Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ": Всевышний на линии. РПЦ обзаводится сетью "телефонов доверия"


В Нижегородской епархии Русской православной церкви начал работать круглосуточный "телефон доверия". Отныне, как сообщается, "любой желающий сможет проконсультироваться по спорному вопросу, выяснить порядок церковных таинств и обрядов, укрепиться в вере". В других епархиях подобные услуги носят прикладной характер: в Ставрополе с помощью "доверчивых" борются с сектантами, а в Барнауле на "горячей линии" вместе с пастырями дежурят врачи из центра по борьбе со СПИДом.

Комментируя новшество, епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов) отметил: "Мы знаем, что у людей есть огромное количество вопросов, которые они не всегда могут задать в храме на исповеди". Один из дежурных "телефонных батюшек", отец Олег, уточнил: "Не стоит путать: разговор по телефону – это не исповедь. Отпущение грехов по телефону невозможно. Ведь никакой телефон не застрахован от того, что его могут прослушать, а значит, таинство исповеди может быть нарушено".

И все же большая часть звонков – исповеди в чистом виде. Так, вчера во время своей вахты отец Илья, с которым удалось пообщаться "Новым Известиям", долго утешал верующую средних лет, которая в свое время не окрестила троих своих детей. Теперь они выросли и ни о каком крещении слышать не хотят. Понятно, что дать женщине по телефону разрешение от застарелых педагогических грехов отец Илья не дерзнул, но в меру сил и технических возможностей утешил – объяснил, кому и как в данном случае молиться.

По словам отца Ильи, "телефон доверия" приходится использовать и в миссионерских целях: объяснять абонентам азы вероучения. Звонят ли хулиганы? Прямого ответа на этот вопрос мы не получили, но, как сообщил отец Олег, "православный" телефон – с определителем номера. Не только чтобы отслеживать хулиганов или жаждущих дискуссии сектантов: "Так мы сможем поддержать обратную связь – я подумаю над вопросом, а потом по возможности перезвоню".

Кстати, о сектантах. Зазвонивший в феврале в Ярославле, при храме Сретения Господня, "телефон доверия" оказывает услуги людям, попавшим в зону внимания членов "нетрадиционных религиозных групп".

Настоятель храма отец Алексий говорит, что звонков поступает много и дежурным телефонистам в рясах приходится не только информировать о деятельности сект, но и оказывать скорую помощь по психологической реабилитации тем, кому довелось побывать в одной из сект. Организовала бесперебойную работу "антисектантского телефона" и Ставропольская епархия РПЦ. "Если вы сами, ваши близкие пострадали от деятельности тоталитарной секты или располагаете сведениями о готовящихся противоправных действиях сектантов, сообщите нам по телефону №..." – обратились к землякам инициаторы акции. После чего информация будет доведена до специалистов отдела безопасности городской администрации.

Рука об руку со светскими властями работают и телефонисты Омско-Тарской епархии. На вопросы омичей в течение восьми часов отвечают трое священнослужителей. Номер омского "телефона доверия" тот же, что и у региональной медико-психологической службы.

Не секрет, что во всем мире "телефоны доверия" часто используются спецслужбами. Так что не может не вызывать вопросов сотрудничество РПЦ со светскими властями в деле усиления "телефонной доверчивости" (у других конфессий в России подобных служб нет). Но с другой стороны, здесь все на полном доверии и построено, за язык никто не тянет.

Любопытно, что "телефонизация" РПЦ началась в 2001 г. в рамках церковной программы по профилактике распространения ВИЧ/СПИДа и оказанию духовной поддержки людям, живущим с этим заболеванием. По оценкам оптимистов, православные сегодня составляют около трети от общего населения России, по расчетам пессимистов – 3–5 %. В любом случае работы у патриарших политтехнологов – непочатый край. Осуществлять ее без применения научно-технических новшеств невозможно. К слову, правящий нижегородский архиерей Георгий в прошлом году удостоился Государственной премии "за разработку научно обоснованной технологии воссоздания исторических архитектурных памятников". Теперь он внедрил еще одно техническое новшество в процесс общения с паствой. На очереди, как сообщает сайт епархии, "горячая линия" в Интернете.

ПОКАЯТЬСЯ, НЕ СЛЕЗАЯ С ДИВАНА

Вопрос об исповеди по телефону и в Сети давно обсуждается пастырями христианских церквей. Не так давно комиссия Ватикана по связям с общественностью распространила заявление, в котором указывается, что отпущение грехов не будет производиться по Интернету в режиме on-line. Это заявление представители Церкви вынуждены были сделать в связи с тем, что в последнее время к ним постоянно поступают просьбы от желающих исповедоваться, что называется, на дому. Римская Католическая церковь всячески приветствует Всемирную сеть, указывается в заявлении, однако считает, что по церковным канонам исповедь возможна только при непосредственном, живом общении со священником.

В последнее время почтовыми интернет-службами размещается реклама сайта Олега Моленко. Бывший священник Зарубежной Церкви, живущий в Торонто, возглавляет созданную им секту, именуемую Вселенской Церковью Иоанна Богослова. Правда, "Церковь" эта все более виртуализируется. Отец Олег совершает богослужения, проповедует и отпускает грехи, не отходя от компьютера. Соответственно, паства его – те, кто предпочитает исповедовать веру, не слезая с дивана. "Конечно, – говорит "интернет-поп", – исповедание грехов по электронной почте не самое удобное дело. Но приходится выбирать между душевной пользой, которая связана с некоторым неизбежным неудобством, и "удобным" пребыванием в грехах. Исповедь посредством Интернета – мера вынужденная, но вполне допустимая". Главный аргумент отца Олега в пользу допустимости "электронного таинства" – то, что "если, скажем, спецслужбы захотят узнать нечто о прихожанах данного священника через прослушивания их исповедей, то им легче и удобнее поставить "жучок" прямо в месте исповедования и слушать все исповеди, чем взламывать сотни почтовых электронных ящиков в надежде прочитать среди десятков писем каждого прихожанина возможную исповедь. Вот почему исповедь по Интернету предпочтительнее, чем в храмах".

Михаил Поздняев

19 июля 2005 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования