Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ": От солдата до маршала. Патриарх Алексий II отмечает 15-летие своей интронизации


 В Москве проходят торжества, посвященные 15-й годовщине патриаршего служения Алексия II. В ряде биографий подчеркивается, что он оказался "в нужное время на нужном месте": мол, если бы не перестройка и не распад СССР, Московская патриархия не занимала бы в нашем обществе столь завидного положения. Но справедливо будет вспомнить и другую крылатую фразу: "Плох тот солдат, который не носит в своем ранце жезл маршала"...

Кульминацией торжеств должны стать концерт и прием в храме Христа Спасителя, на которые приглашены сливки общества, включая и президента. Протокол есть протокол. Но патриарх счел нужным осуществить и "личную программу" проведения юбилея. Утром 10 июня он в сослужении сотни архиереев совершит молебен у мощей патриарха Тихона в Донском монастыре. Затем иерархи направятся в Успенский собор Кремля, где покоятся тела девяти патриархов, и совершат по ним поминальную службу. Позже Его Святейшество посетит Троице-Сергиеву лавру, чтобы помолиться у могил своих предшественников Алексия I и Пимена.

Эта "личная программа" и объяснима, и символична. Святитель Тихон (Белавин) был избран на патриарший престол жребием на Поместном соборе, проходившем в дни революции 1917-го. При Алексии I (Симанском) и Пимене (Извекове), назначенных патриархами (первый – Сталиным, второй – брежневским Политбюро), Алексей Михайлович Ридигер сделал карьеру, достойную отражения в учебниках политологии. Одержав победу на выборах патриарха в июне 1990-го, он как бы завершил трагическую главу истории русской церкви в ХХ веке.



Головокружительная карьера

Родившийся в феврале 1929 года в Таллине потомок древнего курляндского рода с детства прислуживал в церкви протоиерею Иоанну Богоявленскому, впоследствии епископу Таллинскому и Эстонскому Исидору. Да и родной отец Алексея, приняв священство в год начала войны, двадцать лет являлся одним из наиболее почитаемых в Эстонии пастырей. Так что духовная карьера Алексею Ридигеру на роду была написана. В 1947-м он поступил в Ленинградскую семинарию, а затем в академию; в 1950-м рукоположен в сан священника и назначен настоятелем Богоявленской церкви в Йыхви; в 1957-м стал настоятелем Успенского собора в Тарту и благочинным Тартуского округа.

В родной Эстонии он мог и скончать век, но в 1961-м неожиданно постригается в монашество и вскоре делается епископом Таллинским и Эстонским и по совместительству управляющим Рижской епархией. Посвящение в епископы совершал председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополит Никодим (Ротов). Не прошло и года, как епископ Алексий назначается заместителем Никодима, а затем возводится в сан архиепископа и становится управделами Патриархии. Еще через год он – председатель Учебного комитета РПЦ. В 1968-м, в неполные сорок – митрополит. За семь лет молодой провинциальный священник занимает ряд ключевых постов в руководстве РПЦ – ничего подобного в новейшей церковной истории мы не встречаем.



Эпоха застоя

Но следом за стремительным взлетом наступает период, когда на пути владыки Алексия "из солдат в маршалы" встал враг почище всех уполномоченных по делам религий, которых он обводил вокруг пальца, – само Время. Тягаться с ним, застойным и глухим, было попросту глупо. Ну, не его это Время – и все... Насчет "нужного места в нужное время" он и сам не раз высказывался – в том смысле, что "в каждый период Господь посылает необходимых деятелей". Вот его характеристика периода патриаршества Пимена (1971–1990 годы): "Если бы на его месте оказался кто-нибудь другой, сколько бы дров он мог наломать. А Святейший Пимен с присущей ему осторожностью, консервативностью и даже опасением перед какими-либо новациями многое сумел сохранить в нашей Церкви".

С последним утверждением – насчет сохранения – и сегодня можно поспорить, и тогда, в 70-х, спорили. Например, Александр Солженицын. "Какими доводами можно убедить себя, – спрашивал он патриарха Пимена в своем знаменитом "Великопостном письме", – что планомерное разрушение духа и тела Церкви под руководством атеистов есть наилучшее сохранение ее? Сохранение – для кого? Ведь уже не для Христа. Сохранение – чем? Ложью? Но после лжи – какими руками совершать евхаристию?"

Многие на самом верху РПЦ в глубине души тогда соглашались с Нобелевским лауреатом. В реальности же делали все, чтобы заболачивание церковной жизни продолжалось как можно дольше: болото – лучше, чем гонения.

Но Время сделало крутой поворот: умерли Брежнев, Андропов и Черненко, все чаще хворал Пимен, в Совет по делам религий на смену партийным людоедам пришли вегетарианцы. В декабре 1985 года митрополит Алексий совершает поступок, ставший поворотным в его судьбе, – посылает письмо Михаилу Горбачеву.



Стремительное падение

Письмо это нимало не походило на солженицынское. Ровный тон. Лексика – скорее канцелярская. Америки митрополит генсеку не открывал, в дискуссии не втягивал. "Моя позиция, – вспоминал об этом письме годы спустя патриарх, – и тогда, и сегодня заключается в том, что Церковь должна быть реально отделена от государства... Но я осознавал, что у Церкви и государства есть и общие задачи, ибо исторически Русская Церковь всегда была со своим народом в радостях и испытаниях... И в связи с этим я поставил самый насущный и кардинальный вопрос о пересмотре старого законодательства о религиозных объединениях".

Горбачев митрополита или в самом деле не понял, или счел его письмо провокацией – и разослал депешу для ознакомления членам Политбюро ЦК. Ответом на письмо было распоряжение отстранить владыку Алексия от управления делами Патриархии, что и было исполнено Синодом. После кончины митрополита Ленинградского Антония (Мельникова) экс-управделами занял осиротевшую кафедру. Он также был отстранен от руководства Пенсионным фондом и Учебным комитетом.

Это было падение с головокружительной высоты. Но теперь уже Время работало на него. Питерские батюшки сегодня с улыбкой вспоминают, с чего опальный митрополит начал пребывание на брегах Невы – потребовал от городских властей для себя резиденции: "Он им просто сказал, что не подобает главе епархии и его управлению ютиться в комнатах Духовной академии. Советская власть выделила особняк на Каменном острове. С этого, по сути, начался переломный момент в отношениях церкви и государства".



И снова взлет

С этого ли особняка, не с этого – но белые клобуки все чаще мелькали в светских собраниях. Митрополит Алексий был избран на I съезд народных депутатов от одной из новорожденных общественных организаций – Фонда здоровья и милосердия. В Кремлевском дворце тем знойным летом 1989-го сидели по соседству с ним обезножевший, внесенный в зал на кресле патриарх Пимен (от Фонда мира) и митрополит Питирим (от Фонда культуры). Патриарх после первого дня съезда отправился в больницу, и уже тогда кое-кто предсказывал, что очень скоро именно между оставшимися в зале двумя митрополитами-депутатами развернется борьба за высшую церковную власть.

Об избрании предстоятеля РПЦ в июне 1990-го ходит немало сплетен. Якобы Раиса Максимовна радела за владыку Питирима (Нечаева). Якобы уполномоченные по делам религий на местах вызывали архиереев перед отъездом на Собор и агитировали, наоборот, за владыку Алексия. Говорят еще, будто в последний момент что-то разладилось в интриге митрополита Киевского и Галицкого Филарета (Денисенко), местоблюстителя Патриаршего престола, целый месяц безраздельно правившего Церковью.

Как бы там ни было, но голосование проходило в три тура. В первых двух никто из кандидатов не набрал желанных 50%. В бюллетене последнего тура голосования остались два имени – митрополитов Алексия и Владимира (Сабодана). Оба занимали пост управделами (первый в 1964–1986 годах, второй с 1987 года), оба в равной мере были знакомы соборянам – епископату, клиру и мирянам. Но если владыка Владимир обладал в тот момент реальным административным ресурсом, у владыки Алексия пик карьеры оставался в 70-х, и единственной гирькой, способной склонить чашу весов в его пользу, было то самое письмо Горбачеву, которого никто не читал, но о котором знали все.

В десять часов вечера 10 июня открылось последнее заседание Поместного Собора. Митрополит Сурожский Антоний (Блум), самый авторитетный архиерей, которому помешал тогда стать патриархом лишь паспорт гражданина Франции, огласил окончательный результат: всего голосовавших – 317, действительных бюллетеней – 309, недействительных – 8; за владыку Алексия – 166 голосов, за владыку Владимира – 143 голоса.

В своем первом выступлении в новом качестве владыка Алексий сказал: "Жизнь моя, которая была от юности посвящена служению Церкви Христовой, подходит к вечеру, но освященный Собор возлагает на меня подвиг первосвятительского служения. Я приемлю это избрание, но прошу... боголюбивую паству всероссийскую своими молитвами помогать мне и укреплять меня в предстоящем служении. Много вопросов встает сегодня перед Церковью, перед обществом и перед каждым из нас. И в их решении нужен соборный разум, нужно совместное решение и обсуждение их на соборах".

С того дня минуло 15 лет. Сегодня авторитет патриарха Алексия II бесспорен до абсолютизма. Сколько угодно можно критиковать церковную политику, слова и дела отдельных иерархов и пастырей, но патриарх в глазах общества непогрешим. И, думается, в этом как раз состоит сегодня главная проблема патриарха: соборного разума, соборного принципа в жизни Церкви, даже на самых верхних этажах, как и 15 лет назад, маловато. С тех пор, кстати, Поместный Собор больше ни разу не созывался. Это не значит, что рядовым пастырям и мирянам нечего сказать своему начальству. Церковная жизнь основана, конечно же, на специфических основах послушания. Но плох тот солдат, который не носит в ранце жезла маршала. И кому, как не Его Святейшеству, это известно...

ХОЗЯЙСТВО ПАТРИАРХА

В Русской Православной церкви насчитывается 132 епархии (для сравнения, в 1989 г. было 67). Церковью управляют 169 архиереев. В подчинении Московского Патриархата 652 монастыря. Общее количество приходов – 26 590 (в 1989 г. было 6893). Кроме того, у РПЦ 5 духовных академий, 3 богословских института, 31 семинария, 39 духовных училищ, 4696 воскресных школ. В Москве, правящим архиереем которой является Алексий II, 711 храмов, 1589 клириков (1116 священников и 473 диакона).

У патриарха есть палаты в Кремле и при кафедральных соборах, резиденции в Чистом переулке, в Свято-Даниловом монастыре, в Троице-Сергиевой лавре и в поселке Переделкино (там Алексий II постоянно проживает).
Михаил Поздняев
"Новые известия"

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования