Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"HAARETZ": Напоминание о мрачных временах средневековья. Специалист по отношениям между евреями и христианами в средние века об исследовании книги "Кицур Шульхан Арих" в России


 Известие о том, что в России решено исследовать 'Кицур Шульхан Арих' - сокращенный кодекс иудаистского права - на предмет разжигания расовой вражды, вызвало у профессора Израэля Якова Ювала (Yisrael Yaakov Yuval), специалиста по отношениям между евреями и христианами в Средние века, ощущение, что 'мы вернулись в 13 век'.

Любой, кто знаком с историей еврейского народа, подобно Ювалу, не может не испытывать ошеломляющего чувства, будто мы снова вернулись в средневековье. Расследование, начатое против одной еврейской организации в России из-за того, что она занималась распространением книги в русском переводе - лишь последний инцидент: история знает немало подобных случаев, связанных с еврейскими религиозными трудами, содержащими, как считалось, высказывания, направленные 'против неевреев'. Тогда как правило дело заканчивалось массовым сожжением книг, еврейскими погромами и изданием антисемитских указов.

Наиболее известный из таких случаев произошел в Париже в 1240 г., когда выкрест из евреев Николя Донэн (Nicolas Donin), заявил, что в Талмуде содержатся выпады против 'гоев'. Вероотступники часто играли свою роль в неурядицах, постигавших евреев, поскольку именно они были в состоянии сообщить христианам любые подробности о содержании Талмуда.

Католическая церковь повелела устроить религиозный 'диспут' - своего рода публичный процесс, в ходе которого евреи должны были защищать свои канонические тексты от обвинений со стороны христиан. Вскоре после этого папа приказал конфисковать экземпляры Талмуда и передать его монахам-доминиканцам для изучения. В течение 10 лет после издания этой буллы по всей Европе происходили публичные сожжения Талмуда. В 1241 г. эта кампания привела к еврейским погромам во Франкфурте.

Впрочем, в 1247 г. евреи сумели добиться согласия папы Иннокентия IV на то, что Талмуд, признанный основополагающим текстом иудейской религии, больше не будет сжигаться.

В 1413 г. другой еврей-вероотступник, испанец Йошуа Халорки (Joshua Halorki), также выступил с обвинениями в том, что Талмуд содержит тексты, направленные против неевреев. Евреев вновь вызвали на публичный процесс в городе Тортоза. Темой для разбирательства, продолжавшегося два года, стали якобы содержавшиеся в Талмуде 'ошибки, ересь и оскорбления христианской веры'. Процесс завершился изданием указов о дискриминационных мерах против евреев.

В 1509 г. Иоганн Пфефферкорн (Johanne Pfefferkorn) - еще один еврей, обратившийся в христианство - выступил против Талмуда в Германии. Однако на этот раз евреев защищал ученый-христианин Иоганн Рейхлин (Johannes Reuchlin), доказывавший, что в Талмуде содержится множество доказательств правоты христианской веры, и сожжения Талмуда удалось избежать.

Несомненно, иудаистское законы ('галаха'), особенно те, что содержатся в Талмуде, проводят различие между евреями и неевреями. С особой силой этот контраст проявляется в 'Мишне Торе', написанной Маймонидом (Maimonides), где он систематизирует все галахические нормы Талмуда. Так, 'гоям' запрещается изучать Тору и соблюдать шабад, поскольку эти священные книги и обычаи предназначены исключительно для иудеев: нееврей, нарушивший эти предписания, подлежит казни. Согласно другим нормам евреи не обязаны возвращать неевреями потерянные ими вещи, или в лучшем случае могут возвращать их только ради поддержания дружеских отношений.

Каббалистические труды или произведения людей, попавших под влияние Каббалы, содержат еще более радикальные утверждения о различиях между иудаистами и 'гоями'. Уже в 20 веке раввин Авраам Исаак Кук (Abraham Isaak Kook) писал: 'разница между душой израильтянина : и душой любого нееврея, каков бы ни был уровень последнего, больше и глубже, чем разница между душой человека и животного'.

Что же касается 'Шульхан Арух' - кодекса галахических норм, составленного в 16 веке - то в нем, как считается, почти не содержится комментариев и установлений подобного рода. Кое-где присутствуют их отдельные рудименты, вроде установления (на котором, судя по всему, и основываются утверждения российских обвинителей), запрещающего принимать роды у женщин-неевреек в шабад, поскольку подобное стало бы нарушением шабада, а идти на это ради нееврейки не следует.

Ювал, специалист по отношениям между евреями и христианами, рассказывает, что 'Шульхан Арух' подвергся редактированию со стороны евреев и христиан-цензоров, что стало возможным после изобретения печатного станка: это позволило более тщательно контролировать содержание книг еще до их публикации.

По словам Ювала, со времен публикации кодексов иудейского права подобная внутренняя и внешняя цензура только усилилась, в результате чего вышедший в 19 веке 'Кицур ('сокращенный') Шульхан Арух' содержит еще меньше выпадов против 'гоев', чем его предшественник. 'Я впервые сталкиваюсь с тем, что 'Шульхан Арух' становится предметом полемики', - отметил он.

Толкователи-евреи старались сгладить острие иудаистских правовых норм, направленных против неевреев. Еще в 13 веке раввин Менахем Хамейри (Menachem Hame'iri) писал, что подобные установления не распространяются на адептов монотеистических религий вроде христианства и ислама, а только на идолопоклонников.

В любом случае обсуждение иудаистского права следует оставить самим евреям, и российская прокуратура здесь абсолютно ни при чем. Проблема, которая не должна оставлять никого равнодушным, заключается в возрождении антисемитизма в его самых мрачных формах.

"Haaretz", Израиль
Яир Шелег (Yair Sheleg),
28 июня 2005
Перевод опубликован на сайте
ИноСМИ.Ru


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования