Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ИНТЕРФАКС": Сергей Ряховский: Пятидесятники не станут инструментом "оранжевой" революции


О современной жизни пятидесятнической общины России, ее взаимоотношениях с другими религиозными организациями и властями страны корреспонденту портала "Интерфакс-Религия" Алексею Соседову рассказал епископ Сергей Ряховский, сопредседатель Консультативного совета глав протестантских церквей России, председатель Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников), член Совета по взаимодействию с религиозными организациями при президенте РФ.


- Сергей Васильевич, сколько в России протестантов и какую долю из них составляют пятидесятники?

- Я приведу две цифры. Официально, по данным Минюста, в России зарегистрировано около пяти тысяч протестантских религиозных организаций, и, я полагаю, действуют еще порядка пяти-семи тысяч общин, не зарегистрированных по разным причинам. Если говорить о числе прихожан, то, к сожалению, таких подсчетов пока никто не вел. Можно с уверенностью сказать, что в России насчитывается не менее двух миллионов активных членов протестантских церквей. Что касается пятидесятников, то в среднем их количество составляет примерно одну треть от всего протестантского сообщества страны.

Современные протестантские движения - баптисты, пятидесятники, адвентисты, методисты, пресвитериане - живут в России уже на протяжении 100-130 лет. Это официальная история зарегистрированных общин. Я считаю, что любая конфессия, которая присутствует в стране, в ее культурной среде хотя бы сто лет, она уже себя утвердила определенным образом. Мы не вчера появились. Протестантизм - это неотъемлемая часть истории, культуры нашей страны. В советское время были жесточайшие гонения на православных, на протестантов, на представителей иных религий - мы через все это вместе прошли. Например, мой отец сидел вместе с православными батюшками в так называемых политических лагерях. До революции в России были молокане - это одна из ветвей протестантизма, которая выросла именно на российской почве, независимо от Запада. В наших общинах на юге, в Поволжье и сейчас очень много верующих, которые родились в семьях молокан. Конечно, Россия является по большей части православной страной, но православие - это христианство, и протестантизм - это тоже христианство.

- Недавно Вы заявили, что в России целенаправленно притесняют протестантов. Кто и зачем, по Вашему мнению, это делает?

- Это сложный для нас вопрос, потому что движение пятидесятников и вообще протестантское движение действительно испытывает притеснение по признаку вероисповедному (тот факт, что мы не являемся православными, служит неким мотивом для преследований и дискриминации). Существует деятельность определенных структур, так называемых "сектоборцев", которые пытаются формировать общественные и чиновничьи настроения, направленные против протестантов и конкретно пятидесятников в ряде российских регионов. Недавно мы стали свидетелями подобной ситуации и в Москве.

Я думаю, причина этого - невежество, религиозная необразованность чиновников. "Сектоборцы" пытаются записать протестантов, особенно пятидесятников, в список самых зловредных сект, в то время как во всем мире это очень респектабельное религиозное движение. На Западе, в Африке, в Латинской Америке, в Азии это признанное государством мощное движение. В мире насчитывается около миллиарда протестантов, из них христиане веры евангельской - пятидесятники составляют примерно половину, то есть пятьсот миллионов. Отсутствие у нас в стране четкой государственной позиции по отношению к этому очень большому религиозному сообществу - это также, в некоторой степени, мотив для подобного отношения. Часто мы сталкиваемся с открытым отрицанием вообще роли современных протестантов в общественной жизни России.

- Согласны ли Вы с утверждением, что в данном случае кто-то искусственно, извне подогревает страсти, чтобы достичь своих собственных политических целей?

- Я согласен с этим абсолютно. На днях я сделал заявление от имени руководства нашего Союза, что кто-то сознательно подогревает страсти, чтобы противопоставлять протестантизм православию, чтобы сделать протестантов "пятой колонной", инструментом "оранжевой" революции. И я сказал, что любые подобные провокации обречены на провал, потому что мы, российские протестанты - патриоты своей страны, мы люди, которые особо чтят российскую власть и президента России. И в разгар "оранжевой" революции на Украине я выступил с предостережением и протестантов, и православной церкви, которые позволили втянуть себя в политическую деятельность.

Церковь отделена от государства, она не вправе вмешиваться в политические процессы. Другое дело, что верующие могут иметь разные политические убеждения и быть активными, но, повторяю, Церковь не должна позволять втягивать себя в подобные процессы. Кто-то сегодня стремится в политических целях нанести ущерб авторитету руководству России, Москвы. Стараются сделать так, чтобы этот авторитет упал как в глазах россиян, так и у западной общественности. Не секрет, что западное общество - это в основном протестантское общество. И, к сожалению, сегодня есть попытка дискредитировать Россию в глазах других протестантов мира.

- Могут ли притеснения, о которых Вы говорили, быть спровоцированы поступками самих пятидесятников, которые, возможно, своими действиями вызвали напряженность в межконфессиональных отношениях, в частности, заявив, что в Екатеринбурге не было недавно избиения священников?

- В связи с екатеринбургскими событиями патриарх Алексий выразил глубокую озабоченность тем, что нарушены права верующих, и я разделяю его обеспокоенность. С другой стороны, я не присутствовал в Екатеринбурге. Конфликт, очевидно, был, но что именно произошло, должны выяснять соответствующие органы на месте. Каждая конфессия или каждая религия, пользуясь в том или ином регионе неким преимуществом, к сожалению, нередко пытается подавлять других. Так не должно быть, это не по Божьему Слову.

Если говорить о пятидесятниках, то акции, подобные тем, что были в Москве, прошли в ряде регионов, и у них одна и та же причина - запрет на строительство храмов, отказ в выделении земли под строительство, вопреки положениям закона. А там, где наши приходы приобретают землю, чиновники изобретают новые проблемы и надуманные обвинения. Закон "О свободе совести и религиозных объединениях" - неплохой закон, но когда же мы, и особенно люди, облеченные властью, начнем жить по законам своей страны, а не по "понятиям" и собственным амбициям? Когда решения, принимаемые в Москве, будут доходить без искажений до регионов и маленьких городов и поселков?

Могут ли быть неправы наши пастыри? Конечно, да. В любой конфессии, в любой религии есть сегодня люди, которые могут быть невежественными и считать, что их позиция - это истина в последней инстанции. Это есть и у некоторых чиновников, и у представителей тех или иных конфессий - невежественность, незнание Конституции и законов России.

- Как сейчас складываются Ваши отношения с Русской православной церковью и другими организациями-членами Межрелигиозного совета страны?

- Мы не представлены в Межрелигиозном совете России, но я отношусь к нему с большим уважением. Протестанты по численности зарегистрированных приходов занимают второе место после Русской православной церкви. Наверное, должно пройти время, чтобы мы заняли достойное место в общественно-религиозной жизни страны. На протяжении ряда лет функционирует Консультативный совет глав протестантских церквей России. Это весьма представительный и солидный орган. Мы выстраиваем очень серьезные рабочие отношения с представителями ислама, в частности, с Советом муфтиев России, у нас очень добрые отношения с главным раввином страны Берлом Лазаром. Не так давно состоялась очередная, весьма важная встреча с главой Отдела внешних церковных связей митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, на которой обсуждалась возможность официальной встречи глав протестантских Церквей с патриархом Алексием, вопросы миссионерства и прозелитизма, наше отношение к общехристианским ценностям.

Мы приняли в этом году участие во Всемирном русском соборе, совместно участвуем в акции по противодействию наркомании "Поезд в будущее", оргкомитет которой возглавляют Георгий Полтавченко и Юрий Лужков. Мы вместе с другими конфессиями участвуем в том, чтобы преодолеть синдромы переходного периода нашей страны. Протестанты - это очень активная часть общества. Но я хочу подчеркнуть, что едва ли можно сделать что-то глобальное без активной совместной деятельности с Русской православной церковью, которая представляет сегодня большинство нашего общества и играет доминирующую роль, а также с другими уважаемыми в обществе основными конфессиями. Это наша четкая позиция.

- Не могли бы Вы прокомментировать недавние пикеты, организованные в Москве церковью христиан веры евангельской "Эммануил"?

- Я не выходил на эти митинги и пикеты, так как считаю, что духовное лицо может достичь большего молитвами и своей миротворческой деятельностью. Эти пикеты не были направлены против мэра столицы. Я общался с пастором церкви "Эммануил" Александром Пуршагой. Более того, к Юрию Лужкову у этой церкви достаточно почтительные отношения, потому что этот человек сделал для Москвы очень много.

С другой стороны, хотелось бы разделить мэра Москвы и некоторых столичных чиновников. Последние сделали все возможное, чтобы эта акция состоялась, чтобы протест был выплеснут на улицы Москвы. Вопрос достаточно сложный. Насколько я знаю, правительство города готово рассмотреть вопрос о том, чтобы предоставить церкви достойный участок под застройку в одном из районов столицы и оформить все необходимые разрешения для реконструкции здания церкви в Солнцево. Хочется верить, что это произойдет. Я думаю, что невежественность некоторых чиновников, с одной стороны, и отчаяние представителей церкви "Эммануил" от девятилетних бесплодных скитаний по чиновничьим кабинетам, с другой, породили эту ситуацию. Каждый пошел на принцип. Пастор находится под арестом, ему дали пять суток. Некоторые представители церкви оштрафованы решением мирового судьи центрального округа Москвы. Это противостояние перешло уже в эмоциональную фазу. Пастор объявил голодовку. Было бы лучше, если бы он объявил пост как христианин и как священнослужитель сказал: "Я буду поститься и молиться Господу". Голодовка для меня - это все-таки некий политический акт, и для меня она как для священника неприемлема. Другое дело - пост, когда человек обращается не к земной, а к небесной власти.

- И православные, и мусульмане, и евреи часто жалуются на некорректные высказывания и действия со стороны так называемых "мессианских евреев", являющихся, по сути, протестантами, а также на организации "Слово жизни" и "Новое поколение". Боретесь ли Вы как-то с проявлениями нетерпимости в рядах собственных последователей?

- Я уже высказывался о деятельности лидера "Нового поколения" пастора Алексея Ледяева и дал очень жесткую оценку некоторым пунктам его вероучения, определяя их как богословскую ересь. Его отношение и резкие высказывания по отношению к другим конфессиям также недопустимы. Мы боремся с подобными явлениями, для нас как для христиан любовь и веротерпимость - это основа нашей жизни и служения. Еще раз подчеркиваю, в любой религии всегда найдутся люди, которые ведут себя вызывающим образом, но, говоря о "Новом поколении", хочу особо отметить, что мы занимаем жесткую позицию именно в отношении учения и руководителей этой организации, а не обычных людей, прихожан. Если же говорить о "Слове жизни", то сегодня это очень уважаемая в нашем Союзе церковь. Она вписалась в российскую протестантскую семью. В религиозном мире всегда были и будут разногласия - важно, чтобы они не выходили за пределы наших храмов и богословских диспутов.

- Как отличить традиционных пятидесятников от нетрадиционных?

- У протестантов, православных и мусульман нет единого мирового центра, как, например у католиков. И, конечно, это многообразие вызывает вопросы: "А почему нет единого стандарта, кого считать пятидесятником?" и т.п. Но такого стандарта нет и в других религиях. Хорошо, что есть многообразие, и в этом многообразии - красота. Наверное, в этом уникальность, что Творец создал нас разными, но именно для того, чтобы мы любили друг друга. Другое дело, чтобы там не происходили экстремистские процессы. Это другой вопрос. Кто традиционнее - те пятидесятники, которые имеют ультрасовременное музыкальное прославление и радостно рукоплещут Господу, или те, кто неподвижно стоят с покрытыми головами? Назвать тех или иных более традиционными я не могу. И те, и другие имеют единое вероучение и черпают вдохновение в Священном Писании - Библии.

"Интерфакс"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования