Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"AKTUELL.RU": 1000-летняя Казань - город-модель на Волге. Из традиционной казанской терпимости выгоду извлекают не только мусульмане и христиане


Город Казань на Волге стал символом мирного сосуществования Ислама и Христианства. Здесь давно не было серьезных конфликтов между религиями.

Столица российской Республики Татарстан, которая летом с большой помпой отмечает свое тысячелетие, является сегодня своеобразным сплавом народов и религий. Перед православной казанской церковью торговцы сувенирами продают исламские четки и картины с сурами из Корана. Скромные женщины в платках прогуливаются по новой пешеходной улице рядом с девушками с бутылками пива в руках и крашеными в яркий светло-русый тон волосами.

Как минимум немного другая кровь в венах

Мусульмане и христиане составляют почти две равные половины казанского населения. Однако, в отличие от Балкан или Кавказа в городе на Волге уже в течение многих поколений не было никаких существенных религиозных или этнических конфликтов. Смешанные русско-татарские браки уже давно стали привычными. 'Вероятно, здесь уже не осталось таких, в чьих венах не текло бы немного крови другой нации', - считает Александр Павлов из Казанской православной епархии.

Мэр Казани Камиль Исхаков управляет из заставленного строительными лесами здания городского правительства скорее не городом с миллионным населением, а огромной стройкой. Незадолго до празднования тысячелетия Казани, которая находится в 800-х километрах восточнее Москвы, можно, по меньшей мере, в центре города повсюду услышать стук пневматических молотков или скрежет экскаваторов. Целые кварталы в историческом центре города сносят целиком и строят заново.

Мы идем европейским путем

'Во времена татарского ханства в Казанском Кремле были лишь мечети, после завоевания города солдатами Ивана Грозного - только церкви', - говорит Исхаков. Сейчас в вечернем небе православные кресты на церковных куполах возвышаются рядом с золотыми полумесяцами. Восстановленная по средневековому образцу мечеть Кул Шариф с ее четырьмя стройными минаретами стала новым символом татарской столицы. Как заявил мэр, городское правительство старается сегодня одинаково относиться к обеим конфессиям.

'Здесь мы идем европейским путем', - говорит Валиулла Якупов, заместитель муфтия Казани и Татарстана. Издавна Ислам на Волге значительно отличался от отправления религиозных обрядов в таких странах, как Саудовская Аравия, 'где даже нельзя перевезти через границу Библию'. Татарские женщины никогда не закрывали лица паранджой и всегда были такими же образованными, как и мужчины. Так как татары столетьями живут в России как меньшинство, терпимость по отношению к христианству является для них само собой разумеющейся, рассказывает он.

Иностранные посланники разжигают религиозные распри

Однако, спорящие между собой российские мусульманские организации уже много лет упрекают друг друга в оказании тайной поддержки фундаменталистам, которых в России называют 'ваххабитами'. Второй по рангу исламский сановник волжской республики Якупов также не отрицает, что радикальные подстрекатели стараются нарушить мир, существующий между конфессиями в Татарстане.

Он объявляет войну иностранным эмиссарам, которые пытаются подкупать большими деньгами мусульманские общины Казани и переориентировать их на фундаментализм: 'Мы не хотим, чтобы отравили нашу молодежь'.

Пока же большинство лозунгов исламских фанатиков затихают, не будучи услышанными в старом университетском городе, в котором учился Лев Толстой, а позже и Владимир Ленин. Татарские националисты, которые на массовых демонстрациях в начале 90-х требовали полной независимости от России, также не смогли настоять на своем. Руководство республики, полностью окруженной русскими землями, прагматично удовольствовалось тогда широкими правами автономии.

Папа Римский хотел приехать в Казань

Из традиционной казанской терпимости выгоду извлекают не только мусульмане и христиане: еврейские семьи со всего СССР на пике советского антисемитизма отправляли своих детей на учебу в Казань, в то время как в Москве и других городах студентов с еврейскими фамилиями не принимали. И даже Папа Римский Иоанн Павел II едва не отправился в поездку по России, о которой он так мечтал. И посетил бы он если не Москву, то уж, по меньшей мере, Казань.

Планировалось, что самолет Папы на обратном пути из Монголии должен был сделать посадку в Поволжье для дозаправки. Там Иоанн Павел хотел передать русской церкви почитаемую как православными, так и католиками икону Казанской Божьей Матери, которая много лет находилась в его частных покоях. Визит Папы Римского на Волгу не получился. И все же Ватикан, не без активной помощи мусульманской политической элиты Татарстана, подарил икону, и, возможно, Казань скоро станет вновь не только центром русского Ислама, но и одним из святейших городов Православия.
 
Карстен Пакайзер
 
"Aktuell.ru", 22 июня 2005 г.
Опубликовано на сайте "inoСМИ.Ru" 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования