Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"СТРАНА.РУ": Протоиерей Николай Балашов: "Не думаю, что было бы полезно брать пример с протестантов". Московский Патриархат комментирует ситуацию, сложившуюся в мировом православии


 Раскол в Сербской Церкви, изгнание патриарха Иерусалимского, диалог с Зарубежной Церковью. О ситуации, в которой сегодня существует мировое православие, обозреватель Страны.Ru Мария Свешникова беседует с секретарем по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) протоиереем Николаем Балашовым.

- Отец Николай, вы не могли бы кратко обрисовать в чем суть конфликта, возникшего между Сербской Православной Церковью и Македонской архиепископией. А также, как будут развиваться отношения Московского Патриархата с СПЦ?

- Прекращение общения Сербской Православной Церкви с иерархами в Республике Македония произошло еще в 1967 году, когда в одностороннем порядке была провозглашена автокефалия Македонской Церкви. Автокефалию не признали ни Сербская, ни другие поместные Церкви. Македонцы иногда оспаривают то, что Сербская Церковь является Церковью-Матерью в отношении Македонской Церкви. Они указывают на то, что Охридская архиепископия - это очень древний церковный центр. Более древний, чем Печский Патриархат. Если углубляться в века, картина оказывается очень сложной, потому что Охрид считают своим первоначальным духовным центром и болгары, и сербы. Менялись государственные границы, менялись представления народов об их собственной идентичности, но непреложным фактом остается то, что по своей архиерейской хиротонии македонские епископы восходят к Сербской Православной Церкви.

По нашему убеждению, разрешение этого спорного вопроса возможно только путем терпеливого и последовательного диалога. Другого пути просто нет. Святейший Патриарх Алексий II в ответ на обращение к нему, в частности, со стороны государственного руководства республики Македония, уже неоднократно говорил о готовности Русской Православной Церкви оказать посильную помощь в разрешении этого трудного многолетнего церковного спора и уврачевании этого разделения. Такая готовность сохраняется и сейчас.

- Каким образом Московский Патриархат может содействовать разрешению конфликта?

- Мы исходим из того, что македонцы (также как и сербы) являются братским нам православным народом. Мы исходим из того, что политическое положение, в котором находятся православные народы на Балканах очень трудное. И перед лицом существующих серьезных вызовов лучше быть вместе. Мы всегда с болью воспринимали тот факт, что народ Республики Македонии находится вне общения с полнотой вселенского Православия, и хотели бы помочь преодолению этой ситуации.

- Ситуацию можно рассматривать с двух сторон. Безусловно, если говорить о том, как все выглядит с позиции Сербии, больно и трудно, когда какая-то часть ее хочет автокефалию, то есть выделиться в отдельную Церковь. Но если отстраниться от конфликта, то становится совершенно непонятно, почему нельзя позволить Македонии отделиться и стать признанной всеми Церковью? Почему Парижу не стать Автокефальной Церковью? Возможно, вам покажется неправильным сравнение с протестантскими Церквами, но их много, и ни одна из них не препятствует возникновению других?

- Не думаю, что для Православной Церкви где бы то ни было, было бы полезно брать себе в пример протестантов с их безудержным дроблением на различные конфессии и церковные организации. В отличие от протестантов, православные, к какой бы поместной Церкви они не принадлежали, связаны единством веры и единством канонического наследия Вселенских и Поместных Соборов, Святых Отцов. Вместе с тем, никакой непримиримости по отношению к идее появления новых поместных Церквей у Русской Православной Церкви, как известно, нет. Наша Церковь исторически доказала, что она готова поступаться своими властными полномочиями и предоставлять постепенно возрастающую степень самостоятельности тем ее частям, которым по церковно-пастырским соображениям такая самостоятельность надобна.

Русская Церковь предоставила автокефалию созданной ею церковной структуре в Соединенных Штатах Америки, предоставила автономию Японской Церкви. Несмотря на то, что оба эти деяния не были признаны некоторыми поместными Церквами, они отражают принципиальную позицию Русской Православной Церкви, что в странах так называемой диаспоры должны постепенно созидаться поместные Церкви. Русская Православная Церковь предоставила весьма широкое самоуправление Украинской Православной Церкви и ряду других самоуправляемых Церквей в составе Московского Патриархата.

Вместе с тем, всякое движение к самостоятельности - это всегда процесс, который требует какого-то времени для своего вызревания. Это процесс двусторонний, в котором, конечно, нельзя ничего решать без голоса Церкви-Матери, той Церкви, к которой принадлежит часть, тяготеющая к самостоятельности.

Если обратиться к опыту Сербской Церкви, мы увидим там свой зарубежный раскол, и он был преодолен во многом благодаря усилиям, мудрости и высокому духовному авторитету святейшего патриарха Павла. Что послужило к его преодолению? Очень терпеливый братский диалог, в котором была готовность к пониманию, готовность к выслушиванию аргументов и к проявлению большой терпимости.

И мы думаем, что единственный универсальный способ преодоления церковных разногласий - это очень терпеливый диалог, который иногда требует времени, усилий, жертв. Другого пути просто нет.

- Недавно стало известно, что в Иерусалиме назначен местоблюститель патриаршего престола. Можно ли делать прогнозы о том, кто и когда станет Иерусалимским патриархом? И какова на сегодняшний день позиция МП по отношению к конфликту в Иерусалимской Церкви? И почему эта проблема возникла именно сегодня, если прецеденты с продажей собственности ИП возникали и прежде?

- Не думаю, что нам стоит вдаваться в оценки экономической и хозяйственной жизни Иерусалимского Патриархата. Несмотря на то, что очень значительная недвижимость, которой владеет Иерусалимская Православная Церковь, в большой степени возникла в связи с пожертвованиями русских христиан, особенно щедрыми в XIX веке. Туда были вложены и средства русских царей, и русских паломников, которые пребывали в Иерусалиме, в особенности после того, как была организована Русская Духовная Миссия, и милостыня, которая собиралась по всей России на Святой Гроб.

Тот кризис, который возник в этом году в Иерусалиме, нарастал постепенно. Для нас более существенным даже является не то, каким образом он порожден и какие события спровоцировали его лавинообразное развитие. Важен результат - оппозиция патриарху Иринею стала практически размером с поместную Церковь. Мы видим, что подавляющее большинство членов Священного Синода, и святогробского братства, и духовенства, и народа, проявили недоверие к своему патриарху.

Первоначально, когда по просьбе Синода ИПЦ и по приглашению Константинопольского Патриарха делегация Московского Патриархата прибыла на большой Собор на Фанаре, то и нам, большинству других поместных Церквей, наилучшим решением вопроса представлялось примирение двух сторон. Но, после того, как они были выслушаны, стало ясно, что это предложение, к сожалению, не является реалистическим.

И вот тогда было признано состоявшимся решение Синода Иерусалимского Патриархата. Предсказывать, как будут дальше развиваться события, я не берусь, поскольку не обладаю пророческим дарованием.

- Может ли создаться такая ситуация, что новоизбранный патриарх будет расценен остальными поместными Церквами как неподходящая фигура? Или избрание патриарха - дело, касающееся непосредственно данной Церкви, а остальные должны принять любое решение?

- Мы исходим из того, что избрание предстоятеля в полной мере является внутренним делом поместной Церкви, в данном случае, Иерусалимской. Когда был избран блаженнейший патриарх Ириней, никто не входил в оценки кандидатуры, все исходили из факта, что избрание состоялось в соответствии с Уставом ИПЦ и правилами. В сущности роль Устава в Иерусалимской Церкви исполняет иорданский закон N 27 от 1958 года. Он является конституцией, по которой Иерусалимский Патриархат осуществляет свою деятельность. И там подробно прописан порядок возведения патриарха на престол. Он очень интересный и особенный.

Первоначально местоблюститель созывает совет для выдвижения кандидатур. В совет входят все члены Синода, все архиереи, не являющиеся членами Синода (в настоящее время их 3), 12 представителей от белого духовенства - по четыре от Израиля, Иордании и Палестинской Автономии - они избираются в епархиях. В этом совете каждый обладает правом номинации, каждый может выдвинуть свою кандидатуру. И если кандидатура отвечает формальным требованиям, она вносится в список. На первоначальном этапе предыдущих патриарших выборов было 15 кандидатур.

Требования закона в их отношении таковы: необходимо, чтобы это был архиерей или архимандрит Иерусалимской Церкви, чтобы он мог говорить и писать по-арабски и обладал иорданским подданством. Затем, согласно закону, лист кандидатур представляется правительству Иордании, а, согласно практике, возникшей в позднейший период, также правительствам Палестинской Национальной Автономии и Израиля, которые могут высказать свои соображения.

В частности, в прошлых выборах 2001 года правительство Израиля предложило изъять из листа 5 из 15 кандидатур, в числе которых был и патриарх Ириней. Затем удалось преодолеть это ограничение, и Израиль отказался от своей позиции.

После утверждения собирается генеральный Совет, в который входя все архиереи, члены Синода, архимандриты и протосингелы палестинских монастырей и так же выбранные представители от белого духовенства. Они из первоначального списка отбирают троих. А вот уже из трех кандидатур выбирает Священный Синод, и для избрания не требуется даже абсолютного большинства.

Так, в печати сообщались сведения, что на прошлых выборах "за" патриарха Иринея было подано 7 голосов из 17 членов Синода. Двое других кандидатов получили по 5 голосов.

Так что в Иерусалиме очень сложная процедура выборов и предсказывать, чем она завершится, было бы опрометчиво. Но, какой бы выбор не совершила Святая Иерусалимская Церковь, он будет признана всеми поместными Церквами.

- Не могли бы вы рассказать о том, в каком состоянии сегодня находится диалог РПЦ и РПЦЗ. Информацию, которой располагает сегодня большинство журналистов, они получают после каждого заседания Священного Синода РПЦ МП. В основном она бывает ограничена краткой формулировкой, что Синод выражает удовлетворением действиями комиссии, работающей над уврачеванием раскола. На каком этапе сегодня стоят эти отношения?

- Диалог развивается. Развивается, на мой взгляд, успешно. Назначена дата Всезарубежного Собора, одним из двух важнейших вопросов которого будет как раз вопрос отношений с Московским Патриархатом. На днях в Мюнхене состоялось заседание Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, где принято послание к пастве, в котором особенно отмечена актуальность вопроса о взаимоотношениях "зарубежной части Русской Церкви" и Церкви в России.

В самом скором времени предполагается публикация целого ряда совместно разработанных документов, получивших одобрение как у Священного Синода и Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, так и Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви. Думаю, что это будет важным этапом диалога, который послужит большей информированности паствы зарубежной Церкви и ее духовенства.

Мы надеемся на благоприятное разрешение ситуации. Те вопросы, которые еще осталось разрешить, они не так многочисленны, но довольно трудны. Они связаны, например, с теми клириками, что были приняты в Зарубежную Церковь из других церковных юрисдикций, с теми приходами и структурами, что были созданы Зарубежной Церковью на канонической территории Московского Патриархата, с отношениями, существовавшими между РПЦЗ и некоторыми другими группами, отделившимися от поместных Церквей. Мы надеемся, что и эти все вопросы, требующие кропотливой и вдумчивой работы, будут разрешены.

- Людям всегда хочется знать даты и цифры. Что такого-то числа состоится воссоединение. Пока нельзя назвать никаких, даже приблизительных дат?

- Наш Господь есть Владыка истории. И в частности, в этом процессе сближения с Русской Зарубежной Церковью, у меня лично есть глубокое ощущение, что мы являемся только орудиями Божией воли. Потому я так остро это чувствую, что в течение многих лет положение казалось совершенно безысходным, тупиковым. Никакого диалога не получалось, будто непреодолимая стена стояла между нами, не смотря на то, что по-человечески были добрые взаимоотношения со многими священнослужителями и мирянами. Но на уровне официального диалога ничего не выходило.

И вдруг мы дожили до часа воли Божией, и все стало развиваться. Я помню, какими были наши первые встречи, какая осторожность и отстраненность наблюдалась. И невозможно сравнивать с тем, как мы общаемся сейчас, хотя темы бывают разными, и вопросы трудными. Но чувство узнавания друг друга, узнавания друг в друге носителей одной и той же русской духовной традиции, преодоление десятилетиями формировавшихся предрассудков и штампованных представлений друг о друге - это все происходит в живом общении.

И, когда были трудные, даже драматические моменты в этом диалоге, у меня никогда не было никакого уныния. Потому что было ясное ощущение, что то, что происходит, происходит по воле Божией. Конечно, мы можем отчасти это приблизить или замедлить этот процесс, но я убежден, что это Божье дело, и кто мы такие, чтобы назначать даты.

Хотелось бы надеяться, что на Русском Всезарубежном Соборе будет объявлено о принятии важных решений, но основные решения буду приниматься на Архиерейском Соборе, который состоится сразу после первого. Хотелось бы надеяться, что будет достигнуто решение о восстановлении полного канонического общения и единства.

С нашей стороны нет необходимости созывать новый Собор для решения этого вопроса, поскольку принципиальная линия, предложенная Священным Синодом, была одобрена Архиерейским Собором, прошедшим в прошлом году, и передавшим полномочия, необходимые для совершения такого канонического деяния, Священному Синоду.

Будем ожидать, когда необходимые решения будут приняты и зарубежной стороной.

Страна.Ру


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования