Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ": Стигматизация. Церковь учится помогать ВИЧ-инфицированным. Для многих больных религия - единственная радость и надежда


Внешне эти люди живут такой же жизнью, как и мы. Но окружающие для них делятся на две части: "отрицательные" - те, кто понятия не имеет о том, что такое ВИЧ, и "положительные" - те, кто, сдав анализ, получил рекомендацию встать на учет в СПИД-центр.

"Положительные" проверяются на вирусную нагрузку и иммунный статус, проходят терапию, посещают группы взаимопомощи, где обсуждают, например, проблемы дискордантных пар, где инфицирован один партнер. "Отрицательные" боятся пожать "положительным" руку, увольняют их с работы, считают аморальными, которым "так и надо". На сленге ВИЧ-инфицированных это называется "стигматизация" - клеймение.

По официальной статистике Минздрава, на ноябрь 2004 года в России было 300 000 ВИЧ-инфицированных. Однако у того же Минздрава есть и другие подсчеты: около 1,5 млн. человек с ВИЧ. В последние годы особенно быстро растет количество тех, кто получил ВИЧ обычным половым путем, от мужа, жены или постоянного партнера. ВИЧ, увы, стал семейным вирусом.


Одна случайная связь

Кате 23 года, она помощник руководителя коммерческого предприятия. Регулярно посещает группы взаимопомощи людей, живущих с ВИЧ. "Это была единственная случайная связь в моей жизни, и она оказалась роковой, - рассказывает Катя. - Я не виню этого человека, наверное, он сам не знал, что инфицирован, но надеюсь, что никогда его больше не увижу. Теперь надо научиться не то чтобы привыкнуть, но жить с этим диагнозом". Катя не рассказывает о болезни ни друзьям, ни родителям, говорить о ВИЧ она может только с такими же, как она, и еще - со священником. "Церковь дает мне радость и надежду, ведь надеяться больше не на что", - говорит Катя.

В храме Троицы Живоначальной в Хорошеве священник Владимир Шмалий каждое последнее воскресенье месяца служит молебен о ВИЧ-инфицированных. После молебна все пьют чай и обсуждают с отцом Владимиром свои проблемы. Молебны служатся уже в 60 храмах России, Украины и Белоруссии: это часть программы "Церковь против СПИДа", координируемой Круглым столом по религиозному образованию и диаконии Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. Сотрудница ОВЦС Маргарита Нелюбова уверена: "СПИД - не просто болезнь, как рак или туберкулез. Степень стигматизации, которой подвергаются больные, превращает ВИЧ в особое социальное явление. Помните, в Элисте в больнице заразили детей? Односельчане сожгли дом одного из мальчиков. Я знаю случаи, когда соседи выживали из дома семьи инфицированных, им приходилось уезжать в другие города. Многие даже не получают лечения ради сохранения диагноза в тайне".

В первую очередь, говорит Нелюбова, Церковь занимается профилактикой: "Надо сформировать у детей и молодежи мировоззренческий костяк, позволяющий им ориентироваться в жизни и воздерживаться от опасного поведения. Это не одна лекция в год, а регулярная работа - на школьном курсе "Основ православной культуры", в летних лагерях, в воскресных школах".

Второе направление - помощь людям, живущим с ВИЧ, начиная от психологической и духовной поддержки тех, кто только узнал о своем диагнозе, и заканчивая патронажным уходом за умирающими. Сестер милосердия обучают особенностям ухода за больными СПИДом, а семинаристов и студентов-богословов - особенностям окормления ВИЧ-инфицированных, ведь уже очень скоро каждому священнику придется сталкиваться в приходской практике с ВИЧ-положительными людьми.

Священник Владимир Шмалий рассказывает: "Раньше я полагал, что ВИЧ-инфицированные - по большей части маргиналы, представители социальных низов. Но оказалось, что они часто из хорошей семьи, обычные граждане нашей страны, чаще не старше 30 лет, студенты или молодые специалисты с неплохой работой и социальным статусом выше среднего".

Они никому не могут открыться, живут под двойным давлением: с одной стороны - сознание того, что болезнь смертельна, а с другой - невозможность ни с кем поделиться. Отец Владимир говорит: "Они пытаются выстроить новую жизненную стратегию в новых условиях. Я наблюдаю духовный рост людей, живущих с ВИЧ: "положительный" ощущает угрозу смерти, поэтому старается жить более интенсивной жизнью, прежде всего духовной; он начинает больше ценить дружбу, больше ценить заботу, чутче понимать, что такое страдание других".



Благодарны за болезнь

Максим работал начальником отдела в крупном банке, писал диссертацию и вел типичную для московского управленца жизнь - пока четыре года назад не заразился ВИЧ на корпоративной вечеринке. "По дороге в Склиф за диагнозом я зачем-то свернул в Сретенский монастырь. И мне стало там так спокойно и хорошо, что я пришел за диагнозом и принял его в совершенно уравновешенном состоянии", - вспоминает Максим.

Он начал заходить в храмы, в паломническую поездку съездил, читал Евангелие и вспоминал, как в детстве бабушка брала его с собой на Пасху. Однажды решил исповедаться и причаститься. Батюшка выслушал Максима без всякого удивления, ободрил, допустил к причастию... И тут - заминка: священники не могли решить, выносить Максиму отдельную чашу или попросить его стать в очереди к причастию последним. Выбрали второе. "Я стою и жутко смущаюсь: кажется, что взглядами все передалось, все уже шушукаются, - вспоминает Максим. - Я пытался брать причастие одними губами, а настоятель мне ласково говорит: "Ну ты смыкай, смыкай". Меня так радовала эта доброта, но смущало, что приходится перекладывать ответственность на других".

Спустя некоторое время у Максима ухудшились результаты анализов, и врач велел готовиться к терапии. Это означало госпитализацию на два месяца и потерю работы. Максим неожиданно для себя поехал в Киев. В Киево-Печерской лавре встретил старца-схимника, тот благословил его и сказал: "Не забывай про суть!". Был канун дня памяти Агапита Печерского, целителя, на вечерне открыли его мощи. Максим приложился к мощам святого и в тот же вечер улетел обратно в Москву. Снова сдав анализы, он узнал, что вирусная нагрузка упала в два раза, а терапию отменили. Максим считает этот случай чудом и проявлением Божией помощи по молитвам святого.

В интернете Максим нашел объявление о молебне в храме Троицы в Хорошеве. Отец Владимир принял его первую настоящую исповедь, и с тех пор Максим ждет последнего воскресенья каждого месяца как праздника: "Многие приходят на молебен как на очередную тусовку. Но это только начало, главное - прийти и попасть в хорошие руки". Он не ходит на занятия групп взаимопомощи: "Что вы мне расскажете? СПИД - индустрия, пиар там тоже работает, огромные деньги в этом вертятся, а если есть деньги, то есть и мифодизайн, создаются статьи о чудо-вакцинах и т. д. Мне все это не интересно. Я живу сегодняшним днем".

Максим благодарен Богу за свою болезнь: "ВИЧ меня оздоровил, оздоровил мою душу. Иначе я бы никогда не начал молиться. За четыре года я сделал намного больше, чем раньше, когда жизнь была ориентирована на удовлетворение похоти. Смерть не страшна. Единственное, чего я боюсь, - что умру раньше матери. Молюсь, чтобы она не видела меня умирающим".

Ксения Лученко
"Московские Новости" 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования