Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ": Медитация на «крыше мира». Зачем россияне едут к Далай-ламе на Тибет?


 Ты взрослый дядя в возрасте Христа, а оснований для гордости никаких. День за днем – серые будни, которых ты в детстве совершенно не планировал. Следа в истории, да что следа – царапины не оставлено. В наличии лишь потухший взгляд, мешки под глазами и живот, элегантно переваливающийся через ремешок. Выхода два. Можно потихоньку свыкнуться со статусом обывателя. Плюнуть на все, дернуть пивка, посмотреть душераздирающую программу "Окна", наплести детям, каким сильным, умным и красивым был когда-то папа, и страдать дальше. Можно и по-другому: не успокаиваться и продолжать искать свое. Таких искателей смысла жизни хоть отбавляй на севере Индии в небольшом, затерянном у подножия Гималаев горном поселке Дхармсала, где побывала специальный корреспондент "Новых Известий".

Выбор места для командировки не случаен. Дхармсала – сердце современного Тибета. Здесь находится резиденция самого Далай-ламы XIV, воздух пропитан мистикой и тайной, а местный колорит "нашпигован" всевозможными штучками, которые все вместе с трудом умещаются в одно слово "буддизм". Это край красочных религиозных праздников, где ламы в масках под бой барабанов исполняют ритуальные танцы, отшельники уединяются в недоступных пещерах, а бесчисленные монастыри и ступы возвышаются среди скал и долин. Сюда за смыслом, чудом, куражом – каждый называет, как хочет – ежегодно приезжают много людей из разных стран. Приезжают в отпуск, а остаются навсегда. Среди них много и россиян.

Буддой может стать каждый

Описывать впечатления от поездки в индийские Гималаи – дело пустое. Хоть пустотность – одно из главных понятий буддизма. На Тибете говорят, что ум, ищущий Будду вовне, – это глупость в самой сердцевине глупости. При всех природных, архитектурных и ритуальных красотах этих путешествий основной их смысл – внутренний. Впрочем, как и во всяком другом паломничестве. Но редкий паломник другой конфессии так спокойно и радостно осуществляет свой путь.

Движет людьми простой принцип – Буддой может стать каждый. А духовный лидер современного буддизма Далай-лама ХIV все время подчеркивает, что нет отдельного Будды, что будды – это такие же люди, как мы с вами, ранее имевшие загрязненные умы и постепенно устранявшие эти загрязнения. Счастье для буддиста, как начинающего, так и со стажем, вполне достижимо. Поэтому паломнический поход к буддийской земле не путь покаяния, смирения и моления, а путешествие – радостное и просветленное.

Скованные одной целью

Индия не помещается в кадр. Она вообще ни в какие рамки не лезет. Когда ты приезжаешь в Дели, она заключает гостя в свои липкие объятия, как внезапно поймавший тебя на улице ободранный нищий. И ты ошарашенно понимаешь, что никуда от него не деться. Один способ вырваться из этой навязчивой и невыносимой жары и духоты – это приехать в тибетский квартал города, купить билет на "комфортный" индийский автобус с интригующим названием "де люкс" и четырнадцать часов ехать в сторону Гималаев. За время путешествия тебе гарантированы все прелести жизни – страх сорваться в пропасть, ломота в суставах и знакомство с разными, весьма странными персонажами.

Наш автобус набился под завязку. Пассажиры подобрались самые разные: серьезные и сосредоточенные буддийские монахи соседствуют с любознательными гражданами, которые только пытаются "примерить" на себя буддизм и всю дорогу "пытают" монахов – мол, что тут в буддизме да как. Пылкие сердца разных национальностей и возрастов едут в Дхармсалу с одной целью – хоть одним глазком увидеть живого Будду.

"Если повезет и ты попадешь на аудиенцию к его святейшеству, в следующей жизни точно не переродишься в змею или муравья, – заговорщицки шепчет своей соседке веселая австралийская бабушка в модной индусской рубахе и бусах. – Одна улыбка Далай-ламы в твой ад-

рес – и человеческий облик в следующей жизни тебе обеспечен".

Большинство же пассажиров – обычные туристы. Здесь и влюбленные парочки, которые стремятся в Тибет в свадебное путешествие. И просто родители с детьми. На "галерке" молодые студенты из Дании всю дорогу радостно горланят и покуривают марихуану.

Попадаешь в такой автобус – и все стереотипы рушатся. Ты понимаешь, что значит настоящее путешествие. Мы этапируем себя чартером, конвоируем автобусом в заказанный отель, приставляем к себе гида и платим немалые деньги, получая взамен бледную коммерческую копию страны. Кто-то из остроумных туроператоров придумал миф, что нельзя путешествовать самому по себе, что глупых безнадзорных туристов только и ждут полиция и маргиналы: упечь за решетку или растащить на донорские органы. Все это сказки. Полмира давно живет без границ – вот храпит пожилой хиппи откуда-то из Детройта. Вот, приняв на грудь горячительного, спорят и поют песни наши соотечественники. Уже здесь, в автобусе, ты понимаешь, что означает один из главных постулатов буддизма: наш мир – это одно целое.

Что такое Тибет?

Кто-то из древних придумал, что Земля устроена так: Африка и Австралия – ноги, Антарктида – кости черепа, Центральная Россия – печень и кровь, Сибирь – легкие, Германия – руки, Франция – подкорка, Голландия – вагина, Англия и Япония – полушария мозга, Индокитай – кишечник и мочеполовая система, обе Америки – спина, Индия – сердце, Тибет – душа.

Когда речь заходит о том, где находится этот самый Тибет, люди обычно путаются. Ну да, душа мира. Ну, где-то там, высоко в горах, куда еще не добралась коварная цивилизация. Особо "продвинутые" знают, что где-то на Тибете находится Шамбала. Но мало кто в курсе, что Тибет сегодня переживает не лучшие свои времена.

В 1950 году Тибет был оккупирован Китаем и сегодня является Тибетским округом в составе КНР. Во времена "культурной революции" практически полностью были разрушены тибетская культура и традиции. Разрушены храмы и монастыри: из более 6 тыс. монастырей сохранилось лишь 13, и то только как декорация для иностранных туристов. В результате Тибет как независимая страна был уничтожен вместе с несколькими миллионами тибетцев. Китайский Тибет со своей столицей Лхаса давно превратился в обычный попсовый высокогорный курорт, а десятки тысяч тибетцев сидят в тюрьмах только за хранение изображения Далай-ламы. Здесь есть казино и публичные дома. А уникальная экология этого края находится под угрозой – в высокогорных долинах устроили свалку ядерных отходов.

Школ и направлений тибетского буддизма великое множество, так же как и монастырей. Можно искать просветления в Непале, можно в Бутане. Но у паломников и просто "интересующихся" в особом фаворе сегодня индийские Гималаи, где находится правительство Тибета в изгнании. Здесь тибетские монахи начали заново строить свою жизнь: возводить дома, монастыри и школы. Здесь тибетцы на правах бесправных беженцев из последних сил пытаются сохранить Тибет – душу мира.

Рай для псов и коров

Первое, что бросается в глаза, когда приезжаешь в Дхармсалу, это то, что животных здесь холят и лелеют чуть ли не больше, чем людей. Не город, а зоопарк на открытом воздухе. Самые распространенные здесь животные – обезьяны. Они гуляют по улицам вольно, как наши кошки, и только и зыркают, где бы что стырить. Но самое мифическое животное – это корова. Та самая, священная, про которую туристические справочники травят байки, будто гуляет она по скоростным магистралям, становясь причиной грандиозных пробок. Индийские коровы – это безнадежно инфантильные, невозмутимые создания, испугать которых, наверное, нельзя ничем и никем, они бродят по оживленным улицам, пасутся днем на местных мусорных кучах. Отлично себя чувствуют и собаки. Понимая, что никто в следующей жизни не застрахован от того, чтобы стать бродячим песиком, люди оказывают четвероногим все знаки почтения. Их подкармливают, не гоняют палками, и даже автомобили уступают им дорогу. Буддисты знают: пока животные живут с нами, необходимо о них заботиться и относиться к ним, как к детям. Часто над умершим животным лама проводит обряд, направленный на обретение им человеческого рождения.

А вот людям после смерти здесь особых почестей не оказывают. После скромных ритуалов тело умершего разрезают на куски и выбрасывают на корм хищным птицам. Об ушедших никто не скорбит. А чего скорбеть-то? Через 47 дней человек родится для следующей жизни. Более чутко относятся только к праху просветленных, тела которых сжигают, а пепел помещают в ступы. Ступы – это забавные буддистские сооружения: точь-в-точь вкопанная в землю верхушка от церкви с башенкой и шпилем. Ступы могут быть крохотными, как терем-теремок в детском саду, а могут достигать трехсот метров в поперечнике. Роднит же их секрет: в каждой, кроме пепла достойного ламы, монахи прячут таинственную священную реликвию и драгоценные камни. После чего ступу опечатывают, и в нее уже не войти. Ужасно любопытно – что там. Но Тибет не Россия. Ни одного случая незаконного вскрытия ступ в стране не зафиксировано.

Как на самом деле выглядят бананы

Тибетцы – застенчивые ребята. Живут они по принципу: "Спасибо за все, что у меня есть, и хорошо, что я никогда не думал о том, чтобы иметь больше". На этой земле нет помпезных особняков, навороченных вилл. Все сугубо рационально. Никаких колонн, красного кирпича и медных крыш. Тибетский дом – это поразительно простенькое и незамысловатое строение. Этим духом аскетизма проникаются все, кто сюда приезжает. В Дхармсале многие иностранные туристы живут по полгода прямо в пещерах. Вместе с детьми принимают ванны в водопаде; чтобы поесть, спускаются в небольшие ресторанчики, которых в этом местечке тьма-тьмущая.

Россияне все же предпочитают жилье покомфортнее. Где-то в самой глубине нашей полуазиатской души, как ее ни закаляй минимализмом, сидит некто, которому нравится, чтобы было богато, тепло, пушисто, ярко и обязательно блестело. И пока ни одного россиянина, живущего в пещере, в Дхармсале не замечено.

Всех наших соотечественников здесь опекает глава буддийской церкви Монголии Багдогеген. Те, кому позволяют средства, снимают номер в гостинице, а к Багдогегену ходят на занятия. Изучают буддийскую философию и тренируют навыки медитации. Другие живут прямо в его доме – большой четырехэтажной постройке в самой высокой точке горного селения. Всех, кто приезжает к ламе за советом, он готов оставить у себя. Люди здесь живут годами, причем совершенно бесплатно. Россиян Багдогеген обожает. Говорит, что все мы очень искренние и доходим в своих чувствах до конца. На стене в его кабинете портрет одной из его учениц – актрисы Натальи Андрейченко, которая не раз приезжала в Дхармсалу и гостила у Багдогегена.

Будучи погруженным в мельтешню собственных поступков и намерений, довольно трудно понять, где мы ошибаемся, по тому ли пути идем, что мешает нам приблизиться к счастью. Обо всем этом лучше спрашивать постороннего человека, пришедшего из другого мира. Очень подходящий собеседник – буддийский монах или лама. Правда, поначалу все, что говорит учитель, не очень-то понятно. Но ничего не скажешь – завораживает.

"Что такое буддизм? – размышляет Багдогеген. – Будда сам использовал самое лучшее описание. Все полторы тысячи лет, пока учение существовало в Индии, оно называлось "дхарма", а последнюю тысячу лет в Тибете его называли "че". И то и другое означает одно – это учение о том, каким всё является на самом деле. А если выражаться по-тибетски, то и "дхарма", и "че" – это дивные картинки, которые сделаны для того, чтобы показать голодному, как на самом деле выглядят бананы.

Чудеса в решете

Багдогеген, только не пугайтесь этого слова, – перерожденец. То есть тот, кто сознательно вернулся на нашу грешную землю во второй раз.

"Вот это я в прошлой жизни. – Буддийский учитель показывает нам старый снимок начала прошлого века, где изображен бывший император Монголии. – В моей стране к власти пришли коммунисты, и я переродился на Тибете".

Мысль о перерождениях – прошлых и грядущих – разливается в воздухе Дхармсалы. О прошлых и о будущих жизнях здесь говорят постоянно и как о само собой разумеющемся. Обсуждают эту тему между делом, как в России судачат о монетизации льгот. Для всех здесь очевиден факт, что вот этот маленький камень, лежащий на дороге, когда-то был человеком. Но вот повел этот человек себя неправильно – и переродился в холодный гранит. Для общения с бестелесными духами (это тоже представители низших миров), не работающими над собой и своим просветлением, на деревьях здесь развешивают мантры. Люди молятся за грешные души, потому как сами они лишены в этой жизни права голоса.

Но если мы с вами перерождаемся хаотично, то граждане просветленные могут этот процесс регулировать. И сами выбирают тело, в которое потом переродятся. Все, кто достиг такого уровня просветления, получают статус ламы. А еще к ним обращаются – "ринпоче", что с тибетского переводится как драгоценность.

Монгольский лама Багдогеген, он же ринпоче, дружит с такими же ламами. Поэтому и дружба между перерожденцами приобретает мистическую окраску. "У меня есть друг лама, – рассказывает Багдогеген. – Он был намного старше меня и все время учил меня дхарме. Но вот он стал стареньким и умер. А потом он переродился в тибетского мальчика. И мы по-прежнему дружим. Правда, теперь я занимаюсь его воспитанием".

Мистика на службе государства

Мистика в жизни для тибетцев – обычное дело. Что говорить, даже в тибетской государственной иерархии полно всякой мистики. Представить себе сложно, а еще сложнее в это поверить, но для того, чтобы получать информацию, тибетским властям не нужен Интернет или ФСБ. Чтобы не ошибиться в правильно принятом решении, далай-лама обращается к помощи своего помощника – государственного оракула Тибета, который по совместительству имеет статус министра. В частности, во время завоевания Китаем Тибета через оракула юному далай-ламе был подсказан возможный выход из летней резиденции Норбулинка, окруженной китайскими войсками. За несколько часов до начала штурма дворца далай-лама, переодевшись в светскую одежду, бежал в Индию тем самым путем, который начертил ему оракул во время транса.

В культуре Тибета ни один по-настоящему важный вопрос не решается без помощи оракула. Ясновидящие активно участвуют в поисках перерождения высоких лам, а в канун Нового года дают прогноз событий на следующий год.

Такие церемонии обычно проходят в обстановке строгой секретности. Посторонние не допускаются. Однако известно, что на голову оракулу его помощники надевают шлем, весящий около двадцати килограммов. Тяжесть этого шлема человек способен выдержать только в состоянии транса. Церемония сопровождается барабанным боем и пронзительным звуком труб, сделанных из человеческих костей. Все пространство вокруг наполнено ароматом и дымом специальных благовоний, сжигаемых в больших количествах. Через некоторое время глаза оракула закрываются, лицо краснеет, а руки и ноги начинают подергиваться: в его тело входит божество. Его дыхание становится затрудненным, лицо приобретает багровый оттенок и заметно раздувается, а на губах появляется пена. Это признаки того, что божество полностью завладело телом оракула. Слова оракула, которые часто даются в завуалированной форме, сначала разгадывают, а затем записывают на официальном бланке и закрепляют печатью.

Государственный оракул вне работы – милейший человек по имени Нейчунг. Он говорит, что, когда оракул покидает его тело – он ровным счетом ничего не помнит. И ответственности за все сказанное в трансе не несет. Прямо как наш чиновник.

Русские буддисты

Тантрические практики – это высший пилотаж практики буддизма. Поначалу все, кто встает на путь просветления, должны избавиться от ядов. Есть три яда, которые, согласно буддийской философии, мешают человеку быть счастливым. Это невежество, гнев и привязанность.

Самая "старая" российская буддистка в Дхармсале – Лена. Даже мудрые тибетские ламы говорят, что она понимает в буддизме толк. В Москве она закончила театральный, потом Институт культуры. Первый раз приехала сюда как туристка. Сначала, как водится, увлеклась чудесами. Стала копаться и изучать. А потом поняла, что этот путь – ее. Чтобы получить возможность жить в Дхармсале самостоятельно, организовала фирму.

"Три года в Москве мы торговали биодобавками, – говорит Лена. – Процесс шел бойко, и я жила здесь на проценты от доходов моей фирмы. Но вот три года назад я продала свое дело и переехала сюда основательно. Может, через год мне все надоест. И я пойму, что хочу семью, детей. Но пока я к этому не готова".

Лена говорит, что совмещать бизнес и буддийские практики невозможно. Напрямую общаться с Богом человек может только в одиночестве. В городе не получится – тебя достанут звонком в дверь, мобильным телефоном, новостями по телевизору. Она говорит, что только в одиночестве становишься ясновидящей или перестаешь быть слепой.

Москвич Дима был обычным новым русским бизнесменом, за ним гонялись милиция и барыги, которым он был все время что-то должен. Единственное, что отличало его от остальных бизнесменов, – это то, что иногда ему снились военные действия в горах Тибета, где он, предводитель, уводит буддийских монахов в пещеры. Вскоре он с подружкой поехал в Индию, откуда переправлял в Москву полудрагоценные камешки, а по вечерам покуривал гашиш. Потом вдруг неожиданно отправил подружку домой. Принял буддизм и вот собирается стать в скором времени монахом.

"Тибетцы говорят, что жизнь самого плохого монаха лучше, наполнена большим смыслом и счастьем, чем жизнь самого преуспевающего, благополучного и счастливого мирянина, – говорит Дима. – Я с этим согласен. Когда мне стукнул тридцатник, я твердо решил, что больше не буду никуда серьезно влипать. Материальное процветание не может принести продолжительного счастья. Накопленных денег мне еще хватит на три года. Здесь, в Дхармсале, жизнь стоит дешево. А потом я еще что-нибудь придумаю. Может быть, пойду в лавку торговать сувенирами".

Возвращение в детство

Алмазная колесница – так называется самый популярный и распространенный путь в буддизме. Алмазная колесница учит, что мир уже совершенен, что совершенен человек, что он уже просветлен, вся проблема в ясности ума – надо всего-навсего раскрыться. В Алмазной колеснице четыре школы, предназначенные для разных типов учеников. Разные медитативные практики. Гелукпа имеет дело с людьми, которые все время запутываются в жизни, главная их цель – разобраться в себе, избавиться от неуверенности и открыть свой ум. Нингма – для людей, у которых основная проблема – гордость и злость, они медитируют для достижения любви и открытости. Сакья – для ученых. Они занимаются более глубинным познанием теории буддизма. Наконец Кагью – для людей, у которых в жизни слишком много привязанностей. Ученики Кагью занимаются всем сразу, пытаясь избавиться от стереотипов и иллюзий, раскрыть свой ум и увидеть мир, какой он есть. Но бывают практики и более оригинальные.

Вместе с Димой – бывшим бизнесменом и наркоманом – мы сидим под огромным деревом. Он утверждает, что идеальнее места для медитации нет: дерево с мощнейшей корневой системой создает сильный энергетический столб, от которого при умении можно подпитаться. Сам он ежедневно проводит там три часа. Свои дыхательные и медитативные техники Дима не скрывает. Одна из самых необычных – работа с солнечной энергией. Нужно очистить мысли от лишнего, запрокинуть голову, открыть широко рот и всем существом впитать солнечные лучи. Почувствовав в себе их энергию, следует ее удержать, мысленно материализовать и направить в чакры.

Не могу сказать, что у меня получилось, но мой наставник сказал, что это лишь дело практики. Ясно одно, когда три часа кряду сидишь под деревом с отрытым ртом, забываешь обо всем на свете. И ловишь ощущения, давным-давно забытые. Это неожиданная радость. Огромная, как небо над головой, и совершенно беспричинная. Еще бы – где-то далеко и без тебя продолжается крутиться вечная колесница под названием "дом–работа". А ты вдруг выпадаешь из этой круговерти и сидишь здесь под деревом с открытым ртом. Сидишь и никуда не торопишься. Такую радость ощущаешь только в детстве, когда нет никаких проблем, да и те могут создать только нехватка конфет и мороженого, дозы которых строго фиксируют родители. Надо же было прочесать полземного шара, чтобы снова ее обрести...

ОКСАНА СЕМЕНОВА, НАТАЛИЯ ГУБЕРНАТОРОВА (ФОТО)
"Новые известия"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования