Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"GLOBAL POLITICIAN": Куда идет ислам? Интервью с профессором Страсбургского университета Мухаммедом Ибн Гауди


Мухаммед Ибн Гауди – исламовед и специалист по семитской филологии из Страсбургского университета. Он является также руководителем исламоведческих программ Французского центра ближневосточных исследований в Тулузе. Мухаммед ибн Гауди – постоянный автор таких авторитетных периодических изданий, как "Фигаро", "Пуан" и другие. В настоящее время ученый готовит обширную монографию на тему "Ислам и запад". Ниже приводится текст его беседы с политологом Райаном Моро.

Райан Моро: Каким путем в большей степени развивается сегодня ислам - радикальным или же умеренным? Что наиболее беспокоит в сегодняшнем исламе?

Mухаммед Ибн Гауди: Это хороший вопрос. Сегодня многие полагают, что радикальный ислам развивается как бы в ущерб "реальному исламу". Является ли ислам религией мира? Нет. Является ли он религией войны? Нисколько. Это очень сложный и неоднозначный ребус. Например, Усама Бен Ладен - добропорядочный мусульманин. Его высказывания по отношению к Западу совершенно логично вытекают из всей мусульманской истории. Да, верным будет сказать, что умеренные мусульмане представляют ислам, но так же правильно и то, что и Усама, и мулла Омар ( лидер талибов – Портал-Credo.Ru) также представляют ислам.

- Но как Вы полагаете, ислам в целом становится более радикальным, или же более миролюбивым?

- Я бы сказал, что ислам становится более своеобразным, что выражается в стремлении возвратиться ныне к своим истокам. Для ислама сегодня настал решающий момент, могущий определить его будущее. Развитие демократии в арабском мире может, конечно, что-то изменить в умонастроениях арабов, но оно не изменит ислама.

- Как возник радикальный ислам? Правда ли, что ключевую роль в его формировании поначалу сыграл СССР?

- Конечно же, радикальный ислам не возник из ничего. Так называемые "радикальные мусульмане" основываются на опыте всей четырнадцативековой мусульманской истории, хадисах Пророка, ибо Мухаммад – пример для каждого мусульманина. Джихад совершенно корректен с богословской точки зрения. Но в то же время, обратите внимание, что те, кто так остро порой критикуют существующие арабские режимы, также являются мусульманами. А вот великий арабский историк Ибн Хальдун был крайне критично настроен по отношению к мусульманам.

Арабы всегда крайне гибко подбирали себе союзников в зависимости от обстоятельств. В 40-е годы ими стали нацисты, во времена "холодной войны" - СССР. Они (арабы), конечно же, восприняли некоторые элементы идеологии своих союзников но ни нацизм, ни советский коммунизм не сыграли ключевой роли в экспансии радикального ислама.

- Что, по-Вашему, является причиной радикализации мусульманского мира в целом?

- Есть ощущение, что источник этой проблемы находится на Западе. Но это не единственная проблема. Как это не парадоксально, но арабскую нацию в двадцатом веке спас, прежде всего, секулярный национализм. Однако шестидневная война с Израилем выставила арабский национализм, сделавший ставку на единение арабов-христиан и арабов-мусульман, на посмешище. И тогда арабы обратились к единственному позитивному опыту политической организации в своей истории. А им был мусульманский халифат.

- Какие страны наиболее активно помогают росту радикального ислама?

- Cаудовская Аравия, Сирия, Иран, Пакистан.

- Как можно оценить тенденцию развития антиамериканских настроений среди жителей Запада, особенно после войн в Афганистане и Ираке?

- Это можно объяснить по-разному. Я думаю, что если людей на Западе охватывают антиамериканские настроения, это значит, что для них такие понятия как свобода, демократия, свобода слова не имеют никакого значения. Да это явление "самоненависти" существует среди западных людей, и арабы это понимают. Так в послании, переданном телеканалом "Аль-Джазира" 14 февраля 2003 года, Усама бен Ладен заявил: "В борьбе с крестоносцами интересы мусульман совпадают с интересами социалистов (читай, леворадикалов – Портал-Credo.Ru). После взрывов в Испании это звучит почти как зловещее пророчество.

В арабском мире антиамериканизм становится еще одной возможностью для самосохранения многих правящих режимов. Но эти режимы в то же время абсолютно не волнует судьба мусульман в Афганистане или Ираке. Когда СССР в декабре 1979 года вторгся в Афганистан, арабский мир промолчал. Не осудила акцию и ООН. Только на саммите Организации Исламская Конференция в Исламабаде 27 января 1980 года Ливия жестко обвинила во всем… США.

- Почему незаметно активных действий умеренной части общества в мусульманском мире?

- Да потому что их действия сразу будут истолкованы как поддержка Запада. В наших странах абсолютно отсутствует культура мира. Если вы хотите увидеть подобные действия, то это должен быть пацифизм в здоровом арабском обществе. А как можно на это надеяться, когда пресса, телевидение, эстрада на все лады твердят, что евреи – убийцы и они правят миром.

В арабском мире, конечно, можно быть "умеренным мусульманином", но только, если при этом ты настроен антиамерикански и антиизраильски. Вот почему для многих мусульманских боевых радикалов "своими" являются даже атеисты, если они юдофобы.

- Существует ли, скажем так, некое сообщество "умеренных мусульман" на Ближнем Востоке, которое помогло бы бороться с антиамериканизмом?

- А с ним не нужно организовывать какую-то особенную борьбу, ибо такие люди своим образом жизни противостоят антиамериканизму. Многим из них нравятся американские фильмы, моды… Например, в Ливане несколько членов ХАМАС постоянно обедают в "Макдональдсе".

- Как, по-Вашему, растущая европейская мусульманская община повлияет на политику Европы? Или есть уже признаки этого?

- Да, это влияет на политику, но не так серьезно, как можно подумать. Например, Франция проводила активную проарабскую политику накануне иракской войны. Кстати, после Шестидневной войны 1967 года , Франция резко отказалась поддерживать Израиль, а ведь до этого и армия, и общественное мнение страны было ориентировано произраильски. Однако большинство французских мусульман по-прежнему политически пассивны.

- Что необходимо для того, чтобы остановить рост радикального ислама?

- Прежде всего, на Западе должны окончательно уяснить, что многие люди в западном мире абсолютно не желают демократии. Потом они должны также признать, что террористические атаки прямо связаны с пониманием ценности жизни и свободы на Западе.

Если колумбийские, ирландские и другие подобные экстремисты хотят совершить террористические акты, они сделают это в отношении людей, но никогда, скажем, в отношении посольств в Москве, Париже, Сиднее или Вашингтоне. А вот мусульманские экстремисты на это пойдут, поскольку они ведут войну против основополагающих ценностей Запада. Их призыв, прежде всего религиозный, и уже во вторую очередь – политический. Они готовы скорее умереть, чем жить. Ну что ж, Запад должен предоставить им эту возможность.

Ближний Восток – это тот единственный регион мира, проблемы которого болезненно затрагивают как христиан, так и мусульман. Единственная возможность остановить кровопролитие в этом регионе – это принести сюда демократию, пусть даже и силой. Но демократия не статична, она постоянно совершенствуется, становится лучше. Это мы видим на примере бывших советских республик. Арабы должны обрести свою независимость, только это уже будет независимость не от Запада, но от нынешних арабских лидеров. Я всерьез считаю интервенцию в Ирак добрым делом. Это хороший способ ускорить ход истории. Многие иранские дипломаты с которыми я встречался, намекали на то, что они были бы не против интервенции США в Тегеран, наподобие той, которую они уже совершили в Багдад. Но они в тоже время отдают себе отчет, что иранская ситуация коренным образом отличается от иракской.

Кажется, что иранцы искренне желают избавиться от радикалов. Почему в целом в иранском обществе меньше радикализма, чем в других исламских обществах, хотя правительство одно из самых радикальных? Потому что в Иране, в отличие от большинства арабских стран, существует какое-никакое движение за мир и социальные реформы, несмотря на то, что полнота власти принадлежит мусульманским радикалам. У шиитского общества в этом смысле больше исторического опыта, оно всегда было склонно к критическому осмыслению самое себя. Иранцы действительно искренне считают, что исламская революция изменила их страну. Но не только в этом дело. Иранскими шиитами антиамериканизм и антисемитизм овладел не в столь большой мере, как их единоверцами суннитами. Несмотря даже на позицию властей, иранцы очень искренне выражали свою симпатию жертвам терактов 11 сентября(единственными мусульманами среди жертв этого теракта оказались иранцы).

Мне кажется, что через какое-то время Иран может преподать урок демократии арабскому миру. Иран – неарабская страна, ставшая исламским государством. И эта неарабская, а в будущем, возможно, и постисламская страна, может стать образцом демократии на Ближнем Востоке. Очень хотелось бы видеть президентом демократического иранского государства женщину.

- Решит ли ближневосточную проблему создание палестинского государства, и каковы возможные последствия этого?

Cоздание палестинского государства – дело очень сложное. Никто в арабском мире не согласится на создание государства на тех клочках земли, что именуются ныне палестинскими территориями. Они потребуют всю историческую Палестину. Но если палестинцы желают своего реального государства, то оно уже существует. Это Иордания, единственное жизнеспособное государство для палестинцев. С другой стороны, палестинцы не могут отдать Храмовую гору с расположенной на ней мечетью аль-Акса. Это не означают, что нынешние территории не могут стать полноценным государством. Но для мусульман этого недостаточно.

- Почему Вы полагаете, что Иордания – единственное жизнеспособное палестинское государство?

- Потому что 73% его граждан - палестинцы, потомки жителей подмандатной британской территории Палестины. Нет такой национальности - иорданец.

- Ну, а почему Вы считаете, что мусульманам будет недостаточно государства в рамках нынешних палестинских территорий?

- Потому что арабы изначально претендовали на всю Палестину. Они считают, что у евреев нет никаких прав на эти земли. Казус с  Храмовой горой – тому пример.

"Global politician"

Перевод Портала-Credo.Ru

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования