Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"КОММЕРСАНТЪ": Курские депутаты экспроприировали храм у старообрядцев


 Вчера Курское горсобрание постановило передать единственный в Черноземье старообрядческий храм Успения Пресвятой Богородицы, за который на протяжение нескольких лет борются две древлеправославные общины – из Курска и Новозыбкова (Брянская область), в собственность Курской епархии Русской православной церкви. В епархии обещают не чинить препятствий отправлению в стенах храма религиозных обрядов со стороны старообрядцев. Старообрядцы, в свою очередь, надеются, что владыка Герман сдержит слово и будет пускать их в церковь. В противном случае намерены отстаивать права на Успенский храм в судебных инстанциях.

Старообрядческое движение возникло в России в середине XVII века в результате реформы патриарха Никона. Обрядовые нововведения внесли раскол в ряды верующих, что привело к появлению официальной (РПЦ) и старообрядческой (РПСЦ) церквей.

Успенский храм Курска – единственный в Черноземье, принадлежащий древлеправославным христианам (старообрядцам). С декабря 1999 года за контроль над ним борются две части расколовшейся древлеправославной архиепископии, расположенной в городе Новозыбкове Брянской области. Раскол произошел в 1999 году по инициативе настоятеля курского прихода иеромонаха Аполлинария (в миру доцента Московского химико-технологического института имени Менделеева Александра Дубинина). Причина – "обновленчество", которым, по его мнению, негласно занимается руководство архиепископии.

Основная претензия к новозыбковской иерархии – подражание Московской патриархии, которое заключается в том, что все имущество общины принадлежит иерархии. Иеромонах Аполлинарий назвал процесс "никонианизацией" архиепископии и в декабре 1999 года объявил об отделении курского прихода. Все имущество общины принадлежит ее членам, которых насчитывается около 400 человек. В 2000 году иеромонах Аполлинарий стал епископом Курским. В сан его рукоположил епископ Тульчинский, управляющий старообрядческими общинами в Румынии Евмений, который поддержал претензии иеромонаха Аполлинария к руководству архиепископии. В свою очередь, Новозыбковская архиепископия отлучила его от церкви. Епископу Аполлинарию подчиняются четыре общины – одна в Курске, две на Кубани и одна на Украине.

Сразу после раскола противоборствующие стороны начали борьбу за право владения Успенским храмом. Судебные тяжбы продолжаются до сих пор, но де-факто до мая прошлого года церковь контролировали сторонники Аполлинария. Первая скандальная попытка силой поменять владельца храма датировалась 30 июня 2001 года. В тот день восемь священников, официально направленных в Курск Новозыбковской архиепископией, захватили храм, выставив за его пределы настоятеля и прихожан. Захватчики продержались в нем десять дней. 9 июля, в праздник Тихвинской иконы Богоматери, курские прихожане, пользуясь численным преимуществом, вынесли их из храма на руках. Несмотря на инцидент, охрана у входа в храм не выставлялась. 8 июля из него были похищены 13 икон общей стоимостью порядка $10 тыс. На месте преступления были найдены записки с призывом "покаяться". Но доказать причастность к ограблению конкурирующей конфессии не удалось. Иконы так и не были найдены.

В мае 2004 года попытка захвата храма повторилась. Группу из десятка священников лично возглавил новозыбковский патриарх Александр (Калинин). В будний день группа священников вошла в храм, выгнали за пределы церковной ограды всех присутствовавших и выставила у ворот охрану – сотрудников частного охранного предприятия "Медведь плюс". Изгнанные сторонники епископа Аполлинария направляли жалобы в прокуратуру и лично президенту Владимиру Путину. Однако ощутимого результата они не принесли. Хотя прокуратурой проводится вялотекущая проверка обстоятельств перехода храма от одной конфессии к другой.

Сразу после перехода Успенского храма под контроль Новозыбковской архиепископии его прежние владельцы высказывали осторожное предположение, что атака предпринята с ведома тогдашнего митрополита Курского и Рыльского Ювеналия.

Вчера версия о причастности Ювеналия к захвату Успенского храма получила косвенное подтверждение. Вопрос о передаче храма в собственность епархии был поставлен именно бывшим митрополитом Ювеналием. Основание – историческая принадлежность храма к Русской православной церкви. В настоящее время Курскую и Рыльскую епархию возглавляет митрополит Герман, в прошлом глава Якутской епархии, но ее позиция в отношении храма не изменилась. Епархия, получив его в собственность, готова оставить храм в распоряжении старообрядцев, сторонников Новозыбковской архиепископии.

Именно на позицию епархии ссылался вчера председатель Курского горсобрания Владимир Ткаченко, призывая депутатов поддержать обращение Ювеналия. Однако единодушной поддержки его призыв не встретил.

— Почему мы опираемся на мнение только одной из сторон? – задался вопросом депутат Максим Васильев. – Необходимо выслушать и самих старообрядцев.

— На cтарообрядцах никто крест не ставит, – возразил ему господин Ткаченко, – мы передадим здание Курской епархии, и пусть она решает, что с ним дальше делать.

В результате решение о передаче здания было принято большинством голосов при четырех воздержавшихся депутатах. Впрочем, обеими конкурирующими конфессиями оно было воспринято неоднозначно. "Конечно, приятнее иметь храм в собственности, чем арендовать его здание. Но я не раз общалась с новым курским владыкой Германом, и он произвел на меня впечатление довольно порядочного человека, – заявила казначей новозыбковской древлеправославной общины Любовь Максимова. – Надеемся, что он сдержит свое слово. Если нет, разумеется, мы будем подавать иск в суд".

Сторонники епископа Аполлинария тоже не исключают возможности судебных разбирательств, но по другому поводу. "Разумеется, мы будем проводить какие-то акции протеста, – говорит протодьякон Андрей (Шамов). – Но какие именно, до сих пор не решили. Не исключено, что вопрос будет решаться в суде. Храм в XIX веке строился на пожертвования старообрядцев, и РПЦ не имеет на него никаких прав".

МАКСИМ АРЕПЬЕВ, Курск
"КоммерсантЪ"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования