Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ДВИНА-ИНФОРМ": Д.Несанелис: Для решения религиозных и национальных вопросов необходима официальная и ответственная структура


В последнее время в Архангельской области проводится ряд социально-ориентированных акций, организованных религиозными и национальными общинами, которые привели к появлению в обществе полярных мнений...

Между тем органам государственной власти приходится взаимодействовать с религиозными и национальными объединениями, не зависимо от их традиционности взглядов. О том, как администрация Архангельской области выстраивает взаимоотношения с религиозными и национальными общностями, на пресс-конференции в ИА "Двина-Информ" рассказал руководитель информационно-аналитического управления администрации Архангельской области Дмитрий Александрович Несанелис, курирующий религиозные вопросы в областной администрации.

НЕСАНЕЛИС: Я думаю, что не будет преувеличением сказать, наверное, нынешнее и будущее состояние как России в целом, так и в регионах, во многом зависит не только от колебаний цен на нефть. Развитие РФ, её будущее, очень во многом зависит от духовного состояния общества, от тех тенденций и перспектив, которые мы наблюдаем и можем прогнозировать. И я уже говорил, что сегодня, как никогда ещё в истории, акции на биржах и вопросы этнического самосознания, экспортные поставки и вопросы гуманитарного и технического образования, вопросы демографии и геополитики - все это необычайно взаимосвязано и взаимообусловлено. Многие наши зарубежные коллеги прекрасно это понимают, и в Европе существует несколько центров такого системного анализа. В РФ, таких центров не много. У нас есть высококлассные специалисты, но преимущественно узкого профиля, которым затруднительно обсуждать или модулировать ситуацию вот в таком широком социально-экономическом и этнокультурном комитете. Между тем, чем более точным будет учёт вот этих разнообразных обстоятельств, тем соответственно, точнее, рельефнее будет и анализ возможных тенденций как среднесрочных, так и долгосрочных. На самом деле, если попытаться группе учёных, экспертов, аналитиков соотнести вот эти разнообразные факторы, то в принципе, может нарисоваться три модели. То есть, условно говоря, развитие России на тридцать лет вперёд. Например, оптимистический, пессимистический и некий такой нейтральный. В каждый из этих сценариев, закладывается несколько "если". Если цена на нефть будет вот такой, если рождаемость у нас будет вот такой, если положение церкви будет в обществе вот таким и так далее. Закладывается несколько параметров. И затем выдаётся некоторый ответ: вот если будет то-то, то социально-экономическое развитие России будет успешным, динамичным, перспективным. Если будут другие параметры, то оно будет чрезвычайно тяжёлым и критичным. А если это будут какие-то промежуточные параметры, то мы можем ожидать того-то. Почему так важен такой футурологический анализ? Потому что когда правительство, когда администрация региона, хотя бы представляет себе, что их может ждать, то соответственно может быть выработан достаточно адекватный набор мероприятий для каждого из этих сценариев. Мы не будем жить по принципу стимула реакции. Сегодня что-то случилось, мы спешно принимает какие-то часто не очень обдуманные решения. А мы будет достаточно твёрдо представлять, что в рамках этого сценария, у нас есть концепция, у нас есть продуманный набор мер, и мы их последовательно осуществляем. И тогда появляется некоторый вектор, некоторая целенаправленность политики, государства и региональных властей. Главное, что народ страны это начинает чувствовать, потому что, чувствуется ли это на сегодняшний день, население нашей родины, у меня уверенности в этом нет. Теперь переходим к более узким национальным и религиозным факторам. Разумеется, для значительной части россиян, для определённой части жителей Архангельской области, собственная национальная и религиозная принадлежность большого значения, вообще говоря, не играет. Для какой-то повседневной жизни, для поведения, для общения, для выбора круга друзей и т.д. Вот эти два параметра не для всех являются существенными и значимыми. Тем не менее, есть такая общемировая тенденция, и она же общероссийская, и, я думаю, наша региональная, хотя у меня нет точных социологических данных. К сожалению, эта часть не подлежит некоторому такому постоянному мониторингу. И вот эти мировые, российские и региональные тенденции говорят о том, что процент людей, для которых национальная и религиозная самоидентификация являются важными, этот процент возрастает. Можно с уверенностью говорить, что он будет возрастать дальше. От части это связано с процессами глобализации, от части это связано с другими процессами, и, это ни хорошо, ни плохо. То есть национальное и религиозное самосознание связывается более важными факторами общественной жизни, как недавно пытались обозначить, что сегодня  невозможно ограничить, что здесь материальные, здесь духовные культуры. Например, производство и демография - это все вещи исключительно взаимосвязаны. Поэтому есть твёрдая полная убеждённость, что эти национальные и религиозные процессы, тенденции самоидентификации, этнокультурных взаимоотношений, этноконфессиональных отношений. Взаимоотношений конфессий и государства будут играть, если не решающую, то очень важную роль, если не в сегодняшней, то, наверное, в послезавтрашней жизни нашего общества. Я могу, конечно, ошибаться, и могу преувеличивать но, мне кажется, что есть достаточное количество фактов, позволяющих так говорить. В РФ неслучайно создано министерство регионального развития, которому выданы достаточно широкие полномочия и, насколько я понимаю, министерство укомплектовано специалистами высокого класса, оно имеет разнообразное финансовое, административное и иные возможности для того, чтоб как-то попытаться определить национально-культурный вектор на уровне мониторинга, экспертных оценок, аналитической деятельности, ну и соответственно предвидеть эту ситуацию, и определённым влиять на неё. Благодаря деятельности министерства регионального развития, поднята очень хорошая, позитивная программа, этнокультурное развитие в регионах РФ в 2005-2008 годах. Каждый регион РФ, в том числе и Архангельская область, готовили свои предложения в эту федеральную программу, специалисты министерства в рамках консультации с региональными коллегами провели определённые операции формализации этих предложений и почти готова очень серьёзная, нужная, полезная программа, которая я надеюсь, коснется и Архангельской области. Ещё один момент, есть один из наших соседей республика Коми, там есть министерство национальных отношений. Выражаясь официальным языком, коми - это титульная нация республики. Но суть вопроса в том, что в структуре правительства есть целое министерство, которое занимается вопросами национальных отношений, национального просвещения, проведения всевозможных научных, культурных, социальных мероприятий, и, на мой взгляд, деятельность этого министерства необходимо видеть нам успешной. Я часто бываю в Сыктывкаре, и убеждаюсь в том, что те мероприятия, те акции те издания, те презентации, те праздники, которые проводятся при участии, под руководством министерства пользуются по-настоящему широким интересом у населения республики. Теперь, что есть в архангельской области. В силу определённых обстоятельств, у нас нет министерства национального развития  или национальных отношений. У нас в администрации, к сожалению, нет и департамента или даже управления, которые бы занимались бы этими вопросами. Может быть, кто-то скажет, что они и не нужны, что у нас и так всё хорошо. Поэтому, события последних нескольких месяцев, в том числе касающееся акции "Ощути силу перемен", известное выступление владыки, реакция на это выступление, комментарии журналистов, дискуссии общественности. И вся эта ситуация показала, что в администрации на сегодняшний день, там есть светлые головы, там есть замечательно умные руководители молодой формации, но там нет пока, к сожалению, системного подхода, нет ни национальности, ни религиозности. Поэтому нет внятного ответа на обращение владыки, его ведь, по большому счёту не прозвучало. Здесь есть ещё и другой вопрос: потому что может быть владыка Тихон, к которому я отношусь с безграничным уважением, к нашему архипастырю, к чрезвычайно умному и образованному человеку. Может, ему следовало обращаться не к администрации, а  к обществу, тут тоже не всё так просто и однозначно. Заканчивая, я хочу сказать, что у меня складывается впечатление, что в администрации зреет мысль, о необходимости формирования такой структуры или такого подразделения, которая профессионально занималась бы этим кругом вопросов. Я думаю, что в недалёком будущем, оно сформируется, и тогда, наверное, обсуждение и решение упомянутых мною вопросов, наверное, может выйти на качественно иной уровень.

БЕДНОВ Анатолий, газета "Архангельск": Дмитрий Александрович, вот вы говорили сейчас об национальных отношениях  и национальной политике в области. Мне бы хотелось коснуться такого аспекта, что три года назад, когда проводилась всероссийская перепись, более 6 тысяч человек из России, из них подавляющее большинство в области, написались поморами. Была создана комиссия, по решению социально-экономических и других проблем поморов, но 1,5 года назад, её деятельность как-то тихо заглохла. Будет ли что-то делаться в этом направлении. И второй вопрос: в свое время существовала общественная комиссия из представителей религиозных конфессий области. При губернаторе проводились регулярные встречи. Будет ли что-то подобное создано в ближайшее время?
 
НЕСАНЕЛИС: Вначале, то, что касается поморов и того, что действительно более 6 тысяч человек, идентифицируют себя как поморы. Лично у меня, как у человека, прекрасное отношение с лидером культурной поморской национальной автономии Павлом Есиповым. Очень сотрудничаем, мне нравится его писательская деятельность, но вместе с тем, я, как профессиональный историк и этнолог, я не согласен с тем, что существует некий поморский этнос. Мне кажется, что такого этноса нет. Но, эта моя точка зрения и не более того. То есть если люди идентифицируют себя как поморы, и хотят добиться статуса коренного малочисленного народа Севера с вытекающими отсюда определёнными преференциями, то почему бы и нет? Другое дело, что работа по взаимодействию администрации с поморской автономией фактически заглохла, она не ведётся. Насколько мне известно, руководители автономий выходили как раз на руководство министерства регионального развития, но на областном уровне, этот вопрос как-то не очень обсуждается и не решается. А самое главное, не очень понятно, кто его сможет решить. Этот вопрос связан ещё с одним очень серьёзным вопросом: это взаимодействие пограничных районов между людьми, считающими себя поморами, и скажем, ненецкими оленеводами. Эта ситуация нам не очень известна, но на самом деле, она существует. У нас, к сожалению, нет внятного понимания, каким мы видим автономию. Видим ли мы её в будущем как коренной малочисленный народ Севера, будет ли Архангельская область добиваться включения поморов в этот известный перечень, коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Это вопросы - стратегические, потому что они напрямую завязаны не только на этнические вопросы, но и на экономические. Это квоты, это много чего. Поэтому, выражая солидарность с тем, что сформулировано в Вашем вопросе, я бы сказал так, что, на мой взгляд, на современном уровне, при современных быстрых процессах, при современной ситуации, требующей высокой профессиональной подготовки, стратегических и оперативных решений, нужна не комиссия, которая бы там собиралась время от времени, а нужно постоянно действующее структурное подразделение администрации Архангельской области. И тогда всем будет понятно, кто отвечает за обсуждение и решение тех или иных вопросов, за проведение тех или иных экспертиз, подготовку законопроектов и так далее. Сегодня понятно, в том числе мне, профессиональному этнологу, сотруднику департамента общественных связей какой-то отлаженной системы не существует. Хотя, кажется, администрация знает о необходимости создания такой структуры, я думаю, что если не в этом, то в следующем она появиться.

АНДРЕЕВ Сергей, "СТС-Архангельск": Озвучьте позицию администрации по отношению к конфликту между православной епархией и организаторами акции "Ощути силу перемен".

НЕСАНЕЛИС: Я позволю себе, отвечать не как чиновник, а как частное лицо. А потом и чиновничью точку зрения постараюсь обозначить. Я говорил, что с большим личным уважением отношусь к нашему архипастырю Архангельскому и Холмогорскому епископу Тихону. Нас связывают добрые, дружеские, личные отношения, и не только с ним, а со многими священниками нашей епархии. Но мне кажется, что практика прямого обращения руководства епархии к руководству области не является самой конструктивной. Я убеждён, у меня есть и социологические исследования, и личный опыт, и есть интуиция, я считаю, что Русская Православная Церковь, здесь, в Архангельской области остаётся одной из очень не многих авторитетных и серьёзных организаций. К мнению и позиции которой прислушиваются люди даже те, кто не ходит в церковь. В среднем, количество прихожан, как и везде по России составляет примерно 3-5%. Это нормально. Но, количество людей, для которых голос церкви важен, авторитетен, значим, значительно больше. Мне кажется, что нравственная позиция епархии и церкви, и вот непосредственное обращение к жителям губернии было бы более важно, нежели апелляция к исполнительной власти. Тем не менее, я ни в коей мере не могу и не считаю возможным как-то подвергать сомнению целесообразность шагов владыки. Раз он обратился к губернатору, значит, в этом были свои основания, логика целесообразность. Теперь, что касается позиции властей. Насколько мне известно, она однозначно и чётко не сформулирована. Я попытался нескольким агентствам изложить свои соображения по этому поводу, а если попытаться все это несколько суммировать, то мне бы позиция администрации виделась бы правильной. Я думаю, что как минимум, не следует поощрять, вот эту масштабную акцию "Ощути силу перемен". Но вместе с тем, я считаю, что жёсткие запретительные меры с привлечением органов правопорядка, на мой взгляд, было бы не совсем адекватно. Вот конкретный пример - фильм "Иисус". Есть два возможных варианта его демонстрации. Фильм идёт на экранах, кому-то может нравиться, кому-то нет, и ничего кощунственного для православных христиан там нет. Почему бы его ни показать? Другое дело, что действительно, в Архангельской области пока неизвестно таких случаев, но в других регионах они точно зафиксированы, когда демонстрация фильмов превращается в шоу, когда после 20 минут прерывается фильм, начинаются танцы, пляски, какие-то ритмические движения и всё нечто такое, что воздействует на эмоции. И такого рода деятельность должна пресекаться. И всё другое, что наносит вред физическому, духовному, душевному здоровью людей тоже должно пресекаться. И вот тут позиция должна быть очень точной. Но, для того чтобы пояснить, мне казалось правильным, чтоб всё-таки какие-то моменты этой акции состоялись, и тогда было бы очень понятно, стоит её закрывать, может даже привлекать к какой-то ответственности или разрешить им эту деятельность. Поэтому, мне показалось, что позиция властей должна бы определиться, по ходу осуществления акции. Мне кажется, что другого пути не существует, поскольку оппонирующие стороны приводят гипотетические аргументы, но подтвердить или опровергнуть их без, хотя бы частичной реализации этой акции, невозможно.

КОТЕЛЬНИКОВА Елена, газета "Правда Севера": Может, я что-то не понимаю, но я пришла на пресс-конференцию к чиновнику областной администрации, но вы здесь больше как-то говорите свое частное мнение.

РУСИНОВ Евгений, Областное радио "Поморье":  Можно сделать вывод, что позиция администрации области по данному конфликту была в данный момент, несмотря на то, что акция уже идёт не одну неделю, отсутствует?

НЕСАНЕЛИС: В иерархии предпочтений, для меня важнее быть частным лицом, а не чиновником администрации. В качестве чиновника администрации, вероятно, что я выразился невнятно. Администрация Архангельской области пока не принимает жёстких мер по пресечению акции "Ощути силу перемен". Если основания для этого появятся, то такие жёсткие акции пресекутся.

РУСИНОВ: Каким образом администрация области отслеживает ситуацию и как она контролирует реализацию данной акции?

НЕСАНЕЛИС: У областной администрации есть возможности, не в полной мере, конечно, это было бы преувеличением, но у нас есть люди, экспертному мнению которых мы доверяем, которые соответственно побывав на тех или иных акциях свое экспертное мнение доносят до администрации и оно учитывается при проведении дальнейшей политики в отношениях с церковью.

ПОПОВ Антон, ИА "Двина-Информ": Если я правильно понял, некий совет неофициально всё-таки существует?

НЕСАНЕЛИС: Да, безусловно. Вы знаете, конечно, есть специалисты, конечно, есть люди, к мнению которых мы прислушиваемся. Я понял контекст вашего вопроса, почему чиновник областной администрации, высказывается непозволительно критично по отношению к той структуре, которую он представляет. Знаете, я считаю, что честная работа и патриотизм заключаются не в том, чтоб прославлять вождей, правящие партии, а в том, чтоб трезво оценивать ситуацию и пытаться улучшить то, что улучшить, возможно. Поэтому я думаю, что необходимо, что настало время, когда в областной администрации появилась структура, которая могла бы доносить официальную точку зрения как до журналистов, так и до участников процесса. В данном случае, активистов акции "Ощути силу перемен". На самом деле, суть  в том, что никто не хочет на себя взять некоторую последнюю ответственность.

ПОПОВ: Поскольку пока эта структура не официальна, насколько сложен процесс превращения неофициального экспертного совета в орган на уровне администрации. Правовые основы, экономические основы этого органа должны укладываться в определённую практику работы власти.
 
НЕСАНЕЛИС: Я не случайно упомянул о министерстве регионального развития РФ. Я думаю, что нечто подобное в меньшем масштабе, с несколько другими целями, задачами и полномочиями, но готовая модель уже существует. Там есть и правовые аспекты и экономические и юридические и все остальные. Разумеется, нам такая масштабная структура не нужна. Но некоторое её подобие, нам необходимо. Если такой департамент, не комиссия, так как если мы опять создадим какую-то комиссию, приведём туда уважаемых людей, она будет собираться раз в полгода, ни за что не отвечать, не принимать никаких решений, то ситуация вряд ли улучшиться. Необходима официальная, пусть небольшая, но ответственная структура областной администрации, которая бы напрямую занималась кругом этнических, конфессиональных и близких к ним вопросов. Вот тогда, каких-то двусмысленных ситуаций, например, которая возникла сейчас с этой акцией, наверное, или не возникало, или, во всяком случае, можно было бы эти шероховатости как-то максимально сглаживать. Вот в чём суть дела.

РУСИНОВ: Дмитрий Александрович, поправьте меня, если я ошибаюсь, церковь у нас, в нашем государстве отделена от государства. Тогда не совсем понятно, может это дело совершенно других органов показывать социальную позицию? Например, правоохранительных, или ФСБ, и может быть, целесообразнее если данных конкретных случаях, этими ситуациями будет занимать не администрация области и не комиссия комитета управления при администрации области. А может быть это функция  силовых органов?

НЕСАНЕЛИС: Вы знаете, я категорически с Вами не согласен. Потому, что взаимодействие государства и национальных и религиозных объединений охватывает необычайно широкий круг вопросов. Например, возвращение каких-то зданий. В свое время, здесь когда-то была мечеть, мусульманская община хочет эту мечеть восстановить. И возникает вопрос о земле, о здании, и так далее. Еврейская община, например, хочет открыть свой культурный центр. Это опять таки всё ведёт к вопросам - гуманитарным, социальным, экономическим. Там, где действуют религиозные организации, мне кажется, не сопоставимо с линией Федеральных служб. Некоторое такое широкое, нормальное, конструктивное и необходимое взаимодействие по широкому кругу вопросов. Я плохо себе представляю, как оно могло бы идти по линии ФСБ. Поэтому я думаю, что всё-таки в структуре и нашей областной администрации и региональных других администраций, должны быть какие-то другие структуры, которые бы этими вопросами занимались, а они не мешают им в свою очередь привлекать для экспертиз, консультаций, взаимодействий специалистов широкого и узкого профиля. Мне бы это виделось всё-таки вот так.

ИА "Двина-Информ"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования