Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"LEXPRESS": Подчиниться или умереть. Кардинал Любомир Гусар, глава Украинской Греко-католической Церкви, вспоминает о мрачной эпохе советского господства


 - Православные Московской Патриархии по-прежнему обвиняют Греко-католическую Церковь в тайных связях с фашистами. Как Вы к этому относитесь?

Чтобы оправдать уничтожение нашей Церкви, советская власть уже настаивала на том, что она сотрудничала с нацистами. Действительно, когда в 1941 году пришли немцы, мы надеялись, что они избавят нас от советского тоталитаризма. Упразднение религии лежало в основе коммунистической идеологии, но между обеими системами фактически не было никакой разницы. И та, и другая стремились контролировать Церковь. Все епископы, священники, да и просто люди, выбравшие для себя свободу, в равной степени преследовались и нацистами, и советскими властями.

Многие из нашей молодежи, и в самом деле, вступили в немецкую армию, потому что они, как и все мы, с благословения Церкви, видели в этом средство для создания ядра украинской армии. Но чтобы обвинять нас в соучастии в нацистских преступлениях. . . Я не стану отрицать, что отдельные люди и небольшие группы совершали такие преступления, но это не носило общенационального характера. И уж никак - я хочу это подчеркнуть - не с одобрения Церкви. Как раз наоборот. Наш митрополит Андрей Шептицкий недвусмысленно осудил уничтожение евреев. В 1943 году он опубликовал пасторальное письмо, озаглавленное 'Ты не будешь убивать', в котором он приравнивал донос к убийству. В том положении, в котором мы оказались, мы вынуждены были воевать на два фронта.

- Почему Сталин стремился уничтожить Греко-католическую Церковь?

Потому что она была исторически связана с национальными устремлениями украинцев. Большинство политических руководителей, которые пытались установить некую форму национальной автономии, были арестованы нацистами. Оставалась только наша церковь. Когда в 1944 году на Украине вновь установилась советская власть, НКВД (так в то время назывался КГБ), по решению Сталина, приступил к операции, которая проходила в два этапа. В апреле 1945 года были арестованы, осуждены и депортированы наиболее активные священники и все епископы. С 8 по 10 марта 1946 года во Львове, в храме Святого Георгия состоялся псевдо-Синод.

По понятным причинам никто из наших священников не принимал в нем участия. Только они имели полномочия созвать подобную ассамблею. Этим занялась 'инициативная группа', состоявшая из трех священников, которые состояли на службе у режима. Чтобы продемонстрировать активное участие, политическая полиция привела туда 200 священников, которые должны были проголосовать за ликвидацию своей Церкви и вхождение ее в состав Русской Православной Церкви, которая в то время была единственной, получившей право на существование. Они стояли перед выбором - подчиниться или умереть.

Это действо, как видно, должно было придать официальный характер нашему 'возвращению' в православие, в лоно 'Московской матери-церкви'. А ведь с 1596 года мы были католиками и находились под юрисдикцией Ватикана. Несмотря на это стремление уничтожить нашу Церковь, многие верующие, как только это стало возможным, с начала 90-х годов, вернулись в свою исконную Церковь. За сорок пять лет Московской Патриархии так и не удалось обратить их в свою веру. Конечно, возможностей у нее было не так уж много, и все-таки это был настоящий провал ее пастырей.

Сильвен Паскье (Silvaine Pasquier), 07 июня 2005
"L'Express", Франция
Перевод опубликован на сайте
ИноСМИ.Ru

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования