Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"LEXPRESS": Церковный раскол. У православия два центра. Один с человеческим лицом, другой - по-прежнему олицетворяет тоталитаризм


Прокатившаяся ударная волна оранжевой революции задела православных и католиков византийского обряда. Так как здесь, на стыке империй, на границе между Востоком и Западом возможность религиозного влияния России в будущем вызывает сомнения.

Служба проходит недалеко от центра Киева, в обычной квартире в районе Липки, где у царицы Елизаветы Петровны когда-то был дворец. До того как облачиться, батюшка Петр Зуев ведет на кухне беседу. Каждый, кому захочется поспорить или послушать его рассуждения, найдет в нем неутомимого собеседника. Когда в 1999 году он перебрался сюда, у него было всего пятеро прихожан. Сейчас их 150. Большей частью это студенты, живущие в расположенном по соседству общежитии. Примерно на треть его паства состоит из вернувшихся в лоно православия протестантов. Рукоположенный двенадцать лет назад, этот молодой священник Украинской Православной Церкви, которая относится к Московской Патриархии (УПЦ МП), осуществляет свою деятельность, обходя проторенные тропы. 'Меня считают не таким как все', - признается он, пряча лукавую улыбку в чашке с чаем.

Прошлой зимой высокая фигура отца Петра то и дело мелькала на Крещатике среди палаток оранжевой революции. Конечно, он был не единственным представителем духовенства, выражавшим свою солидарность с гражданским обществом. Были и другие, представители всех конфессий приходили сюда ради справедливости и единства нации. 'Глас народа - глас божий', - писал в то время 72-летний кардинал Любомир Гузар, глава Украинской Католической Церкви византийского обряда или, как ее еще называют, Греко-католической. Каждое утро отец Петр читал молитву, благословлял активистов и всех граждан, сплотившихся против нарушений в ходе выборов. А в это время часть иерархов его же церкви оказывала активную поддержку лагерю противника. В монастырях и культовых зданиях хранились пачки листовок, в которых Виктора Ющенко, в то время кандидата от оппозиции, а теперь главу государства, называли врагом православия, т.е. пособником дьявола.
10 000 таких листовок были обнаружены в Успенском соборе в Одессе. Священники, отцы церкви открыто призывали голосовать за его пророссийского соперника, бывшего премьер-министра Виктора Януковича, дважды судимого, но фаворита Москвы, чья кандидатура получила двойную поддержку - от президента Путина и Алексия II, главы Русской Православной Церкви. Безусловно, не все православное украинское духовенство, относящееся к Московской Патриархии, придерживалось одинаковой линии поведения.

'Религия - взрывоопасный фактор'

И верующие выразили свой протест, когда 69-летний митрополит Владимир (Сабодан), верховный глава УПЦ МП, в своем выступлении по телевидению объяснил, что дал свое благословение Януковичу, 'истинно верующему православному, достойному стать президентом' Украины. Потом ему пришлось как-то все это заглаживать. 'У Владимира честное лицо и руки у него дрожат, - замечает Евгений Свертюк, бывший диссидент, отсидевший в лагерях 12 лет, издающий журнал 'Наша Вира'. - Должно быть, у него имеются и собственные воззрения, но он не свободен. Это рыба, попавшаяся на крючок. Он всегда подчинялся Москве'.

После выборов 'священники и молодежь присоединились к православной Церкви, соперничающей с Киевской патриархией, - поясняет ученый из Института философии Виктор Еленский. - Это произошло в двух областях - Тернопольской и Черновицкой. Но пока еще это движение не носит массового характера'. Один из лидеров третьей ветви православия, связанной диаспорой - автокефальной церкви - дискредитировал себя, поддержав Януковича. Ударная волна оранжевой революции, включившая в себя процесс консолидации национального сознания, прокатилась и по церкви. Некоторые были к этому готовы и не боялись критиковать пороки, свойственные советскому образу жизни, прежнему режиму - ложь и коррупцию, которые, как подчеркивает кардинал Гусар, 'попирают человеческое достоинство'.

Но большинство 'пережило внутренний раскол, - отмечает Наталка Бойко, которая готовится к получению докторской степени в Парижском Институте политических исследований. - Религия является выразителем той напряженности, которую переживает общество, кроме того, она же является и взрывоопасным фактором'. Помимо иудаизма и ислама, на территории Украины, на линии раздела империй, на окраинах греко-византийского Востока и Запада, встретились все течения христианства. По выражению одного американского социолога, здесь находится 'самый насыщенный во всей Восточной Европе религиозный рынок, где царит самая острая конкуренция'. Но до сих пор религии не были здесь равноправны, как это записано в Конституции и как об этом говорил Виктор Ющенко, стремившийся возродить этот принцип. Не говоря уже о римско-католическом и протестантском меньшинстве, на Украине существуют три православные и одна греко-католическая церковь, 'каждая из которых претендует на то, чтобы олицетворять нацию и воплощать национальную религиозную традицию', продолжает Наталка Бойко.

Как только стало известно о победе Виктора Ющенко в 'третьем' туре президентских выборов, 26 декабря 2004 года, Варфоломей I, экуменический патриарх Константинополя и почетный глава вселенского православия, сразу же поздравил нового главу государства. Это свидетельствует о 'пристальном внимании, которое он уделяет Украине', считает историк религий Александр Саган, научный советник Ющенко. В середине марта украинский президент направил в Стамбул делегацию во главе с госсекретарем Александром Зинченко, которой было поручено передать патриарху приглашение прибыть с визитом в Киев. И письмо, в котором выражалась настоятельная просьба о помощи в разрешении острого вопроса: 'У нас есть крупная православная церковь, под эгидой Киевской патриархии, - поясняет Саган, - которая лишена значительной части своих прав, поскольку является непризнанной'. Эта диссидентская церковь порвала в 1992 году с Московской Патриархией, которая отлучила от Церкви ее главу, Филарета Денисенко и назвала его 'схизматиком'.

Предшественники Ющенко, Леонид Кравчук и Леонид Кучма, уже обращались за помощью к Константинополю, чья церковь на протяжении семи веков была матерью Киевской митрополии. Зная об обвинениях со стороны иерархов Русской Церкви, Варфоломей долгое время проявлял осмотрительность. В 1996 году, когда православные Эстонии встали под его духовное покровительство, у него возник конфликт с Алексием II. В последние годы он сблизился с Киевом. 'Независимость Украины должна была бы сопровождаться независимостью ее православной церкви, - считает Еленский. - По каноническому праву, любое изменение официальных границ влечет за собой ограничение юрисдикции церквей. Если какое-то православное государство добилось независимости, его церковь становится автокефальной'. Однако Московская Патриархия отказывается передать почти половину находящихся под ее юрисдикцией приходов, которые находятся в стране победившей оранжевой революции. Если Украинская Православная Церковь объединится и ей удастся получить признание Константинополя, она станет крупнейшей в мире.

'Манипулирование' неопровержимыми фактами

Дней через десять Варфоломей I, в свою очередь, направил в Киев своих представителей, среди которых был архиепископ Чикагский Всеволод. 'Он не впервые приезжал сюда, - говорит Виктор Еленский. - Прежде всего, в его задачу входило изучение ситуации и оценка степени противостояния внутри церкви, относящейся к Московской Патриархии'. Во время встречи с президентом Ющенко архиепископ напомнил, что, по мнению Константинополя, территория Русской Православной Церкви - это территория, принадлежавшая ей до 1686 года, то есть до присоединения к ней Киевской Церкви. Следует добавить, что экуменический патриарх так и не ратифицировал это 'закабаление'. Такой обидный для России неожиданный поворот событий наделал в Киеве и Москве немало шума. К тому же два предшественника Варфоломея I уже принимали подобное решение, в 1924 и 1990 гг. 'Заявление Всеволода совершенно справедливо, - продолжает свою мысль Александр Саган. - Такое подчинение незаконно. К тому же Москва не пожалела денег, чтобы добиться своего'.

Скрывая раздражение, Русская Церковь сделала вид, что восприняла послание архиепископа как 'выражение личного мнения'. 'Алексий II и митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (второй человек в Московской патриархии), хоть они и не желают это признать, конечно, понимают, что их политика на Украине находится в тупике, - комментирует Виктор Елецкий, - но они полагают, что их территория - это вся территория Советского Союза'.

России еще не существовало, когда в 988 году правивший в Киевской Руси князь Владимир получил крещение. Он женился на сестре императора Византии Анне. Его поистине христианское государство, где, что было совершенно невероятно для того времени, были отменены пытки и смертная казнь, достигло подлинного расцвета и благоденствовало вплоть до монгольского нашествия в 1237 году. После него московские князья заявили о своем исключительном праве на власть. 'Русская церковь узурпирует историю, начиная отсчет с крещения князя Владимира! - Возмущается Анатолий Колодный, специалист в вопросах религии, заместитель директора Института философии. - Владимир крестил Украину, а никак не Москву'.

В Киевской лавре, роскошном монастыре, где обосновалось представительство Московской Патриархии, архиепископ Митрофан, управляющий делами Киевской митрополии, сразу отметает любые попытки, как он выражается, 'манипулирования' неопровержимыми фактами: 'Существуют документы, подтверждающие это. Этот договор о переходе был подписан 19 греческими митрополитами. В Государственном архиве в Москве хранятся оригиналы их писем. Чтобы рассеять любые сомнения копии их мы отправили в Константинополь'. Что касается единства, то 'оно возможно только в лоне нашей Церкви, единственно канонической и единственно признанной'.

Твердость тона говорит о желании как можно скорей покончить с любыми спорами. Помимо того, что у УПЦ МП в Лавре есть семинария и духовная академия, она занимается в Лавре самой разнообразной деятельностью. Как-то сюда приехал отец Михаил Димид, греко-католик. Он хотел купить крест. 'Вы кто?', - спросил его продавец, подозрительно разглядывая его черную рясу. Димид ответил ему на вопрос. 'Я не продам вам этот крест, вы еретик!' В Лавре можно также приобрести изготовленные тут же свечи и DVD диски. Один из них, 'Анатомия схизмы', создан на базе архивных документов и интервью и представляет собой злобную пропаганду, направленную как против диссидентской Украинской Православной Церкви, так и против Греко-католической Церкви, которая обвиняется в сотрудничестве с фашистами и незаконном посягательстве на культовые сооружения. Словом все - от свастики до местной оппозиции - этот фильм был поставлен с 'благословения митрополита Владимира'.

'Необходимо приступить к диалогу среди широких слоев духовенства'

Обреченная Сталиным на гибель, жестоко преследуемая советским режимом, Греко-католическая Церковь возникла в 1596 году под эгидой Ватикана, оставаясь при этом верной византийской традиции. Вышедшая из подполья, благодаря горбачевским реформам, она сейчас насчитывает примерно 5 миллионов верующих. За пять лет она превратилась в одну из самых активных Церквей на Украине. Она постоянно выступает с новыми инициативами, возрождает во Львове единственный в Восточной Европе католический университет, в котором существует замечательная служба религиозной информации. Вскоре откроется Центр экуменических исследований, где будут работать ученые, принадлежащие к различным конфессиям. 'Если бы в православии был хоть один удостоенный высокого сана человек, столь же харизматичный и обладающий такой же широтой взглядов, как кардинал Гусар, который мог бы служить для всех примером, подобно Иоанну-Павлу II, - вздыхает украинский священник из Московской патриархии, - наша церковь не замыкалась бы так на самой себе. Она была бы способна не бояться своего прошлого и поговорить с Варфоломеем. Единственный выход - это приступить к диалогу среди самых широких слоев духовенства различных конфессий. Мы уже его начали'.

Общая для православных и греко-римских католиков византийская традиция должна была бы их сближать, но происходит, скорее, обратное. Одно время Москва и Константинополь прекратили соперничество, чтобы совместно противостоять любым поползновениям Ватикана даровать Греко-католической Церкви статус патриархии, как она к тому стремилась. Иоанн-Павел II относился к этому положительно. 'Но у Ватикана есть просто навязчивая идея любой ценой вступить в переговоры с Русской православной церковью, - отмечает Мирослав Маринович, директор Института религии и общества при Украинском католическом университете. - Когда отказываются открыть ворота крепости, что делают в таких случаях? Ее берут в осаду или обходят? Кое-кто, например, румынские православные готовы к диалогу. Так двинемся вперед'.

На Украине с давних пор живет мечта о единстве, великий план, задуманный некогда такими мечтателями как православный митрополит Петр Могила и греко-римский митрополит Андрей Шептицкий, прийти когда-нибудь к единству между двумя великими христианскими церквями. Если бы Рим и Константинополь согласились признать греко-католическую и украинскую православную патриархии, Киев смог бы стать центром распространения экуменизма.

В апреле 2005 года Центр экономических и политических исследований Разумкова провел среди украинцев опрос на тему: поддерживают ли они план создания единой Православной Церкви. 'Примерно 41% ответили положительно, - сообщил Михаил Мищенко, замдиректора социологической службы, - 15% дали отрицательный ответ. Наибольшее одобрение этот план получил на западе страны, где религиозные чувства особенно сильны. Здесь 'за' высказались 57% опрошенных, в то время как на востоке план нашел поддержку лишь у 27%, а 47% не проявили к нему ни малейшего интереса'

'Занять место Константинополя'

В Киеве, на берегу Днепра идет грандиозное строительство. Строится новый собор и новая резиденция Греко-католической Церкви, которая будет перенесена в свою колыбель - столицу Украины в 2006 году. То, что она расположится именно здесь, послужит утверждением ее общенационального призвания. По мнению православных иерархов, подчиняющихся Москве, это ни что иное как 'провокация'.

Зато в Киевской Патриархии демонстрируют способность к диалогу и широту взглядов. Ее глава, Филарет Денисенко, считает, что пришло его время. Постоянно подвергаясь нападкам Русской Церкви, он знает, с кем имеет дело. Как и Владимир, он был ректором Московской Духовной академии. В начале 90-х годов он, Владимир и Алексий были кандидатами на престол Московского Патриарха. Когда Филарет сжег за собой мосты, СМИ вдруг обвинили его в сотрудничестве с КГБ в советское время. 'Да они все сотрудничали! - не может сдержаться Евгений Свертюк. - Эта иерархия и была установлена КГБ, и это тем более беспокоит УПЦ МП, потому что она контролируется из центра'.

Сегодня патриарх Филарет, хоть и с опозданием, но дожидается своего часа. 'Российское государство и Русская Церковь готовы на все, чтобы удержать под своей властью Украину. Алексий II и Владимир Путин уже обвиняют Варфоломея в том, что он хочет расколоть православный мир. На самом деле Москва стремится занять место Константинополя. При помощи министерства иностранных дел и российских посольств русский патриарх пытается сегодня поместить под свою юрисдикцию православные приходы Западной Европы'. Попытки такого рода уже были предприняты во Франции, где 90% общин зависят от Константинополя. 'Однако Алексий II претендует на то, что ему уже не принадлежит, - говорит украинский священник. - Он тоже, в своем роде, жертва истории. У православия два центра. Один с человеческим лицом, другой - по-прежнему олицетворяет тоталитаризм. К нему Украина не хочет принадлежать'.

Post-scriptum

Патриарх Греко-православной церкви в Иерусалиме Иренеос, обвиненный в том, что он тайно продал имущество своей церкви в старом городе инвесторам, которые якобы действовали в пользу израильских колонистов, был смещен своими пэрами. Это еще один скандал, последовавший за теми, которые потрясли Греческую Церковь, когда высокопоставленные церковники оказались замешанными в дела, связанные с вопросами нравственности и коррупцией.

Сильвен Паскье

"L'EXPRESS", Франция, 7 июня 2005 г.

Перевод: Виктория Фокина , ИноСМИ.Ru
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 07 июня 2005
Оригинал публикации:
La fracture des Eglises


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования