Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЧЕСТНОЕ СЛОВО": У Бога отверженных не бывает, или Рассказ о том, почему христианские центры помощи наркоманам добились таких успехов


 Около года назад "ЧС" в статье "Экстракт эмбриона, неулептил или Бог: Что из этого поможет наркоману?" уже рассказывало об успехах протестантских общин Сибири в преодолении наркомании. Тогда среди наших собеседников был и куратор христианского реабилитационного центра при пятидесятнической Церкви "Назарет" Владимир Павловский. И сегодня он снова наш собеседник.

Почему мы вернулись к этой теме? Во-первых, за год проблема наркомании в стране стала еще острее. Сейчас в России, по различным оценкам, от четырех до 10 миллионов наркоманов, и каждый, попавший в эту беду, втягивает в свой круг еще 15 — 20 сверстников. Рост наркозависимых за последние четыре года среди российских студентов составил 600 — 800 процентов!

В Новосибирской области число наркоманов, по неофициальным данным, приближается к 100 тысячам человек. Однако никаких радикальных мер по преодолению наркомании в России до сих пор так и не предпринято. Более того, несмотря на то, что "официальной" медицине пока удается вылечить всего три-пять процентов наркозависимых (и это уже вторая причина нашей сегодняшней беседы), сейчас предпринимаются попытки дискредитировать ту уникальную христианскую систему реабилитации наркоманов, которую создали в стране баптисты и пятидесятники. Их центры по преодолению наркомании уже спасли (без преувеличения!) десятки и десятки тысяч людей. И вот неожиданно на такие христианские центры обрушилась волна нападок. И знаете с чьей стороны? Со стороны христианской Русской Православной Церкви. Разумеется, "атаку" на деятельность протестантов по избавлению людей от наркомании ведет далеко не вся РПЦ. И тем не менее, факт есть факт. О том, как на самом деле обстоят дела, мы беседуем сегодня с Владимиром Павловским

— Сегодня в России действуют несколько сотен протестантских центров, помогающих людям избавиться от наркотической зависимости. Что побуждает протестантов, и в частности вас, так массово заниматься подобной деятельностью?

— Еще на заре своей христианской жизни я прочел в Библии слова, которые меня поразили. "Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?" Прочитав это место в Писании, я принял это для себя как слово от Бога. Я считаю, что это основной побудительный мотив в моей жизни. И, думаю, что всех, кто работает в центрах реабилитации наркоманов, побуждает к этому служению Святой Дух.

— В своем докладе на одной из конференций настоятель новосибирского собора Александра Невского протоиерей Александр Новопашин утверждал, что современная медицина бессильна перед наркоманией. А каковы успехи в борьбе с наркоманией в протестантских центрах, в частности в вашем центре?

— Я хотел бы немного шире взглянуть на эту проблему. А каковы успехи в борьбе с алкоголизмом? Каковы успехи в борьбе с курением? Каковы успехи в борьбе с воровством, с проституцией? Все это можно объединить в один вопрос — каковы успехи в борьбе с грехом? Потому что все перечисленное — это грех. Грех, с которым мы, христиане, призваны бороться. И это война. Это духовная война. Битва между дьявольскими силами и Божьими силами. И об этом прекрасно знают все христиане. И священники, и служители, и все люди, которые знают Бога.

Каков может быть успех в этой борьбе? Я знаю, что успех уже произошел. Победа Христа над дьяволом уже была совершена две тысячи лет назад на Голгофе. И сейчас этот успех можно видеть в тех людях, которые прошли и проходят реабилитацию в наших центрах. Люди получают освобождение от этого греха. Вообще греха невозможно избежать в нашей жизни. Но его можно победить Божьей силой. И успех этой победы зависит от того, насколько ты открыт для Бога. Я все это испытал на себе. Я был и наркоманом, и алкоголиком. И освобождение от этого греха получил от Бога.
 — Владимир, вы сказали, что успех зависит от открытости человека Богу. А можно сказать, что в вашем центре человеку помогают открыться для Бога?

 — Задача служителей реабилитационного центра состоит в том, чтобы направить человека ко Христу. Чтобы показать человеку голгофский подвиг Христа. И привести человека на Голгофу. Не служители центра, а Дух Святой приводит человека ко кресту. Дух приводит человека к Голгофе и показывает ему распятого Христа. И когда человек понимает, что Иисус страдает за него, он получает освобождение.

Что мы, как служители, можем сделать? Мы благовествуем, мы открываем Библию, мы читаем.

 — Мы понимаем, что очень сложно описать воздействие Святого Духа на освобождение человека от наркотической зависимости. И все-таки расскажите о том, как организовано пребывание наркоманов в вашем центре, какие методы лечения вы используете (медикаменты, психотерапия), и что рассказывают сами наркоманы о той силе, которая освободила их от зависимости?

— Я вспоминаю одну мысль из Священного Писания. Эту мысль часто цитируют представители самых разных христианских церквей. "Познай истину и истина сделает тебя свободным". А Христос говорит: "Я есмь путь и истина и жизнь". А как можно познать истину? Только через Священное Писание. Открываешь Библию — читаешь. Читаешь — молишься. И принимаешь ответы от Духа Святого. А Дух Святой есть животворящая сила. Дух Святой нам оставил Иисус Христос как Утешителя и Наставника. Познание — это слияние человека с Духом Божьим. И когда происходит это соединение, приходит и свобода.

Тот, кто ищет Бога, тот получает эту свободу. Бог обещал: изолью от Духа Моего на всякую плоть. И вот когда наркоман открывает сердце свое и призывает имя Господне, в этот момент и происходит освобождение человека от зависимости. В этот момент происходят изменения и в сердце человека, и в его жизни.

А что касается медикаментозных средств, то мы их и не применяли никогда. Вера наша основана на том, что Бог в силах освободить человека, и Он хочет этого.

 — Многие наркоманы, которые хотят избавиться от зависимости, обращаются в медицинские учреждения, где лечат психотерапией и медикаментозными средствами. Ведь наркомания — это же еще и физическая зависимость. У наркомана изменяется состав крови, и само тело несет в себе какие-то изменения. А после того как наркоман поверил в Бога, что, и его плоть начинает изменяться?

 — Сказано: из сердца источники жизни. И именно сердце первично в нашей жизни. И на что настроено наше сердце — на общение с Господом, на общение с самим собой или на общение с дьяволом, такова будет и наша жизнь. И от того, на что будет настроено твое сердце, то ты и будешь пожинать. Или радости или болезни. Врачи говорят: все болезни от нервов. Можно перефразировать эти слова на библейский лад: все болезни от сердца. Кто кем побежден, тот тому и раб. Если ты побежден дьяволом, ты будешь рабом ему. И плоть будет нести на себе бремя этого греха. А это болезни, немощи и недуги, состояние душевного беспокойства, депрессии. И это касается не только наркоманов.

А принцип организации нашего центра — это отказ от всего того, что вело тебя к погибели. Отказ от греха. У нас есть правила и нормы, за нарушение которых мы просто исключаем из центра. В эти правила входит отказ от наркотиков, курения, алкоголя. У нас запрещено материться, запрещено лгать. И перед человеком у нас всегда есть выбор. Если ты хочешь выпить банку пива — иди, пей. Но если ты хочешь избавиться от греха и получить свободу, то давай меняться. Если тебе трудно, мы тебе поможем. Если тебе трудно что-то делать здесь, давай мы за тебя это сделаем. Пока ты не окрепнешь.

У нас есть распорядок дня. И это очень важно. Наркоманы привыкли к беспорядочной жизни. А здесь в их жизни появляется порядок. Сказано, что Бог есть Бог мира и устройства. И значит, жизнь человека должна быть устроена.

Многие из тех, кто приходит в наш центр, часто даже не знают, как чистить зубы. Приходится их заново учить всему. По распорядку они завтракают, обедают и ужинают. По распорядку они молятся и посещают библейские занятия. По распорядку они работают. Сидеть с Библией весь день — это тоже не совсем правильно. Человек должен привыкать к труду, воспитывать в себе христианское отношение к труду. Это очень важный момент, которому в центре реабилитации уделяется большое внимание. Почему? Потому что, когда бывший наркоман, получив свободу от зависимости, выходит в мир, для этого человека очень важно устоять в этом мире. А для этого необходимо основание. Таким основанием является Иисус Христос и библейское отношение к труду. И всему этому мы пытаемся научить — И у всех получается?

 — Знаете, тут как в школе. Есть "отличники", есть и "двоечники". И случается, эти "двоечники" по нескольку раз возвращаются в наш центр. Радует тут только одно: после того как эти "двоечники" прикоснулись к Богу, они не идут больше ни в какие другие учреждения для лечения.

 — Владимир, а как долго длится курс реабилитации?

 — В разных церквах по-разному. Но везде есть определенный минимум в три месяца. Конечно, этого очень мало. Мне вообще не нравится слово "реабилитация". По-моему, оно какое-то казенное, медицинское. Реабилитация означает восстановление. А в наших центрах происходит не реабилитация человека, а его рождение заново. И он рождается совсем другим человеком, с другими духовными ценностями. Если, например, человек до пребывания в нашем центре работал на заводе и мог запросто утянуть какую-нибудь доску или банку краски (все так делают!), то теперь он смотрит на это по-другому: это грех. А я не хочу грешить.

Этот процесс очень длительный — ведь Бога мы познаем всю жизнь. И изменения в нас тоже происходят всю жизнь. Ну а сам курс в нашем центре длится от трех до девяти месяцев.

 — Новосибирская епархия Русской Православной Церкви уже в течение года не может найти спонсоров для ремонта здания бывшего кинотеатра "Спутник", выделенного ей под организацию реабилитационного центра для наркоманов. Многих интересует, а кто финансирует деятельность вашего центра? Есть ли у вас какие-то спонсоры, на какие средства вы приобрели совершенно разрушенное здание бывшего кинотеатра "Обь" и на какие средства его восстанавливали?

 — Вся деятельность нашей церкви ведется исключительно на добровольные пожертвования верующих. Мы не ведем никакой финансово-хозяйственной деятельности. Хотя российское законодательство дает нам такое право. Но у нас нет никаких коммерческих фирм. Нет у нас никаких дотаций или грантов от государства. Все, что сделано здесь, все восстановлено нашими собственными силами.

 — Оплачивают ли пребывание в вашем центре наркозависимые?

 — Да. Сумма составляет 2500 рублей в месяц. Эти средства идут на питание и обеспечение жизнедеятельности центра — тепло, вода, электричество. Оплата является одним из наших правил. Но Дух Святой вносит в эти правила коррективы. Человек приходит и говорит: я могу заплатить только тысячу. Мы соглашаемся. Главное, чтобы у человека было желание получить свободу. А сейчас, например, 70 процентов обитателей нашего центра находятся здесь бесплатно. Эти люди просто не имеют возможности заплатить. И финансовое бремя берет на себя наша церковь.

 — Вы сказали, что работа с наркоманами — это только один из видов христианского служения в церквах. А какие служения есть помимо этого?

 — Служений много, и я верю в то, что их будет еще больше. Сколько имеется в обществе проблем, столько должно быть и служений церкви. Есть проблема наркомании — должно быть соответствующее служение. Есть проблема детской безнадзорности и беспризорности — и наша церковь развивает детское служение. Есть отдельное служение для женщин. Есть у нас летний лагерь. Наша церковь занимается и благотворительностью. Такую задачу — творить благие дела — перед нами поставил Бог. Многие члены нашей церкви занимаются благотворительностью, но об этом не принято говорить. Свою награду от Бога такие люди обязательно получат и без огласки своих добрых дел.

— Совсем недавно Русская Православная Церковь одобрила свою концепцию борьбы с алкоголизмом и наркоманией. Как ни странно, упор при реализации этих программ РПЦ делает не на воздействие Святого Духа, а на опыт "Обществ анонимных алкоголиков" и "Обществ анонимных наркоманов". Но известно, что пытающиеся излечиться в подобных "обществах" вынуждены потом вести крайне замкнутый образ жизни, поскольку не выдерживают соблазнов открытого общества. А те, кто прошел курс реабилитации в ваших центрах, тоже ведут замкнутый образ жизни?

 — То, что выбрала РПЦ, — это ее выбор. А у нас о закрытости не может быть и речи. У нас, наоборот, направленность на открытость. Невозможно жить в мире, не общаясь с людьми. И для того чтобы жить в мире и чувствовать себя христианином, этому следует научиться. До сих пор некоторые христиане стесняются говорить другим о том, что они верующие люди. Но Иисус сказал: если ты постыдишься Меня, то и Я постыжусь тебя перед Отцом Моим.

Наркоманы, получившие освобождение от зависимости в нашем центре, не живут какой-то своей ячейкой. Они работают, обзаводятся семьями, друзьями. У большинства из них достаточно духовных сил для того, чтобы не поддаваться искушениям греха.

— Как по большей части наркозависимые попадают в ваш центр?

 — По-разному. Очень часто по свидетельству тех людей, кто уже прошел у нас реабилитацию. Но я бы поставил вопрос иначе: как люди приходят к Богу? По свидетельству. Наркоманы встречают тех, кто рассказывает им о своем освобождении. Спрашивают: а что, там кололи? Нет. Колдовали? Нет, просто за меня молились. Да ладно, молились, закодировали тебя! Но потом эти скептики видят, что человек и правда больше не колется, и ему не надо этого, и в жизни у него все стало вдруг нормально. И тогда наркоманы идут вслед за ним. Но я еще раз хочу подчеркнуть: наша задача не в том, чтобы привести наркомана в наш центр. И даже не в том, чтобы привести его в церковь. А в том, чтобы привести его ко Христу.

 — В последнее время наиболее агрессивные представители РПЦ выдвинули в адрес пятидесятнических реабилитационных центров множество обвинений. Давайте пройдем по всей этой "цепочке". В частности, такие центры обвиняют в том, что они действуют без соответствующих лицензий…

 — Я не совсем понимаю, для чего нужна лицензия, когда человек проходит духовное перерождение? Я думаю, Иисус Христос однажды дал такую "лицензию" всем верующим, когда был на Голгофе. И Он повелел верующим людям (это не пожелание или просьба, это повеление): идите и проповедуйте всем народам. Если бы мы занимались медицинской деятельностью с использованием фармацевтических препаратов или психотерапевтической деятельностью, то о необходимости наличия лицензии можно было бы говорить. Но у нас ничего такого нет и никогда не будет.

 — Другое обвинение состоит в том, будто пятидесятники под видом борьбы с наркоманией вербуют новых членов своих общин. Действительно ли вы ставите перед собой такую цель? Все ли наркоманы, прошедшие через ваши центры, становятся прихожанами общин пятидесятников?

 — Для меня подобного рода обвинения, это даже не вопрос межконфессиональных взаимоотношений, а вопрос взаимоотношений с Богом. Это вопрос знания Священного Писания. Кто-то может говорить, что мы вербуем новых членов своих церквей. Кто-то может утверждать, будто мы в своих реабилитационных центрах оказываем влияние. Кто-то может договориться до того, что мы действуем бесовской силой. Кто-то может сказать, что это не от Бога. И каждое из этих утверждений — это очень опасный шаг, ведущий утверждающих подобное людей к погибели. Иисус Христос сказал про таких людей, что они совершают непростительный грех, возводя хулу на Святого Духа. А Дух Святой очень чуток к оскорблениям, очень чуток к непониманию. А когда Дух Святой освобождает наркомана от зависимости греха, и кто-то заявляет, будто наркоман освобожден бесовской силой, оккультно-магическими методами, то такое не простится никогда.

Вспомним, и Иисуса обвиняли в том, что Он освобождает людей бесовской силой, силой Вельзевула, и Он ответил: это есть хула на Святого Духа. И Христос дальше говорит: если кто скажет хулу на Сына Божьего, простится ему, но если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в нынешнем веке, ни в будущем. И я призываю быть очень осторожными тех, кто обвиняет в чем-то деятельность Духа Святого по освобождению наркоманов.

 — Какова, на ваш взгляд, должна быть реакция наркомана, который получил от Бога чудесное излечение: благодарность, желание идти со Спасителем дальше или равнодушие?

 — Вы, наверное, заметили, что весь наш сегодняшний разговор я стараюсь построить на основе Священного Писания. Это естественно — ведь это моя основа, я этим живу. В Библии есть прекрасный пример. 10 человек (обратите внимание на цифры, поскольку этот пример одновременно дает и некоторую статистику) прокаженных, то есть по тем временам неизлечимых, отверженных всеми больных, отношение к которым во многом напоминало отношение нашего современного общества к наркоманам, подошли к Иисусу. Иисус их исцелил. И из 10 исцеленных только один пришел к Богу, вернулся к Богу и поблагодарил. Эта притча говорит сама за себя. Так и у наркоманов. Когда они исцеляются, они переживают чувство благодарности, но возвращаются ко Христу, к большому сожалению, далеко не все. Разумеется, это касается не только бывших наркоманов.

 — Мне кажется совершенно нормальным, когда получивший освобождение наркоман, который после этого живет нормальной жизнью, посещает богослужения, становится частью церкви. Он продолжает благодарить Бога на протяжении всей своей жизни. И это вовсе не является его психологической зависимостью "от секты", как утверждают некоторые.

 — Дух святой побуждает человека на служение. Вот мы говорим: наркоманы, наркоманы, наркоманы. Но я еще раз хотел бы подчеркнуть: наркоманы — это такие же грешники, как и все остальные. И если человек пережил прикосновение Господа, получил освобождение от зависимости (от любой, не обязательно наркотической), если он принял Христа и начал исповедовать Христа своим Господом, то он должен быть не просто слушателем Слова Божьего, но и исполнителем Слова Божьего.

Чем верующий отличается от неверующего, спасенный от не спасенного? Тем, что люди, пришедшие к Богу, стараются жить по Слову Божьему. А есть люди, которые получили освобождение и забыли о Том, кто им это дал. Есть много таких людей. Среди тех, кто прошел реабилитацию, многие потом живут во грехе, но они не колются! Можно ли считать, что такие люди после курса реабилитации получили свободу? Да нет, конечно! Но те люди, которые остаются с Господом, они живут по Слову Божьему. И Слово Божье говорит: не оставляй собрания своего! Почему? Потому что, как сказано в Библии, когда я имею общение с верующими людьми, с теми, в ком есть Бог, с Телом Христовым, я очищаюсь в этот момент.

Наша задача — привести человека ко Христу. И уж никак мы не ищем адептов для своей церкви. И если бывший наркоман после центра реабилитации пошел в католическую, православную, лютеранскую церковь, и там он обрел Господа, да слава Богу! Значит, мы свою задачу выполнили.

И это полная ложь, будто мы людей стараемся "привязывать" к церкви. Нет, нет и нет! У человека должна быть свобода выбора. Это Бог так установил, и мы никогда не пойдем против Его воли, против Его заповедей.

 — Владимир, мы с вами встречались около года назад. Что в течение этого года произошло в вашем центре? Сколько людей за это время прошли реабилитацию? С какими судьбами приходили к вам люди?

— Судьбы тех, кто к нам приходит, почти всегда одинаковы. Что-то у человека произошло, и его жизнь покатилась под откос. Кто-то начал пить, кто-то колоться, кто-то сел в тюрьму. Судьбы, они одинаковы еще и потому, что дьявол действует по шаблону. Ничего нового за эти тысячелетия он не придумал. Задача дьявола проста — украсть, убить и погубить. Он для этого пришел и приходит в жизнь человека. Украсть мир, покой, благосостояние, лишить тебя успеха. Дьявол — он разрушитель по своей основе. А Бог направлен на созидание. А разрушенные судьбы людей в принципе одинаковы.

За этот год мы оказали помощь 48 людям. Это данные на январь нынешнего года. Сейчас в нашем центре реабилитации происходит обновление. Мы пригласили служителей из Новокузнецка, которые добились немалых успехов в реализации своих программ. Достаточно сказать, что в Кузбассе, и даже в Алма-Ате, в этой реабилитационной программе сейчас задействовано порядка полутора тысяч бывших наркоманов.

У нас есть дочерние церкви в Новосибирской области — в Краснозерске, в Чулыме. И там мы тоже стремимся помочь людям, страдающим от наркозависимости, алкоголизма.

Разумеется, есть проблемы. Ведь к нам нередко приходят люди, которые не имеют не только дома или семьи, но даже документов. А как бомжу "в рабочем порядке" восстановить документы? Понятно, что это невозможно. И тут нам хотелось бы рассчитывать на помощь властных структур.

Мы занимались и будем заниматься таким служением. Повторю, наша надежда и наше упование на Господа, и Бог нас побуждает к этому служению, и только Бог, по большому счету, спасает людей. На этом мы стоим и в этом направлении будем двигаться.

Александр ОКОНИШНИКОВ,
"ЧЕСТНОЕ СЛОВО"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования