Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"LIVEJOURNAL.COM": Мертворожденное дитя компромисса. Иерей РПЦЗ(Л) Димитрий Каплун о документах, созданных согласительными комиссииями РПЦЗ(Л) и РПЦ МП


 Гора родила мышь.

Даже не мышь, ибо мышь есть прекрасное творение Божие, а мертворожденного уродца по имени "компромисс". Евангелие не знает слова "компромисс", поскольку "слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные"(Евр.4:12), а компромисс есть порождение века сего, смешение правды и лжи, которое отвратительней даже самой чистой лжи, о коей всем явно, что это -- ложь.
Разумею те документы, которые после нескольких лет напряженного умственного(?) труда родили согласительные комиссии РПЦЗ и РПЦ МП. Получается, что ради этого жалкого смехотворного итога "совместной деятельности" РПЦЗ пережила сокрушительные расколы, отпадение нескольких архиереев и значительной части паствы, мансонвилльское позорище и еще переживет грядущее размежевание с исповедниками православной веры -- греческими, румынскими, болгарскими старостильниками.
Напомним, что большая часть паствы РПЦЗ соглашалась до сей поры все это пережить не ради торжества блудливого компромисса, но ради торжества Христовой Правды и восстановления единства Поместной Российской Православной Церкви в духе евангельской Истины. Напомним, что условием для восстановления такого единства отцы РПЦЗ видели созыв свободного общего Поместного Собора, на суд которого должны были привести свой путь и свои деяния все части разрозненной Поместной Российской Церкви -- как Зарубежной, так и Катакомбной, так и Патриархийной. До созыва этого Собора ни за какой частью разрозненной Церкви не мог быть признан статус полноты церковной, а за возглавителями этих частей -- статус возглавителя всей Церкви. Т. е. ни современный патриарх Московский, ни митрополит Всезарубежный не могут претендовать на роль и звание Патриарха или Митрополита Всероссийского. Об этом были и соответствующие решения Архиерейских Соборов РПЦЗ о непризнании каноничными выборов всех "советских" патриархов, включая и нынешнего московского патриарха Алексия II.
Условием для восстановления евхаристического единства с РПЦ МП зарубежные архиерейские соборы называли прославление Царственных мучеников, собора Новомучеников Российских, осуждение экуменизма и сергианства. Под осуждением экуменизма подразумевалось осуждение "теории ветвей", осуждение практики молитвенного общения с еретиками, выход из Всемирного Совета Церквей. Под осуждением сергианства -- осуждение церковной политики м. Сергия, в том числе и декларации 1927 года.

На этих и только на этих условиях виделось нам будет возможным твердое и прекрасное единство Русской Церкви.
Но что же предлагают нам согласительные комиссии?

Единственное выполненное условие -- это прославление Царственных мучеников.

Невыполненных -- гораздо больше.
Во-первых, де-факто нам предлагают согласиться с патриаршим статусом нынешнего патриарха Алексия II и войти под его управление. Это ни с чем несообразно, и прежде всего с прежними решениями архиерейских соборов РПЦЗ. Признать статус современного патриарха вправе только общий Поместный Собор Российской Церкви, созванный по правилам и примеру Поместного Собора 1917-18 годов. Только он вправе судить о деятельности всех частей разрозненной Российской Церкви, каноничности нынешнего патриарха, признать его сан -- или избрать нового. До такого всесоборного решения чада РПЦЗ обязаны в отношении патриарха московского руководствоваться решениями прежних своих архиерейских соборов, не признававших каноничность избрания "подсоветских" патриархов.

Во-вторых, в осуждении экуменизма нам предлагают перейти со всегдашней позиции РПЦЗ на позицию Московской Патриархии -- то есть признать ее членство во Всемирном Совете Церквей явлением вполне нормальным (причем со ссылкой на некогда ошибочное пребывание РПЦЗ в той же организации, как на оправдательный пример). Это членство, которое повергается справедливым нареканиям даже со стороны наиболее честных и духовно здоровых чад Патриархии, не только не осуждается, но изыскиваются различные лазейки для продолжения участия РПЦ МП в этом всемирном "совете нечестивых".
Как нарочно, именно в день публикации согласительных документов 21 июня 2005 года патриарх Алексий принял в Чистом переулке делегацию ВСЦ. В приветственном слове он отметил: "Русская Православная Церковь вступила во Всемирный Совет Церквей в 1961 году. В те трудные времена членство в ВСЦ очень помогло нашей Церкви. Мы с благодарностью вспоминаем тех, кто стоял тогда у руководства совета... Мы видим растущие различия в вероучении и в практике церковной жизни, но нельзя опускать руки и впадать в отчаяние. Необходимо продолжать идти по пути сотрудничества, которым мы следуем совместно в течение десятилетий."

То есть, несмотря на растущие различия в вероучении, патриарх считает не просто возможным, но необходимым идти и дальше по пути сотрудничества.

"Несмотря на то, что пропасть между Православием и ересью всё более возрастает, мы не только с пути сотрудничества не свернем, но даже считаем, что иначе и быть не может"?

Что это, как не насмешка над позицией исповедников Православия в РПЦЗ и старостильных юрисдикциях?

Мало того, что членство в ВСЦ признается согласительными комиссиями нормальным явлением, еще и не осуждается практика молитвенного общения с еретиками. Осуждается только практика литургического, то есть евхаристического общения. Ну это мы и до сих пор знали, -- и слава Богу! -- что РПЦ МП открыто с еретиками не причащается (за исключением тайных сослужений в экуменической общине Тэзе). Требовалось же осудить давно осужденную каноническими церковными правилами -- практику молитвенного общения с еретиками.

Не высказано ни слова покаяния, ни слова осуждения о прежних экуменических практиках (фотографию м. Кирилла в сослужении с азиатской "священницей" все видали), напротив, как видим из приветствия патр. Алексия делегации ВСЦ -- деятельность этого экуменического органа и участие в нем православных вполне приветствуется и одобряется.

Но самое печальное, конечно, -- это позиция согласительных комиссий в отношении сергианства. Церковная политика м. Сергия не только не осуждена, но названа "подвигом первосвятительского служения". А позиция катакомбников и непоминающих, этих героев веры -- оказывается несла в себе "опасность уклонения в сектантство". Вместо того, чтобы ясно выразить позицию святых новомучеников, в частности, св. Кирилла Казанского, что церковная политика м. Сергия -- есть грех, документы оправдывают эту политику как "продиктованную поиском путей сохранения церковной жизни в наступившей переломной эпохе, в небывало тяжелых условиях".
Чем грех бывает продиктован, мы знаем. Но если грех совершен, безотносительно к оправдательным условиям его совершения -- он должен быть раскаян и осужден. Надо ясно сказать, что "политика м. Сергия была грехом, а политика большинства Новомучеников, непоминающих и катакомбников -- подвигом веры".
Вместо этого катакомбники, напротив, названы сектантами, а м. Сергий -- совершившим подвиг первосвятительского служения.

Что это -- как не насмешка над мученическим подвигом "иосифлян" и прочих непоминающих?

Итог:

Согласительные документы не содержат осуждения "сергианства", не содержат осуждения практики молитвенного общения с еретиками, не содержат обещания выхода из ВСЦ, не содержат аппеляции, как к конечной справедливой инстанции -- к созыву Всероссийского Поместного Собора.

Напротив, эти документы содержат лукавые оправдания сергианства, оправдания членства во Всемирном Совете Церквей и поэтому для совести православного христианина не могут считаться достаточными для восстановления евхаристического общения с Русской Православной Церковью Московской Патриархии.

 Гора родила мышь.

Даже не мышь, ибо мышь есть прекрасное творение Божие, а мертворожденного уродца по имени "компромисс". Евангелие не знает слова "компромисс", поскольку "слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные"(Евр.4:12), а компромисс есть порождение века сего, смешение правды и лжи, которое отвратительней даже самой чистой лжи, о коей всем явно, что это -- ложь.
Разумею те документы, которые после нескольких лет напряженного умственного(?) труда родили согласительные комиссии РПЦЗ и РПЦ МП. Получается, что ради этого жалкого смехотворного итога "совместной деятельности" РПЦЗ пережила сокрушительные расколы, отпадение нескольких архиереев и значительной части паствы, мансонвилльское позорище и еще переживет грядущее размежевание с исповедниками православной веры -- греческими, румынскими, болгарскими старостильниками.
Напомним, что большая часть паствы РПЦЗ соглашалась до сей поры все это пережить не ради торжества блудливого компромисса, но ради торжества Христовой Правды и восстановления единства Поместной Российской Православной Церкви в духе евангельской Истины. Напомним, что условием для восстановления такого единства отцы РПЦЗ видели созыв свободного общего Поместного Собора, на суд которого должны были привести свой путь и свои деяния все части разрозненной Поместной Российской Церкви -- как Зарубежной, так и Катакомбной, так и Патриархийной. До созыва этого Собора ни за какой частью разрозненной Церкви не мог быть признан статус полноты церковной, а за возглавителями этих частей -- статус возглавителя всей Церкви. Т. е. ни современный патриарх Московский, ни митрополит Всезарубежный не могут претендовать на роль и звание Патриарха или Митрополита Всероссийского. Об этом были и соответствующие решения Архиерейских Соборов РПЦЗ о непризнании каноничными выборов всех "советских" патриархов, включая и нынешнего московского патриарха Алексия II.
Условием для восстановления евхаристического единства с РПЦ МП зарубежные архиерейские соборы называли прославление Царственных мучеников, собора Новомучеников Российских, осуждение экуменизма и сергианства. Под осуждением экуменизма подразумевалось осуждение "теории ветвей", осуждение практики молитвенного общения с еретиками, выход из Всемирного Совета Церквей. Под осуждением сергианства -- осуждение церковной политики м. Сергия, в том числе и декларации 1927 года.

На этих и только на этих условиях виделось нам будет возможным твердое и прекрасное единство Русской Церкви.
Но что же предлагают нам согласительные комиссии?

Единственное выполненное условие -- это прославление Царственных мучеников.

Невыполненных -- гораздо больше.
Во-первых, де-факто нам предлагают согласиться с патриаршим статусом нынешнего патриарха Алексия II и войти под его управление. Это ни с чем несообразно, и прежде всего с прежними решениями архиерейских соборов РПЦЗ. Признать статус современного патриарха вправе только общий Поместный Собор Российской Церкви, созванный по правилам и примеру Поместного Собора 1917-18 годов. Только он вправе судить о деятельности всех частей разрозненной Российской Церкви, каноничности нынешнего патриарха, признать его сан -- или избрать нового. До такого всесоборного решения чада РПЦЗ обязаны в отношении патриарха московского руководствоваться решениями прежних своих архиерейских соборов, не признававших каноничность избрания "подсоветских" патриархов.

Во-вторых, в осуждении экуменизма нам предлагают перейти со всегдашней позиции РПЦЗ на позицию Московской Патриархии -- то есть признать ее членство во Всемирном Совете Церквей явлением вполне нормальным (причем со ссылкой на некогда ошибочное пребывание РПЦЗ в той же организации, как на оправдательный пример). Это членство, которое повергается справедливым нареканиям даже со стороны наиболее честных и духовно здоровых чад Патриархии, не только не осуждается, но изыскиваются различные лазейки для продолжения участия РПЦ МП в этом всемирном "совете нечестивых".
Как нарочно, именно в день публикации согласительных документов 21 июня 2005 года патриарх Алексий принял в Чистом переулке делегацию ВСЦ. В приветственном слове он отметил: "Русская Православная Церковь вступила во Всемирный Совет Церквей в 1961 году. В те трудные времена членство в ВСЦ очень помогло нашей Церкви. Мы с благодарностью вспоминаем тех, кто стоял тогда у руководства совета... Мы видим растущие различия в вероучении и в практике церковной жизни, но нельзя опускать руки и впадать в отчаяние. Необходимо продолжать идти по пути сотрудничества, которым мы следуем совместно в течение десятилетий."

То есть, несмотря на растущие различия в вероучении, патриарх считает не просто возможным, но необходимым идти и дальше по пути сотрудничества.

"Несмотря на то, что пропасть между Православием и ересью всё более возрастает, мы не только с пути сотрудничества не свернем, но даже считаем, что иначе и быть не может"?

Что это, как не насмешка над позицией исповедников Православия в РПЦЗ и старостильных юрисдикциях?

Мало того, что членство в ВСЦ признается согласительными комиссиями нормальным явлением, еще и не осуждается практика молитвенного общения с еретиками. Осуждается только практика литургического, то есть евхаристического общения. Ну это мы и до сих пор знали, -- и слава Богу! -- что РПЦ МП открыто с еретиками не причащается (за исключением тайных сослужений в экуменической общине Тэзе). Требовалось же осудить давно осужденную каноническими церковными правилами -- практику молитвенного общения с еретиками.

Не высказано ни слова покаяния, ни слова осуждения о прежних экуменических практиках (фотографию м. Кирилла в сослужении с азиатской "священницей" все видали), напротив, как видим из приветствия патр. Алексия делегации ВСЦ -- деятельность этого экуменического органа и участие в нем православных вполне приветствуется и одобряется.

Но самое печальное, конечно, -- это позиция согласительных комиссий в отношении сергианства. Церковная политика м. Сергия не только не осуждена, но названа "подвигом первосвятительского служения". А позиция катакомбников и непоминающих, этих героев веры -- оказывается несла в себе "опасность уклонения в сектантство". Вместо того, чтобы ясно выразить позицию святых новомучеников, в частности, св. Кирилла Казанского, что церковная политика м. Сергия -- есть грех, документы оправдывают эту политику как "продиктованную поиском путей сохранения церковной жизни в наступившей переломной эпохе, в небывало тяжелых условиях".
Чем грех бывает продиктован, мы знаем. Но если грех совершен, безотносительно к оправдательным условиям его совершения -- он должен быть раскаян и осужден. Надо ясно сказать, что "политика м. Сергия была грехом, а политика большинства Новомучеников, непоминающих и катакомбников -- подвигом веры".
Вместо этого катакомбники, напротив, названы сектантами, а м. Сергий -- совершившим подвиг первосвятительского служения.

Что это -- как не насмешка над мученическим подвигом "иосифлян" и прочих непоминающих?

Итог:

Согласительные документы не содержат осуждения "сергианства", не содержат осуждения практики молитвенного общения с еретиками, не содержат обещания выхода из ВСЦ, не содержат аппеляции, как к конечной справедливой инстанции -- к созыву Всероссийского Поместного Собора.

Напротив, эти документы содержат лукавые оправдания сергианства, оправдания членства во Всемирном Совете Церквей и поэтому для совести православного христианина не могут считаться достаточными для восстановления евхаристического общения с Русской Православной Церковью Московской Патриархии.

Иерей РПЦЗ(Л) Димитрий Каплун 
"Livejournal.com" 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования