Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ": Богомолье с комфортом.
В России начался бум паломнического туризма


Хотя бы раз в жизни поехать на богомолье в древнюю обитель, в святые места в старину считалось обязанностью каждого русского. Ехали на перекладных или шли пешком, ели, что Бог пошлет, спали, где придется. А уж достигнув цели путешествия, вообще во всем уподоблялись монахам. В наши дни паломничество – модный вид туризма. И церковь стала фактически монополистом на этом новом рынке туристических услуг.

Надо отдать должное хозяйственникам из патриархии: паломнический туризм быстро стал одним из основных статей ее доходов. Так, в прошлом году церковные туроператоры предлагали 50 маршрутов, по которым совершили путешествия за рубеж 50 тыс., а внутри страны 2 млн. человек. В этом году маршрутов уже 65, и число "организованных паломников" может достичь 3 млн. человек.

Начинался этот богоугодный и выгодный бизнес в середине 90-х со скромных бумажек на храмовых вратах: "Организуется поездка... Звонить по телефону..." Сегодня "кликни" компьютерной мышкой – и высыплются десятки ссылок на соответствующие интернет-сайты. В епархиях, приходах и монастырях работают 90 паломнических служб, кроме того, действуют 30 общественных организаций, занимающихся поездками по святым местам. Координирует всю эту бурную деятельность Паломнический центр Московского патриархата, расположенный в управляемой им гостинице "Университетская" класса "три звезды". Между прочим, номера там для "простых смертных" стоят от 1050 до 4200 руб. в сутки, для паломников – от 840 до 3360 руб. Прямо скажем, для Москвы расценки установлены по-божески.

Соответствуют расценки и на предлагаемые РПЦ туры – они дешевле на четверть, а то и на треть аналогичных "светских" маршрутов. В каждой поездке предусмотрено участие в богослужениях, общение со священниками, омовение в святых источниках. В недельную поездку по городам Золотого кольца, в Дивеево, в Оптину пустынь стоимостью 60–150 долларов включены завтрак или ужин, размещение в монастырских общежитиях или в гостинице, железнодорожная плацкарта или передвижение на "Икарусах". Паломник вправе доплатить за купе или СВ, трехразовое питание и одноместное размещение, но этой возможностью пользуются немногие. Паломничество – туризм особый, с психотерапевтическим уклоном. Тут не до комфорта, главное – чтобы душе была польза.

Десять лет назад казалось: выбор у паломника небогат – между Иерусалимом и Соловками. Выяснилось: на земле, куда ни ткни, всюду святое место. В этом сезоне среди самых популярных маршрутов – Северо-Запад, Урал, Алтай и даже Заполярье. Легко набираются группы, направляющие стопы к очагам духовности на Украине, в Белоруссии и Молдавии. С прошлого лета регулярно организуются туры в Эстонию, Латвию, Абхазию и Грузию. Что касается дальних стран, то все большим спросом пользуются туры по схеме "паломничество+отдых" в Скандинавию, на Балканы, в страны Восточного Средиземноморья и даже в Маньчжурию. Цена этих 6–10-дневных маршрутов – от 200 до 400 долларов.

Спрос рождает предложения, и жалоб от паломников агентства не получают. Зато жалуются на бурное развитие этой отрасли православного бизнеса те, для кого святые места – дом родной. Широкую огласку получила ситуация, сложившаяся на Валааме, в одной из "горячих точек" паломнического туризма. Третий год пресса бьет тревогу: РПЦ, мол, "пытается выжить туристов с Валаама". Неделю назад эти утверждения опроверг наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий (Жердев). Он заявил, что речь идет лишь о бурном потоке "дикарей", который нужно ограничить в "экологических целях". "Валаам, – сказал епископ, – особо охраняемая природная территория и действующий монастырь, поэтому и туризм здесь должен развиваться в тех формах, которые позволяют понять, что это не только красивое место, но и то, что это святыня, возникшая благодаря живой вере". По мнению владыки, число посетителей следует ограничить до 1,5 тыс. человек в день. Ясно, что эта квота не могла не быть согласована с паломническими центрами РПЦ.

Или такой "крик души" молодого человека, решившего постричься в монахи, опубликованный на популярном сайте диакона Андрея Кураева: "Известные монастыри сейчас являются объектом интенсивного паломничества и православного туризма. А монах не для того покидает мир, чтобы потом с ним постоянно общаться. Может быть, кто-нибудь знает какой-нибудь затерявшийся в лесной глуши монастырь?" Бедолаге посоветовали такую обитель, до которой добираться надо восемь часов, и все лесами.

Но подобных мест в России все меньше. Паломнический туризм стал главным источником пропитания для древних обителей по примеру Троице-Сергиевой лавры, под стенами которой в иные дни собирается до сотни "Икарусов". Это вызывает резкую реакцию со стороны уже не смиренных иноков, а правящих архиереев.

"Деятельность фирм, организующих паломничества к святым местам, способствует распространению ложной духовности, – считает епископ Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин). – Там работают люди, которые просто стремятся освоить "сегмент рынка". Они используют характерное свойство современного человека – стремление получить плоды духа мимоходом и даром. В программе экскурсий по святым местам часто предусмотрено и "посещение прозорливого старца". Но такая экскурсия ничего не даст человеку, если он не хочет работать сам над своим сердцем..."

Гнев епископа объясним. Но и туроператоров понять можно. Бизнес развивается – расширяется сфера услуг. И если в епархии пока нет святых мощей чтимого старца – отчего не предложить паломникам общение со старцем живым?

Думают о перспективах развития туристического рынка и на самом верху РПЦ. Прошлой осенью проводилась общецерковная конференция "Православное паломничество: традиции и современность", на которой говорилось о том, чтобы отделить паломническую деятельность от туризма – то есть законодательно закрепить на святых маршрутах церковную монополию. "Туризм – это желание посмотреть другие страны, получить новые впечатления, а паломничество – проявление религиозной жизни,– пояснил замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата епископ Егорьевский Марк (Головков).– Иногда турфирмы для большей привлекательности используют слово "паломничество", чтобы заинтересовать верующих".

Обеспокоенное такой конкурентной борьбой, руководство РПЦ считает, что всей паломнической деятельностью должны заниматься созданные при епархиях, монастырях и приходах специальные отделы. Инициативу РПЦ уже поддержали глава Федерального агентства по физкультуре, спорту и туризму Вячеслав Фетисов и председатель комитета Госдумы по экономической политике Юрий Барзыкин.

Претензии РПЦ на монополию в этой сфере бизнеса, по словам представителя Российского союза туриндустрии, не вызовут возражений и с их стороны. Наверное, потому, что внутри страны уже все "схвачено" церковью.

Михаил Поздняев

7 июля 2005 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования