Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РУССКИЙ КУРЬЕР": Обезьяний процесс закончился штрафом


 Вчера в Таганском районном суде было жарко. В прямом и в переносном смысле слова. Судья Прощенко четыре часа читал обвинительный приговор по делу организаторов выставки "Осторожно, религия!"

Директор Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова Юрий Самодуров, сотрудница музея Людмила Василовская и художница Анна Михальчук обвинялись в публичном выражении в наглядно-демонстрационной форме унизительного и оскорбительного отношения к христианской религии в целом, а к православному христианству и Русской православной церкви в особенности, в разжигании вражды и унижении религиозного достоинства. Прокуроры просили суд отправить Самодурова и Василовскую на три и два года лишения свободы в колонию-поселение, лишить их права заниматься музейной деятельностью, а картины, представленные на выставке, уничтожить. Судья ограничился денежным штрафом – по 100 тысяч рублей для Самодурова и Василовской и постановил оправдать Михальчук за отсутствием ее вины.

Приговор суда практически повторил обвинительное заключение, которое тот же судья зачитывал в самом начале процесса. К концу третьего часа чтения приговора стало казаться, что, как только судья замолчит, приставы вызовут конвой, попросят многочисленную толпу зрителей и журналистов покинуть зал, а на Самодурова и Василовскую наденут наручники и уведут их под "белы руки".

К счастью, этого не произошло. Раскрыв большую красную папку с надписью: "На подпись", судья, спотыкаясь, читал машинописный текст. Он приводил показания свидетелей-погромщиков, которые явились на выставку и разгромили экспонаты. Как это часто бывает на судебных процессах, показания разных людей были похожи друг на друга как две капли воды. Оказалось, что несколько человек, не сговариваясь, прочли в одной из центральных газет о том, что в Москве проходит выставка современной живописи. Возмутившись фотографиями экспонатов, опубликованных в газете, они решили "убедиться" и отправились на выставку. Когда они туда пришли, то у них, называющих себя "православными верующими", началась "фрустрация, которая быстро перешла в агрессию". Они разгромили наиболее возмутившие их картины, облив некоторые из них краской из баллончиков. Удивительно, но, цитируя показания погромщиков, которые жаловались на то, что выставка "унизила и оскорбила их религиозные чувства", судья ничего не сказал о том, что эти самые оскорбленные христиане заранее спланировали погром на выставке. Как следует из материалов дела, собираясь на выставку, погромщики почему-то вооружились железными прутьями и краской. Кстати, уголовное дело против православных хулиганов было прекращено Замоскворецким судом, и прокуратура не оспорила это решение.

Труднее всего судье давались слова "кощунственный" и "глумливый". Приходилось произносить их несколько раз, потому что инициировавшие преследование организаторов выставки "православные христиане" неоднократно повторяли эти самые слова, характеризуя экспонаты, представленные на выставке.

Ощущение бреда, издевательства над здравым смыслом и правосудием, похоже, не оставляло большинство людей, слушавших приговор в зале суда. Процесс по этому делу длился несколько месяцев. Были допрошены десятки свидетелей и экспертов, как со стороны обвинения, так и со стороны защиты. Но судья упрямо читал только показания свидетелей обвинения и зачитывал заключения экспертов, приглашенных обвинением. Почему? "По данным ВЦИОМ, 85–90% российских граждан исповедуют православие в России, при посещении выставки православные верующие испытали шок", – как бы отвечая на мой вопрос, продолжал судья.

– Но, помилуйте, – хотелось крикнуть ему, ведь выставку посетило всего 20 человек? О каких православных идет речь? Может быть, о тех сотнях , что подписали письма против выставки, никогда не видя ее экспонатов, но требуя ее закрытия? И о тех, кто на протяжении всего судебного процесса приходили на суд и оскорбляли его участников антисемитскими высказываниями, не имеющими никакого отношения ни к православию, ни к христианству?

Доказывая то, что организаторы выставки совершили уголовно наказуемое деяние, эксперт Енеева в своем заключении привела пример США. Там, дескать был осужден рок-музыкант Фрэнк Заппа, который сжег государственный флаг. А эти художники и музейщики замахнулись на исконно русские национальные святыни и поэтому-де они также достойны наказания.

В заключение судья перечислил все письма протеста, которые послали в суд православные, протестующие против богохульства и кощунства, и ничего не сказал о многочисленных обращениях российской и международной общественности, которая также обращалась в суд, протестуя против преследования музейщиков. Ни слова не сказал судья и о позиции защиты, лишь вскользь упомянув о том, что, по мнению адвокатов, Закон "О свободе совести и религиозных объединений" не был нарушен. Статья 6 этого закона устанавливает "проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещается". Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова находится далеко от церковных зданий, так что, устраивая там выставку "Осторожно, религия!", которая теоретически могла оскорбить чувства верующих, музейщики не нарушали закон.

Возникает самый главный и простой вопрос: "В чем же дело? Зачем эти так называемые "верующие" пошли на выставку?" В первом псалме Давида, одного из самых почитаемых в христианстве и в православии библейских текстов, сказано: "Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых... и не сидит в собрании развратителей". Поведение священнослужителей, которые послали своих духовных чад на эту выставку и благословили их разгромить экспонаты, вызывают, мягко говоря, недоумение. И заставляют предполагать сознательную провокацию. После разгрома выставки, как известно, было письмо священника Александра Шаргунова президенту России с просьбой закрыть музей имени Андрея Сахарова как учреждение, где поддерживают чеченских террористов. Инициаторы уголовного преследования против музейщиков и свидетели обвинения говорили о том, что выставка "унизила и оскорбила их религиозные чувства". И они бросились защищать православие. Хочется спросить: где были эти люди двадцать лет назад, когда за проповедь православия сажали в тюрьмы и лагеря, а священники и иерархи той же самой РПЦ трусливо молчали?

Впрочем, приговором Таганского суда так называемые верующие не были довольны. Один из них, пресс-секретарь Союза православных граждан Кирилл Фролов, заявил журналистам, что предпочел бы, чтобы музейщикам дали условный срок. "Музей имени Андрея Сахарова существует на западные гранты. Они выплатят штраф и снова возьмутся за старое, – заявил он. – Мы не хотели бы, чтобы их посадили за решетку. Условный срок был бы лучшим решением проблемы".

Судья решил иначе. Его приговор – классический пример того, как осуществляется правосудие в России. Приговор обвинительный, без упоминания о позиции защиты. Приговор – компромиссный. Его, скорее, согласовывали на самом верху. С учетом возможных нехороших последствий для российской "демократии". А так вроде бы все довольны. Церковь защитили. Богохульников наказали. А то что правосудие в решении Таганского суда, как говорится, и "не ночевало", так это ничего. В Страсбурге разберутся.

Зоя СВЕТОВА 
"Русский Курьер"
 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования