Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"БЛАГОВЕСТ-ИНФО": Священник Владимир Кучумов, настоятель православного храма свят. Николая в Бари: «Мы вместе с католиками в Бари выстроили идеальную модель сосуществования двух Церквей на одной территории»


 Интервью при открытии выставки "Сокровища базилики свт. Николая в Бари" в Государственном историческом музее

-- Отец Владимир, Вы давно служите в Бари?

-- Я в Бари с 1999 г., уже почти 6 лет. Служу в храме Святителя Николая Чудотворца – это подворье Русской Православной Церкви. Мы служим наверху, а нижний храм занимает Русская Православная Церковь Заграницей.

--- Ваш храм далеко от базилики, в которой хранятся мощи Святителя Николая? 

-- Примерно в трех километрах, я иду туда полчаса. 

-- Сегодня на открытии выставки в Государственном историческом музее "Сокровища Базилики свт.Николая в Бари" и монахи-доминиканцы – хранители Базилики, и архиепископ  Какуччи – Папский представитель в Бари не раз упоминали о Вас с большим теплом, по-дружески. Как складываются отношения с католиками в Бари у Вас и Ваших прихожан? 

--  Действительно, я тоже заметил – говоря о базилике, они старались сказать и о нас. Отношения сложились очень теплые и доброжелательные. Мы вместе трудимся, решаем некоторые общие проблемы, всегда можем договориться, часто сидим за одним столом. Мощи святителя Николая мироточат, и когда хранители базилики разливают миро, они никогда не забывают нас – отливают половину. Я в Бари понял очень важную вещь: получается, что мы вместе с католиками выстраиваем идеальную модель сосуществования двух Церквей на одной территории, Церквей неравнозначных в том смысле, что одна из них находится в гостях у другой, у Церкви большинства, как мы в Италии. Получается чудесная форма общения, взаимопомощи: им это позволяет поддерживать их веру через интерес к нашим духовным реалиям, а они нам помогают вписаться в  их общество. Эта модель могла бы применяться и у нас в России, где католики являются Церковью меньшинства. Пожалуй, из практических дел в Бари – это самое важное. 

-- А можно говорить о православной миссии в Бари? 

-- Конечно, но только о миссии среди "своих" -- приезжающих в Бари из России. Понимаете, многие приезжают к мощам св.Николая, очень мало зная о православии вообще. Здесь, в России, им как-то некогда, не до того, много забот… А туда же они едут специально, выделяют время, проявляют интерес, приходят в наш храм – и вот тут есть возможность глубже вникнуть в православное богослужение. Мы стараемся, чтобы хотя бы некоторые из них уехали из Бари воцерковленными. 

-- Много паломников приезжает из России?

-- За последние два года – особенно много. И число постоянных прихожан увеличилось. На праздник перенесения мощей свт.Николая наш храм полон, стоят даже на улице. Если судить по его вместимости – это больше двух тысяч. 

-- С чем связан рост числа паломников?

-- Теперь мы имеем возможность постоянно служить на мощах святителя – каждый день мы служим молебен с акафистом, а по четвергам – непременно литургию. Бывает, что литургию служим и в другие дни, и у паломников есть возможность причаститься у мощей св.Николая. Думаю, что это увеличивает их число. 

-- Как хранители базилики – монахи-доминиканцы --  относятся к приезжающим из России?

-- Надо видеть, с какой терпимостью они относятся к нашим паломникам, даже… случайным! Хранители всегда отходят в сторону, чтобы дать русским людям приложиться к мощам, даже если наши приезжают в праздник св.Николая по григорианскому календарю. Они ждут, когда мы отслужим молебен. Все больше и больше они говорят, что вы, русские, наверное, больше любите святителя Николая, чем итальянцы,  – и это без всякой зависти, очень доброжелательно. Мы замечаем необыкновенно благоговейное их отношение к святыням: с каким великим благоговением он раздают кусочки ткани, пропитанные миром, в которую были завернуты мощи. А само миро католики считают не менее священной реликвией, чем мощи. У российских паломников это как-то по-другому: стремятся увезти с собой целые бутылки, как такой религиозный сувенир.

Наши часто приезжают с предубеждением против католиков вообще, но, видя такой радушный прием, они меняют свое мнение. Там, у мощей святителя Николая, можно научиться терпимости – такому христианскому качеству, без которого любовь не будет полной. И вот там наши этому учатся, а вернувшись домой, обнаруживают, что католики устраивают свои выставки в центре Москвы, как сегодня в ГИМе – и  здесь уже нет места для какой бы то ни было агрессии. Но и в Италии есть, конечно, католики, которые тоже с предубеждением относятся  к православным, потому что очень мало о нас знают. Очень бы хотелось, чтобы их мнение изменилось 

-- А бывает, что к вам приходят католики, желающие перейти в православие? 

-- Да, такие случаи были: привлекает красота православного богослужения, пение... Я всегда внимательно беседую с такими людьми, расспрашиваю, что их не устраивает в их родной Церкви. Как правило, оказывается, что человек не разобрался в своей религиозной традиции, неглубоко в нее вник, ищет в православии чего-то лучшего. Но наше-то богослужение в каком-то смысле еще сложнее! О каком переходе может идти речь! 

За эти годы в Бари я через себя понял тривиальную в общем-то вещь: у христианских Церквей общие проблемы и общие враги, и нам никак нельзя вести себя неуважительно друг к другу.

Беседовала Юля Зайцева
"Благовест-Инфо" 
22 июня 2005


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования