Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ": Американский устав. Внешняя политика США во многом определяется идеологией протестантского фундаментализма: великая христианская держава должна взять на себя миссию устроения мирских дел во вселенском масштабе


Наиболее влиятельным в христианском мире фундаменталистским течением является протестантский фундаментализм США, из лона которого вышел сам этот столь модный сегодня термин и который имеет многие миллионы сторонников.

Американский фундаментализм сложился главным образом в южных штатах и набрал силу в особенности среди пресвитериан, баптистов и методистов. Теоретическую платформу фундаментализма заложили так называемые Ниагарские конференции, проводившиеся с 1876 г. протестантскими ортодоксами в противовес либеральной теологии и светскому свободомыслию. На конференциях были определены пять основных принципов, на коих базировался протестантский фундаментализм, в том числе богодухновенность и непогрешимость Библии, божественная природа Иисуса Христа, непорочное зачатие и другие. Широкое распространение это течение получило в начале ХХ в., после издания и широкого распространения в 1910–1912 гг. 12 выпусков анонимных брошюр под общим названием "The Fundamentals" (разовый тираж 3 млн экз.), в которых отрицалась возможность критики или рационального истолкования Священного Писания: усугубляющаяся порочность человека сделала его неспособным воспринимать Бога разумными средствами, и единственным источником божественной истины осталось библейское откровение.

В этот период большой размах приобретает деятельность фундаменталистских групп, появляются библейские учебные и исследовательские центры. В 1919 г. Всемирная библейская конференция в Филадельфии учредила Всемирную христианскую фундаменталистскую ассоциацию. В 1921–1929 гг. в Арканзасе, Теннесси, Миссисипи и других южных штатах фундаменталисты провели законодательный запрет на преподавание дарвинизма, инициировали "обезьяний процесс" в 1925 г. над учителем Скопсом в Даутоне (Теннесси). Правда, здесь же в 1973 г. была проведена поправка к закону, согласно которой дарвинизм должен преподаваться лишь в качестве гипотезы наряду с библейской версией. Великий кризис 1929–1933 гг. и Вторая мировая война приостановили наступление фундаментализма, его влияние существенно ослабло. В 1948 г. Всемирная христианская фундаменталистская ассоциация была преобразована в Международный совет христианских церквей, куда постепенно вошло 140 протестантских церквей многих стран. Новый подъем протестантского фундаментализма наметился в 70-е гг. Ныне позиции протестантского фундаментализма в Америке сильны как никогда. Несмотря на этническую и религиозную пестроту современных США, образцом настоящего американца является так называемый WASP (White Anglo-Saxon Protestant – белый протестант-англосакс). Всем известно, какое влияние имеют американские телепроповедники-протестанты, большинство которых настроено весьма консервативно. Наступательный PR проводит одно из течений внутри протестантского фундаментализма, возникшее на базе концепций Сайруса Скофилда: в XIX в. он выпустил особую Библию с собственными комментариями, которые часто отождествляют с действительно библейскими текстами. Эту Библию прочитали десятки миллионов американцев, и она оказала гигантское влияние на их религиозное мировоззрение. Евангелист Хал Линдси написал книгу "Покойная великая планета" (разошлась тиражом в 18 млн экз.). В ней он предсказывает войну между русско-арабским и американо-израильским блоком, завершающуюся смертью (от ядерного удара) одной трети всего населения планеты и полным уничтожением русских и арабов. В разное время подобных воззрений придерживались до трети американцев, в их числе и президент Рональд Рейган – горячий приверженец Линдси. Рейган даже приглашал его читать лекции стратегам Пентагона.

Совершенно ясно, откуда почерпнули советники президента Рональда Рейгана и трактовку СССР как "империи зла", и программу реконструкции Америки в качестве "империи добра", озабоченной строительством Нового Мирового Порядка. Кстати, Джордж Буш в 2004 г. получил от американского избирателя мандат на реализацию во многом именно этой программы, чему и предается сегодня со всей своей техасской настырностью. В СМИ как-то вдруг замелькали сообщения о том, что многие лица в высшем эшелоне нынешней американской администрации, включая президента Джорджа Буша, тесно связаны с религиозными кругами, исповедующими помянутую версию протестантского фундаментализма.

Фундаментализм – на марше. Этот марш попытался проанализировать Фрэнсис Фукуяма в работе "Будущее фундаментализма". По его данным, одна пятая часть населения Чили, почти треть населения Гватемалы и четверть населения Южной Кореи являются в настоящее время протестантами. В Сеуле находится крупнейшая в мире община пятидесятников с 500 000 прихожан. К настоящему времени появилось уже большое количество эмпирических социологических исследований тех последствий, к которым привело обращение в протестантизм, в том числе вхождение в общину пятидесятников, населения Латинской Америки. Согласно Фукуяме, проведенные исследования "подтверждают гипотезу Макса Вебера о том, что протестантизм, особенно в своем пуританском (то есть фундаменталистском) варианте, склонен поддерживать капитализм и ценности, необходимые для его экономической и политической модернизации. Фундаментализм протестантов в отличие от собрата на Ближнем Востоке поощряет деполитизацию своих приверженцев, направляя их к решению вопросов благодати и внутреннего спасения". Фукуяма сетует на то, что многие левые (и некоторые католические) критики принимают такой подход за поддержку военно-авторитарного статус-кво. По его просвещенному мнению, неуклонный прогресс в области здравоохранения, образования, роста доходов и развития внутренних связей в общине, сопровождающий обращение в протестантизм, приводит к появлению сильного гражданского общества, а следовательно, к созданию частного "политического пространства", необходимого для функционирования стабильной демократии. "Таким образом, – делает свой вывод гуру из РЭНДа, –в конечном итоге протестантский фундаментализм в третьем мире не только не враждебен демократическим ценностям Запада, но и активно способствует созданию среды, в которой они могли бы процветать". Не враждебен. Что хорошо для американского фундаментализма, хорошо и для всего мира – такова нехитрая мудрость Фрэнсиса Фукуямы.

Сергей ХТОНОВ
"Политический журнал"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования