Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЗАПАДНО ЕВРОПЕЙСКИЙ ВЕСТНИК": Культурное разорение Зарубежной Руси


От Редакции :

В предыдущей статье о "Разгроме Джорданвилля", Г.М. Солдатов писал в основном о материальном и духовном разорении нашей Всезарубежной Лавры. В настоящем же очерке показано как, все теми же людьми и той же нашей инерцией, разоряется культурное прошлое Белой Эмиграции. На самом деле – что стало с кипучей издательской деятельностью нашего не столь далекого прошлого ? Почему еще не так давно Россия нарасхват перенимала все наши ценности, книги, статьи, а сегодня, как правило, в Зарубежье торгуют почти исключительно пост-советскими изданиями, в Джорданвилле преподают по патриархийным пособиям ? В частном письме Г.М. Солдатов нам пишет : "Поколениями старались наши деды и отцы сохранить наши духовные и культурные ценности, сохранить от захвата советами Святых Икон, знамен Добровольческой Армии, Русского Корпуса, Казачьих Войск и Кадетских Корпусов и других наших Святынь. А теперь отдается все на радость коммунистам, и наши знамена будут находиться рядом с красными советскими с серпом и молотом. Кто виноват ? Может быть мы в том, что спали и только теперь проснулись!" Повсеместно слышно, как недостойные наследники героев-богатырей, вывезших некогда знамена своих легендарных полков, передают их сегодня "на Родину", да еще с чувством исполненного долга. В скором будущем августейший прах Государыни Марии Феодоровны будет перевезен в РФ. Ту же участь, видимо, ожидает и прах генерала А.И. Деникина. А по совсем недавним сведениям, из Эмиграции тянутся делегации с целью поклониться "святейшему патриарху" и поздравить его с 15-летним возглавлением МП... Да не сошел ли с ума міръ ? И неужели найдутся люди, чтобы нас упрекать в недостаточной любви к России за такие мысли ?

Культурное разорение Зарубежной Руси

Значение Свято Троицкого Монастыря с находящейся там Духовной Семинарией было очень велико и трудно было бы кратко изложить все, что они сделали для Зарубежной Руси и для Родины. Это святое место для каждого россиянина имеет исключительное значение т.к. здесь сохранялись вне России духовные и культурные ценности. Среди монашествующих и воспитанников всегда была надежда на то, что настанет время и в России погибнет коммунизм, и все что ими сохранялось с большими затруднениями, сможет вернуться домой на Родину. Здесь находилось большое книгохранилище, в котором были книги зарубежных и российских авторов. Здесь находились архивы многих духовных и научных деятелей, и был музей.

Русская эмиграция имела исключительное значение как религиозное, так и культурное. С одной стороны она старательно сохраняла свое прошлое, а с другой, будучи вдалеке от Родины, рассеявшись среди других народов по всему миру, она, построив свои церкви, устраивая библиотеки, организовывая братства и сестричества, хоры, благотворительные организации и т.д. знакомила другие народы с Православием и Россией. В Зарубежье, на беженские гроши, собиравшиеся повсюду, зачастую многие годы, было построено много красивых церквей в русском стиле. Некоторые из них, были больших размеров и стали местными достопримечательностями, привлекая туристов и людей желавших познакомиться с Православием. Эти центры становились для россиян единственным местом, где они могли встречаться с такими же людьми как они сами и поделиться своими радостями и горестями. Здесь новые поколения молодежи получали религиозное и родиноведческое образование.

Во многих странах Зарубежья были организованы монастыри ставшие местными духовными центрами. Главным стал после второй міровой войны Свято-Троицкий монастырь около поселка Джорданвилль. До войны большинство духовной литературы издавалось в Ладомирово, на Карпатах, но после когда почти все монахи и настоятель оказались в США они организовали семинарию и издательство, печатавшее центральный орган РПЦЗ – "Православную Русь". В монастыре издавались не только книги литургического и богословского содержания там печатались также бумажные иконы, учебники, светская литература и праздничные открытки.

Подготовка будущих пастырей в монастыре стояла на высоком уровне. Посвящаемый в духовный сан в продолжение нескольких недель совершал все уставные богослужения, читал проповеди, утверждался в знании церковного устава и клироса. В пастыре твердо закладывалась вера в истинность и непобедимость Православия и в будущую Святую Русь.

Знаменитый во всей Зарубежной Руси Архимандрит Киприан организовал не только иконописную мастерскую, но и подготовил смену новых иконописцев снабжавших иконами и расписывавших русские храмы во всем мире. Эти работы представляли большое значение, так как русское иконописное искусство отличается от других православных стран. Здесь им самим или под его руководством писались иконы русских святых и готовились иконы перед прославлением новых.

Издательские и ручного труда произведения Свято-Троицкого монастыря также как и других русских монастырей на Святой Земле – Св. Равноапостольной Марии Магдалины, Воскресения Христова в Вифании и Спасо-Вознесенского монастыря, монастыря Новое Шамордино в Австралии, Леснинского во Франции, Успенского в Ново-Дивеево около Нью-Йорка, Преображенского скита в Мансонвилле (Канада), обители Преп. Иова Почаевского в Мюнхене, Успенской обители в Чили, Богородично-Владимирского монастыря в Калифорнии и др. распространялись по всем епархиям РПЦЗ, давая возможность продолжать их деятельность.

Теперь есть угроза того, что МП или возьмет многие из этих духовных центров под свое руководство или будет играть главную роль в том, что там делается. Некоторые места уже были забраны у Зарубежной Руси силой, а другие МП предполагает захватить путем гражданских судов.

Многие книги, журналы, литургические кассеты и диски прежде издавались в очень ограниченном тираже. Швейные произведения для приходов и облачения могли снабдить только заграничные приходы. Но многие из этих произведений имели старый русский традиционный стиль, отличавшийся от распространившегося массового производства.

В настоящее время во многих монастырях, в синодальном магазине и в приходах Зарубежной Руси распространяются произведения Московской Патриархии. Печатные материалы не всегда подходят по своему духу к чаяниям как выходцев из России, так и современных жителей на Родине. Они пропитаны не православными русскими традициями духовных ценностей. В них нет того святоотеческого призыва, к благочестию, к которому привыкли русские верующие, будучи заграницей. Воспитанные в материалистическом духе, управляющие Патриархией люди, часто сами того не сознавая, отвлекаются от ведения людей к спасению душ и подготовке к будущей жизни, но увлекают верующих к созданию рая на земле, по образцу того, как это обещалось советской системой.

Тем, что джорданвилльский монастырь взялся почти исключительно распространять по епархиям и приходам в эмиграции печатные материалы и рукоделия из республик бывшего СССР и в частности МП он добьется того, что даже то немногое, что с большим трудом производилось в эмиграции, заглохнет. Частные издательства, немногие духовные и светские зарубежные авторы, которые отправляли на комиссию, для продажи свои труды, не могут этого более делать. Рукоделие заменяется дешевым и зачастую недоброкачественным производством.

На Святой Земле Синодальный и монашеский хор напел прекрасные песнопения. Также в Джорданвилле, были напеты на кассеты и диски литургические произведения, которые распространялись по епархиям. Хор собора Александра Невского в Париже также как и многие другие выпустили свои духовные литургические произведения. Но теперь в зарубежной Руси появились в большом количестве другие. К примеру, в апреле этого года в "Православной Руси" рекламируются для продажи только произведения МП.

Теперь учебники и преподаватели в Семинарии в большинстве из МП. Они выросли в антирелигиозной среде, многие из них стремятся к экуменизму и внесению в Православие чуждого влияния. Поэтому постепенно все то, что было в монастыре духовного, постепенно исчезает, заменяясь новым земным, но не небесным влиянием.

Так постепенно происходит культурное удушение Зарубежной Руси. Причем это даже не самоликвидация, а вышло, что постепенно незаметно для многих, ключевые места в РПЦЗ заняли выходцы из бывшего СССР или потворствующие унии с МП. Многих из этих лиц Церковь приняла с распростертыми объятиями без надлежащего исследования, поверив им на слово о том, что они были преследуемы властями или МП. Однако, к сожалению, оказалось впоследствии, что некоторые из этих беглецов провинились, были недостойны священного сана. Некоторые из них принялись за привычное для них дело миссионерство сергианства, экуменизма и социализма. Так РПЦЗ приняла к себе в недра "Троянского Коня".

Перед тем как писать икону о. Киприан постился и молился и лики святых, у него отличаются на иконах от тех, которые писаны в МП. Когда о. Константин принимался за писание своих статей и готовился к лекциям, он усердно молился. Поэтому он обращал внимание своих слушателей на то, что самое главное для них – стремление спасти душу и почерпнуть в литературном произведении или статье соответствующую для этого информацию. Поэтому его и Владыки Аверкия лекции не были сухими и просто научными, но направленными к сердцам слушателей.

При продолжении взятой политики в Зарубежной Лавре заглохнут многие духовные и культурные достижения эмиграции и в души нового поколения, будет внесено тлетворное влияние Московской Патриархии со всеми ее заблуждениями.

У нас тлеется надежда на то, что Архиереи, Духовенство, администрация Свято Троицкого Монастыря и Синод РПЦЗ задумаются над происходящим и возвратятся на путь сохранения духовных и культурных ценностей Зарубежной Руси.


Г.М. Солдатов
Наша Страна – N°2772 от 28 мая 2005 г.
Опубликовано в 
"Западно-Европейский Вестнике"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования