Начатая Моспрокуратурой экспертиза содержания "Шульхан Арух" вызвала возмущение в Израиле. Как пишет в среду "Коммерсант", узнав о допросе раввина Зиновия Когана, МИД Израиля немедленно потребовал разъяснений от МИД России. 23 июня в межрайонной Басманной прокуратуре Москвы был допрошен руководитель Конгресса еврейских религиозных объединений и организаций России раввин Зиновий Коган. Как рассказал раввин, в прокуратуре ему задали один вопрос: почему в 1999 году было решено издать книгу "Шульхан Арух" на русском языке. "К тому времени мы открыли в Москве две новые ишивы (религиозные учебные заведения), и появилась необходимость в литературе на русском языке, поэтому была издана книга",– ответил следователю раввин. О допросе сразу же стало известно в Иерусалиме. "Такого не происходило в течение многих десятилетий ни в России, ни в других странах, с которыми Израиль поддерживает дипломатические отношения", приводит газета слова пожелавшего остаться неназванным источника в израильском правительстве. МИД Израиля немедленно потребовал разъяснений, однако ответа так и не получил. По сведениям издания, первый вице-премьер Израиля Эхуд Ольмерт в понедельник имел долгий разговор с премьером Израиля Ариэлем Шароном, который "крайне озабочен случившимся". Премьер поручил ему выяснить, как могло случиться, что священная книга иудеев попала в России под подозрение как подстрекательская. Господин Ольмерт заявил, что Израиль рассматривает это как "беспрецедентное проявление антисемитизма". Таким образом, вопрос об антисемитизме в России стал главным на переговорах вице-премьера с премьером Фрадковым. Израильский вице-премьер зявил на встрече, что Израиль ждет от России конкретных шагов и ясной оценки действий московской прокуратуры. В ответ прокуратура Москвы объявила во вторник о том, что как в отношении издателей книги "Шульхан Арух", так и в отношении авторов обращения в Генпрокуратуру уголовные дела возбуждаться не будут. Совладелец группы "МЕНАТЕП" Леонид Невзлин расценил действия прокуратуры в этих делах как проявление государственного антисемитизма. В интервью Граням.Ру он поименно назвал антисемитов в окружении Путина. дословно Михаил Членов генеральный секретарь Евроазиатского еврейского конгресса ...Каждая религия, каждая развитая религия - подчеркну особенно, каждая из трех авраамических религий, то есть иудаизм, христианство и ислам, - содержит в себе серьезный элемент обскурантизма, то есть мракобесия. И это, мне кажется, очень важно подчеркнуть: оно есть везде. Более того, среди адептов этих религий мы везде, во всех совершенно странах, включая Россию, видим группу людей, которых привлекает в религии именно обскурантизм. ...Теперь, что такое собственно книга "Шулхан-Арух", к которой апеллируют эти вот господа? Безусловно, эта книга не является христианской книгой, и симпатии к христианству в ней нет, скажем так, прямо и откровенно. Да и не должно быть. Да, эта книга не христианская, более того, книга, которая на самом деле определяет жизнь человека, который живет в окружении иноверцев. Вот там именно жили евреи вплоть до создания государства Израиль, да и сейчас тоже живут в значительной степени. ...Теперь по поводу конкретных вопросов. Вот вы привели пример: еврейка не может принимать роды. Я уже не говорю о том, что самый знаменитый роддом в Москве, куда, так сказать, мчались все, он основан был евреем... Да, Грауэрман у нас скорее еврей, а не, допустим, тамил или китаец. Цитата, которую они приводят, звучит следующим образом: "Еврейке не следует помогать нееврейке при родах, кроме как в случае, когда эта еврейка известна как акушерка. В этом случае ей это разрешается, чтобы не вызывать вражды к нам, только за плату и в будний день"... Тут идут уже религиозные законы, строгость которых опять же на разном уровне для ортодоксальных евреев того или иного вида и неортодоксальных евреев. Естественно, что еврейка, которая не является акушеркой, не должна помогать при родах. Почему? Понятно: не дай бог что случится, тогда уже в тех условиях, когда писалась эта книга, обвинять будут не только эту даму, но и всю общину, к которой она принадлежит. Будут говорить: "О, это специально было сделано, для того чтобы христианское дитя умертвить, а потом еще и кровь его взять". Можно привести много других примеров. Цитаты эти частично искажены, частично вырваны из контекста. ...Мы не должны оправдываться за то, что написано в священных книгах, так же как христиане, допустим, не должны оправдываться за высказывание Христа "Я не мир принес, но меч" или, например, за его обращенную к самаритянке речь о том, что "не псам буду это бросать, уйди от меня прочь, я послан только спасти погибших овец израилевых" (говорю по памяти, а не цитирую). А о Коране уж и говорить нечего. Просто всегда на любого гуманиста найдется свой Осама бен Ладен. Это особенность той культуры, тех религий, в которых мы живем. Иудаизм в этом отношении более сдержан, гораздо более скромен, потому что на каждый такой внешне ксенофобный пункт имеется разъяснение, комментарий в книгах, но кроме этого - раввин, который по еврейскому закону (и это очень важно) имеет право закон интерпретировать и менять. Религиозное право - это постоянно изменяющаяся система. Радио "Свобода", 13.02.2005 справка Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по факту обращения в Генпрокуратуру с требованием о запрете еврейских организаций Из письма генпрокурору о запрете еврейских организаций Cоответствуют ли истине резко отрицательные оценки еврейства русскими патриотами? Если соответствуют, то подобные оценки оправданы и, независимо от эмоциональности не могут квалифицироваться как унизительные, возбуждающие рознь и т.д. Депутаты, подписавшие антисемитское письмо генпрокурору фракция "Родина": Сергей Глотов, Анатолий Грешневиков, Сергей Григорьев, Александр Крутов, Николай Леонов, Олег Мащенко, Владимир Никитин, Николай Павлов, Игорь Родионов, Андрей Савельев, Юрий Савельев, Ирина Савельева, Иван Харченко, Александр Чуев. Фракция КПРФ: Николай Езерский, Владимир Кашин, Николай Кондратенко, Альберт Макашов, Петр Свечников, Сергей Собко. Обращение к генпрокурору о запрете национальных и религиозных еврейских организаций ...Мы, как в целях защиты нашего Отечества, так и личной самообороны, вынуждены обратиться к Вам, господин Генеральный прокурор, с настоятельной просьбой в кратчайший срок проверить изложенные вопиющие факты и, если они подтвердятся, официально возбудить дело о запрете в нашей стране всех религиозных и национальных еврейских объединений как экстремистских. Кицур Шульхан Арух "Шульхан Арух" - галахический (то есть религиозно-правовой) кодекс XVI века, апеллирующий к книгам, написанным более чем за тысячу лет до него. "Шулхан Арух" (буквально: "накрытый стол") был составлен рабби Йосеф Каро (1488-1575). Впервые опубликована в 1565 году в Венеции. В "Шульхан Арухе" собраны правовые и поведенческие нормы; каждая снабжена комментарием, в котором обсуждаются условия ее применимости. Одни из них, такие, например, как запрет убийства или любовь к ближнему, с точки зрения иудаизма непреложны; другие связаны с определенной социальной ситуацией и утрачивают силу при ее изменении. Многие нормы, зафиксированные в этих книгах, относятся к временам, когда иудаизм преследовался и еврейские общины пребывали на грани уничтожения. "Кицур Шульхан Арухе", то есть краткий "Шульхан Арухе" cоставлен рабби Шломо Ганцфридом (1800-1886) в Венгрии. Впервые опубликован в 1864 году. В нем те же нормы даются в чистом виде, без комментариев, что позволило превратить крупноформатный четырехтомник в одну книгу, правда, объемом в полтысячи страниц. По замыслу составителя, "Кицур Шульхан Арух" предназначается для тех, кому по тем или иным причинам не довелось углубленно изучать законы Торы. Однако приведенные в этой книге нормы сами по себе не могут быть правильно поняты без комментария: "Кицур Шульхан Арух" непременно предполагает знание "Шульхан Аруха", умение им пользоваться. Для этого нужны годы учебы. "Новое время" Грани.Ру |