Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НГ-РЕЛИГИИ": Религиозная вражда угрожает целостности государства. Власти скорее уделяют внимание не защите прав верующих, а их стеснению, считает правозащитник Людмила Алексеева


 О своем видении современной ситуации в сфере свободы совести корреспонденту "НГР" рассказала Людмила Алексеева, руководитель старейшей из ныне действующих в России правозащитных организаций - Московской Хельсинкской группы.

-Людмила Михайловна, в последнее время со стороны многих религиозных объединений звучат заявления о дискриминации. Можно ли считать эти заявления свидетельством роста нетерпимости и ксенофобии в религиозной сфере?

- Да, конечно. И то, как сейчас развиваются события, свидетельствует о том, что власть если не дирижирует ими, то, во всяком случае, активно поддерживает дискриминацию.

- Отражает ли рост опасений со стороны религиозных меньшинств характер отношения к ним российских властей?

- Это касается всех религиозных объединений, кроме Русской Православной Церкви (РПЦ). Отмечу, что даже Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" вопреки Конституции России делит вероисповедания, которые существуют в современной России, на традиционные и нетрадиционные. Это относится и к мусульманам, которых в стране сейчас более 20 млн. человек. Ислам - это традиционная для России религия, тем не менее в последнее время начались преследования и мусульман.

- В чем вы видите причину усиления религиозной дискриминации в России: в недочетах существующего законодательства или в правоприменительной практике?

- Правоприменительная практика, которая существует сейчас, ужасна. Она еще более усугубляет многие недочеты законодательства. Но это не недочеты - это пороки законодательства! Ведь в Конституции России совершенно недвусмысленно говорится, что все граждане равны в правах независимо от вероисповедания. При чем здесь деление на традиционные или нетрадиционные религии, религиозное большинство или меньшинство? Это абсолютно антиконституционно. Те законы, которые нарушают Конституцию, - это не недочеты, а пороки.

- Как должна строиться политика государства в сфере свободы совести, чтобы было возможно избежать дискриминации по религиозному принципу?

- Надо исполнять Конституцию! Нельзя сказать, что до принятия Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" ситуация в сфере свободы совести была идеальной. Но все-таки тогда было гораздо лучше, чем сейчас. Была свобода вероисповедания для всех религий. Закон разрешал пресекать только насильственные действия, совершенные на религиозной почве, но это не имело никакого отношения к нарушениям в сфере свободы совести.

- Достаточно ли внимания уделяет государство проблемам, связанным с реализацией прав в сфере свободы совести?

- Боюсь, что государство скорее уделяет внимание не защите этих прав, а их стеснению. Путем принятия этого закона и целого ряда подзаконных актов, которые гораздо жестче, чем сам закон. И тем более это касается правоприменительной практики. К примеру, РПЦ возвращается отобранное ранее имущество, однако католикам, староверам, мусульманам, иудеям и буддистам труднее добиться возврата утраченной собственности.

В то же время когда они на собственные деньги хотят строить храмы или молельные дома, то встречают немыслимые препятствия. И даже те, кто получил разрешение на приобретение земли и постройку зданий в более свободное время (до принятия ныне действующего закона), теперь лишаются их. Эти здания объявляются построенными незаконно или незаконно используемыми. Их просто отбирают! А если не могут отобрать законно, то поджигают. А потом чинят препятствия в ремонте этого здания. Это позорная, опасная и близорукая практика.

- Показателем общей ситуации со свободой совести в стране может служить увеличение или уменьшение числа обращений представителей религиозных объединений в негосударственные правозащитные структуры. Расскажите, сколько обращений за последнее время поступило в Московскую Хельсинкскую группу? Каков характер этих обращений?

- На самом деле правозащитные организации, за исключением таких специализированных правозащитных объединений, как Славянский правовой центр, очень мало занимаются проблемой нарушений в сфере свободы совести. Мы очень активно сопротивлялись введению действующего религиозного законодательства, когда об этом шла речь. К сожалению, мы мало занимаемся преследованиями верующих, и наши правозащитные организации в регионах очень слабо связаны с общинами. Они просто не знают друг друга.

Московская Хельсинкская группа - старейшая правозащитная организация России, поэтому к нам, конечно, обращаются и верующие. Обычно обращаются даже не столько с жалобами на какие-то преследования, сколько с просьбой помочь провести межрелигиозные конференции, которые могли бы поспособствовать объединению преследуемых верующих в отстаивании своих прав.

Почему они обращаются к нам? Потому что, увы, у верующих тоже существуют проблемы в организации подобного рода мероприятий. Предположим, если такую конференцию хотят собрать пятидесятники, то баптисты говорят нам: "Почему вы поддерживаете их инициативу, а не нашу?" Так как мы правозащитная организация, а не религиозная, то, когда мы проявляем инициативу в этой области, в ней участвуют представители всех конфессий.

Замечу, что мусульманское сообщество до самого последнего времени практически не обращалось к правозащитникам. Но после того как против них развернулись массовые репрессии, стали поступать обращения и от них.

Я не могу похвалиться, что правозащитники активно занимаются проблемами верующих. На пресс-конференции, прошедшей 19 мая в Доме журналиста, было объявлено о создании нового правозащитного центра, который будет заниматься проблемами мусульман. Я охотно вошла в эту организацию, потому что работа с мусульманами - явная лакуна в нашей правозащитной деятельности.

- К чему может привести невнимание властей к сложной межрелигиозной ситуации в нашей стране?

- Участвовавший в пресс-конференции президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков отмечает, что для целостности нашего государства межрелигиозная вражда очень опасна. И тут я с ним полностью согласна, потому что многонациональное государство сильно только в том случае, если люди, принадлежащие к разным национальностям и религиям, умеют терпимо относиться друг к другу. Сейчас, к сожалению, у нас другая ситуация, которая все более усугубляется. И меня как правозащитника очень волнуют нарушения в России одного из важнейших конституционных прав человека - права на свободу совести.

НГ-Религии


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования