санкт-Петербург мощи святого князя Александра Невского. И доныне живо устойчивое церковное предание о том, что святой князь не подчинился самодержцу и "мощи не пошли", а остались во Владимире. Этика предпочтений Восстановление справедливости в отношении мертвых в России идет медленно и касается только православных, которые умерли на Западе. Ныне покойный Надиршах Хачилаев в бытность депутатом Госдумы несколько лет безуспешно добивался захоронения на родине головы Хаджи-Мурата, выставленной его убийцами в XIX веке на обозрение публики в Кунсткамере. У мусульман такое обращение с останками считается кощунством. В рамках ислама человек должен быть похоронен там, где его застала смерть. Имам Шамиль скончался на пути из Мекки в Медину. Никому в Дагестане не приходит в голову добиваться возвращения его останков на родину. Перезахоронение мусульманина допустимо только в одном случае - если при этом он будет лежать ближе к Мекке или Иерусалиму. Не перевозят и грузины прах православного Шота Руставели из Иерусалима, даже несмотря на случаи святотатства в отношении его могилы. Культурные потребности живых Ворошить могилы не просто преступно, но и небезопасно. Народная молва навсегда связала вскрытие могилы Тамерлана в Самарканде в 1941 году с началом Великой Отечественной войны. Придя в Монголию, большевики уже не решились потревожить могилу Чингисхана. Даже перенос мощей может иметь последствия. Когда в XIX веке Грузия вошла в состав России, власти вывезли в Петербург голову Максима Исповедника и попытались вскрыть раку святой Нины. Митрополита, покусившегося на такое, разбил паралич, а святыню не тронули. После революции были вскрыты тысячи гробниц святых, мощи выброшены в выгребные ямы. Стоит ли удивляться, что большая часть святотатцев сгинула в лагерях. В 1941 году антрополог Герасимов начинает восстанавливать облик знаменитостей по черепам из могил. Список созданных портретов устрашающе велик: Тамерлан, Ярослав Мудрый, Хаджи-Мурат, Федор Ушаков, Андрей Боголюбский, Иван Грозный. Революции закон не писан. Но за три века торжества либеральных ценностей никто не потребовал прекратить святотатственное отношение к праху тех, кто когда-то был захоронен в соответствии с их религией. Крупнейшие музеи мира ломятся от останков погребений древних людей, мумий египетских фараонов, костей и черепов. Глумление над вождями Владимир Ленин, завещавший похоронить себя рядом с матерью, был положен буквально в основание нового государства - у Кремлевской стены. Теперь нарастает гул голосов, требующих "убрать мумию из мавзолея", вещающих, кто и как ухаживает за "мумией", кто ее переодевает, что делают с мозгом Ленина. Новый виток кощунства над поверженным вождем: сорок лет назад из мавзолея уже вынесли тело Сталина. Теперь по разным случаям все громче звучат призывы устранить весь некрополь у Кремлевской стены, а еще лучше главарей сжечь и прах развеять... Наверное, подзабылось, как москвичи рвали на куски мертвое тело царя Димитрия, стреляли "тушинским вором" в строну Польши и вешали 5-летнего царенка, сына Марины Мнишек. Недавно министр иностранных дел Грузии Хаиндрава, не иначе как впечатленный московской решительностью в отношении покойников, заявил: "Сталину, сделавшему много зла, место в грузинской земле все же найдется". В этих словах больше достоинства, чем в негодовании бывших партработников. Прах к праху Не зная, что делать с красными, власть везет гробы белых. Еще в 1984 году на Новодевичьем кладбище перезахоронен Федор Шаляпин. В 1995 году в Петербурге предан земле прах великого князя Кирилла Романовича. В 2000 году в Донском монастыре упокоился прах эмигрантского писателя Ивана Шмелева. В 2001 году из Англии привезена урна с прахом балерины Анны Павловой. В августе 2005 года на родину возвращен гроб адмирала Ивана Григоровича. Через год в России ожидают прах матери Николая II Марии Федоровны. Все - для достижения гражданского мира. Но мира все нет. У храма Всех святых на Соколе на месте разоренного кладбища воинов Первой мировой войны перезахоронен генерал князь Петр Иванович Багратион. Там же поставлены символические надгробия Колчака и Корнилова. Едва появились доски в память об атаманах Краснове и Шкуро, как началась кампания под лозунгом "вышвырнем фашистских прихвостней". До сих пор генерал Власов и более 2 миллионов русских, повернувших штыки против сталинского режима, - враги. Как, впрочем, и расстрелянный под Иркутском барон Унгерн - беспощадный враг красных, буддист в четвертом поколении, почитаемый в Тибете как святой. Иисус велел оставить мертвым хоронить своих мертвецов. Мы их перезахораниваем. Надежда Кеворкова Материал опубликован в "Газете" №186 от 03.10.2005г. |