Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НГ-РЕЛИГИИ": Посланник древней Антиохии. Религия должна служить человеку, а не наоборот, считает епископ Нифон


Отношения между Русской Православной и Антиохийской Церквами всегда были очень теплыми и доверительными. Несмотря на все исторические перипетии, такими они остались и сейчас. О том, как живет подворье Антиохийской Церкви в самом центре столицы, рассказал корреспонденту "НГ-религий" епископ Филиппопольский Нифон (Сайкали), настоятель Антиохийского подворья в Москве.

- Ваше Преосвященство, не могли бы вы немного рассказать об истории Антиохийской Православной Церкви...

- История нашей Церкви началась вместе с историей христианства. Она была основана апостолами Петром и Павлом еще до появления Римской Церкви. Ее название происходит от имени древней столицы Сирии - города Антиохии. Антиохийская Церковь считается одной из самых древних Поместных Православных Церквей.

Именно в Антиохии последователи Иисуса Христа стали называться христианами. Поэтому Антиохию называют колыбелью христианства. Здесь раньше находилась "столица" Церкви, престол ее Патриарха. Именно отсюда апостол Петр, первый епископ Антиохийской Церкви, приехал в Рим.

Безусловно, за всю свою историю Церковь пережила многое. С середины VII века Антиохия попала под власть арабов-мусульман, которые всячески притесняли христиан. Одним из наиболее трагических событий нашей истории стало истребление турками в 1860 г. почти всего христианского населения Сирии. Тогда погибли более 30 тыс. человек! Почти все наши церкви были разрушены и разорены. Замечу, что без поддержки России и Русской Православной Церкви от Антиохийской Церкви ничего бы не осталось.

Церкви приходилось бороться и с внутренними негативными тенденциями. Под давлением Католической Церкви часть православных, понадеявшись на защиту Европы, попросила защиты от турецкого преследований и перешла в католичество. Во многом этот внутрицерковный раскол был связан и с политическим ослаблением России в конце XIX века, что привело к появлению Греко-Католической Церкви в Антиохии.

- А какие сейчас у вашей Церкви отношения с греко-католиками?

- Раньше они были достаточно напряженными, вплоть до Второго Ватиканского Собора, так как Ватикан изо всех сил пытался привлечь к себе христиан Ближнего Востока. Но сейчас на дворе уже XXI век, и не поддерживать отношения было бы просто глупо. Так что теперь мы чувствуем себя партнерами.

- Христиан каких стран окормляет Антиохийский Патриархат?

- Православных верующих Сирии, Ливана, Ирака и Кувейта, иными словами, все православное население стран Ближнего Востока. Кроме того, множество верующих проживают в других странах. Только в США у

нас почти 250 храмов. Много приходов в Аргентине, Бразилии, Чили и Австралии. Есть митрополия в Западной Европе, куда входят Франция, Англия, Германия и Швейцария. Наша паства - это более 5 миллионов верующих по всему миру.

- Когда-то Антиохия первенствовала в христианском богословии, была местом проведения церковных Соборов. Сохраняется ли сегодня богословская традиция?

- Антиохийская богословская школа - самая древняя на православном Востоке, сохраняющаяся и по сей день. В нашей Церкви по-прежнему много выдающихся мыслителей. Это и митрополит Георгий (Ходор), и сам Антиохийский Патриарх Игнатий. Сейчас при Антиохийском Патриархате работают Богословский институт и целый ряд церковных школ.

- Как складываются отношения Антиохийской Церкви с правительствами исламских государств, на территории которых она осуществляет свое служение?

- Со времен Оттоманской империи Антиохийская Церковь имеет ряд привилегий. И в этом большая заслуга Русской Церкви и России. Но ислам - основная религия Ближнего Востока. Поэтому наша Церковь существует по законам тех стран, в которых живут ее представители.

К примеру, в Ливане положение христиан определено Конституцией. И личные отношения межу Патриархом и президентом Ливана никак не влияют на положение христиан в этой стране. В соответствии с законом президент Ливана должен быть христианином. По Конституции в парламенте этой страны должны быть представлены как мусульмане, так и христиане.

Мы всегда следуем церковному уставу, который действует в странах, где находится Антиохийская Церковь, поэтому государство не вмешивается в наши дела. Мы одновременно контролируем и то, что касается гражданского права верующих (рождение, бракосочетание и т.д.). Кроме того, в каждой епархии есть церковные суды, и правительство всегда исполняет их решения. Оно также признает решения Церкви в том, что касается назначений новых архиереев.

- Как вы оцениваете положение христиан на Ближнем Востоке?

- Все христианские общины ближневосточных государств признаны Конституцией этих стран. К тому же христиане и мусульмане уже столетиями живут бок о бок, мы привыкли к этому и с уважением относимся друг к другу. Религия должна служить человеку, а не наоборот, и неважно, ислам это, христианство или другие религии.

Однако становятся заметными некоторые негативные тенденции в отношениях мусульман к христианам. Мне кажется, что сейчас идет политизация ислама. Это очень опасно, так как может привести к дестабилизации общей обстановки в регионе. Но я считаю, что на Ближнем Востоке никогда не будет войны между мусульманами и христианами.

- Как изменилось положение христиан в Ираке после оккупации этой страны войсками "миротворцев"?

- Я не могу сказать, что мусульманское население Ирака стало хуже относиться к христианам. Войны между христианами и мусульманами нет! Но есть фундаменталисты, специально провоцирующие мусульман на экстремистские действия против христиан, и большинство из них находятся сегодня в Ираке.

- Можно ли говорить о посреднической или дипломатической функции Антиохийской Церкви на Ближнем Востоке?

- Наша Церковь действительно играет важную дипломатическую роль в этом регионе. Я думаю, что она очень подходит для Церкви, выступающей посредником между народами и между лидерами различных государств.

- Расскажите, пожалуйста, об истории подворья Антиохийской Церкви в Москве...

- Представительство Антиохийского Патриархата было открыто в Москве в 1848 г. Оно было создано Московским митрополитом Филаретом (Дроздовым), чтобы оказать материальную помощь Антиохийской Церкви. В то время наша Церковь подверглась гонениям со стороны турок. В 1927 г. власти закрыли подворье. А в 1948 г. с разрешения Сталина и по благословению Патриарха Алексия I его открыли вновь. Сейчас Антиохийская Церковь не нуждается в материальной помощи. Однако подворье осталось в качестве моста, связующего нас с Русской Церковью.

- Из кого состоит ваша московская паства?

- Прежде всего из православных верующих москвичей - это около 350 семей. Также мы окормляем и арабскую общину, которая насчитывает около 40 семей. Но христианская арабская община появилась лишь лет 8-10 назад, до этого вся паства была русская.

- Что вас лично связывает с Россией?

- Первый раз я приехал в Россию в 1959 году, чтобы учиться в Московской Духовной академии. А в том, что я избрал местом своего служения именно Москву, огромную роль сыграл мой наставник митрополит Нифон (Саба), который был особо расположен к России. Я ощущаю, что русский народ - это также и мой народ.

Думаю, что сейчас нельзя рассчитывать на российскую политическую поддержку любой Церкви за границей, в том числе и Православной, так как православие в России по Конституции не является единственной государственной религией, как это было в XIX веке. Однако я уверен, что, как и раньше, Россия будет выступать на стороне правды, защищая любые народы от несправедливости.Германия и Швейцария. Наша паства - это более 5 миллионов верующих по всему миру.

- Когда-то Антиохия первенствовала в христианском богословии, была местом проведения церковных Соборов. Сохраняется ли сегодня богословская традиция?

- Антиохийская богословская школа - самая древняя на православном Востоке, сохраняющаяся и по сей день. В нашей Церкви по-прежнему много выдающихся мыслителей. Это и митрополит Георгий (Ходор), и сам Антиохийский Патриарх Игнатий. Сейчас при Антиохийском Патриархате работают Богословский институт и целый ряд церковных школ.

- Как складываются отношения Антиохийской Церкви с правительствами исламских государств, на территории которых она осуществляет свое служение?

- Со времен Оттоманской империи Антиохийская Церковь имеет ряд привилегий. И в этом большая заслуга Русской Церкви и России. Но ислам - основная религия Ближнего Востока. Поэтому наша Церковь существует по законам тех стран, в которых живут ее представители.

К примеру, в Ливане положение христиан определено Конституцией. И личные отношения межу Патриархом и президентом Ливана никак не влияют на положение христиан в этой стране. В соответствии с законом президент Ливана должен быть христианином. По Конституции в парламенте этой страны должны быть представлены как мусульмане, так и христиане.

Мы всегда следуем церковному уставу, который действует в странах, где находится Антиохийская Церковь, поэтому государство не вмешивается в наши дела. Мы одновременно контролируем и то, что касается гражданского права верующих (рождение, бракосочетание и т.д.). Кроме того, в каждой епархии есть церковные суды, и правительство всегда исполняет их решения. Оно также признает решения Церкви в том, что касается назначений новых архиереев.

- Как вы оцениваете положение христиан на Ближнем Востоке?

- Все христианские общины ближневосточных государств признаны Конституцией этих стран. К тому же христиане и мусульмане уже столетиями живут бок о бок, мы привыкли к этому и с уважением относимся друг к другу. Религия должна служить человеку, а не наоборот, и неважно, ислам это, христианство или другие религии.

Однако становятся заметными некоторые негативные тенденции в отношениях мусульман к христианам. Мне кажется, что сейчас идет политизация ислама. Это очень опасно, так как может привести к дестабилизации общей обстановки в регионе. Но я считаю, что на Ближнем Востоке никогда не будет войны между мусульманами и христианами.

- Как изменилось положение христиан в Ираке после оккупации этой страны войсками "миротворцев"?

- Я не могу сказать, что мусульманское население Ирака стало хуже относиться к христианам. Войны между христианами и мусульманами нет! Но есть фундаменталисты, специально провоцирующие мусульман на экстремистские действия против христиан, и большинство из них находятся сегодня в Ираке.

- Можно ли говорить о посреднической или дипломатической функции Антиохийской Церкви на Ближнем Востоке?

- Наша Церковь действительно играет важную дипломатическую роль в этом регионе. Я думаю, что она очень подходит для Церкви, выступающей посредником между народами и между лидерами различных государств.

- Расскажите, пожалуйста, об истории подворья Антиохийской Церкви в Москве...

- Представительство Антиохийского Патриархата было открыто в Москве в 1848 г. Оно было создано Московским митрополитом Филаретом (Дроздовым), чтобы оказать материальную помощь Антиохийской Церкви. В то время наша Церковь подверглась гонениям со стороны турок. В 1927 г. власти закрыли подворье. А в 1948 г. с разрешения Сталина и по благословению Патриарха Алексия I его открыли вновь. Сейчас Антиохийская Церковь не нуждается в материальной помощи. Однако подворье осталось в качестве моста, связующего нас с Русской Церковью.

- Из кого состоит ваша московская паства?

- Прежде всего из православных верующих москвичей - это около 350 семей. Также мы окормляем и арабскую общину, которая насчитывает около 40 семей. Но христианская арабская община появилась лишь лет 8-10 назад, до этого вся паства была русская.

- Что вас лично связывает с Россией?

- Первый раз я приехал в Россию в 1959 году, чтобы учиться в Московской Духовной академии. А в том, что я избрал местом своего служения именно Москву, огромную роль сыграл мой наставник митрополит Нифон (Саба), который был особо расположен к России. Я ощущаю, что русский народ - это также и мой народ.

Думаю, что сейчас нельзя рассчитывать на российскую политическую поддержку любой Церкви за границей, в том числе и Православной, так как православие в России по Конституции не является единственной государственной религией, как это было в XIX веке. Однако я уверен, что, как и раньше, Россия будет выступать на стороне правды, защищая любые народы от несправедливости.

Александр Петров
НГ-Религии


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования