Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"ИЗВЕСТИЯ": Как в Петербурге разрушают еврейское кладбище


Выкорчеванные надгробия свалены в канаву. Почти все, как нарочно, разбиты на мелкие куски. На уцелевшем крупном обломке памятника едва читается залепленная грязью надпись: "Красновская Феня Владимировна (1885-1966)". Рядом надгробие с пятиконечной звездочкой. Втоптаны в глину пластмассовые цветы из разоренных венков. Отдельной кучей лежат мраморные осколки могильных плит, на них угадываются даты не столь давних смертей - 1976, 1978. Рядом в подсыхающей луже что-то белеет. Невозможно поверить, что это человеческие кости. В десяти метрах - железнодорожные рельсы. Здесь Октябрьская железная дорога строит так называемую зону отвода.

- Тяжелая техника шла прямо по территории кладбища, сгребая ковшами могилы. Там были бульдозер, экскаватор и несколько "Камазов", на всех фирменные логотипы БСК - "Балтийской строительной компании". Я вместе с ребятами из бригады перегородил машинам путь. Мы спросили у рабочих, как они могут ломать могилы. Они ответили: "У нас приказ". Тогда мы вызвали милицию. Приехал наряд, работы приостановили, - рассказал "Известиям" мастер Преображенского еврейского кладбища Алексей Лаврентьев.

По словам директора объединенного комплекса Преображенского еврейского кладбища и кладбища имени Жертв 9 января Валентины Сидоровой, никаких документов о том, сколько человек и кто именно захоронен на уничтоженном участке, не сохранилось. После того как Октябрьская железная дорога (ОЖД) построила четыре или пять новых веток, рельсы вплотную подошли к кладбищам, расположенным по обеим сторонам путей. Начиная с 2001 года строители разрушили или повредили уже 12 могил, не считая вчерашнего ЧП. Споры с ОЖД о том, кому принадлежит земля рядом с нынешними рельсами, тянутся уже несколько лет. "На сегодняшний день у кладбища нет четко оформленных границ", - призналась Валентина Сидорова. Однако, по ее словам, у железнодорожников тоже нет никаких документов, подтверждающих права на спорный участок.

Узнав о ЧП, к родным могилам стали стягиваться встревоженные люди.

- Мне позвонили родственники, и я скорее побежала к отцу, он здесь похоронен. Могила не пострадала. Но помню, она была седьмая от дороги, теперь - пятая. Два ряда снято, - ошарашенно взирает на "большую стройку" Марина Макаренко.

Многие еще не знают, что могилы их родственников пострадали. А у кого-то и живых родственников не осталось. Жуткое ЧП всячески стараются замять. По словам раввина северо-западного отделения

Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России Хаима Бурштейна, строители успели уничтожить примерно около 40 могил.

- Случившееся представляет для нас глубочайшую духовную, эмоциональную и религиозную травму. Согласно законам иудаизма, захоронение - неотъемлемая часть продолжения жизни человека, и категорически запрещено тревожить его покой! - говорит раввин Хаим Бурштейн. По его словам, строители не только разрушили могилы, но и вывезли большую часть обломков и останков как строительный мусор на какую-то свалку. "Теперь наш долг - найти эту свалку, собрать все останки и перезахоронить их как положено. Но мы уже больше недели не можем выяснить, куда увезли могилы, - сокрушается раввин Бурштейн. Он пытался попасть на прием к начальнику ОЖД Геннадию Комарову. "Но меня не пустили даже в управление, сославшись на то, что я не гражданин России, - говорит израильтянин Бурштейн. - До сих пор я не видел в случившемся проявлений антисемитизма - только преступную халатность".

В понедельник о случившемся было доложено губернатору Петербурга Владимиру Яковлеву. Как сообщил "Известиям" его пресс-секретарь Александр Афанасьев, губернатор оценил ситуацию как "неоднозначную", заявив, что в любом случае "не должно быть такого, чтобы строительство разрушало кладбища". Прокуратура Невского района Петербурга начала поверку. Как удалось узнать "Известиям", в действиях руководителя строительной организации, по мнению прокурора, "усматривается состав преступления, предусмотренного статьей 244 УК (надругательство над телами умерших и местами их захоронения)". Прокурор рекомендовал до окончания проверки приостановить работы на кладбище. Дело передано в Невское РУВД.

В управлении ОЖД отказались комментировать происшедшее. Железнодорожники переваливают ответственность на строителей, утверждая, что они к сносу могил не имеют никакого отношения, а во всем виновата БСК. В Балтийской строительной компании вплоть до середины вчерашнего дня от журналистов отмахивались: "Не сносили мы никакие могилы!" Заместитель генерального директора компании Михаил Сирота сообщил "Известиям", что вчера вечером лично побывал на месте ЧП. По его словам, экскаваторы и "Камазы" вышли... на уборку строительных холмов, оставшихся после проведения работ еще с прошлого года. Валяющиеся в канаве разбитые надгробия, по мнению Сироты, - просто мусор.

- Люди меняли надмогильные памятники, а старые, ненужные, выбрасывали к железной дороге, - объясняет Михаил Сирота. - У меня нет уверенности, что там вообще были захоронения. Зато я знаю, что наши рабочие на могилы не пойдут. Мы же нормальные люди.

Строитель также обещал показать раввину Хаиму Бурштейну свалку, куда вывезли на "Камазах" "строительный мусор" с еврейского кладбища.

Елена Роткевич


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования