Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ": Грехи, легенды и чувства. Вердикт Таганского суда в процессе "Осторожно: религия" как событие художественной жизни


В понедельник почти все музеи и галереи обычно закрыты. В этот понедельник главным событием художественной жизни должен стать вердикт Таганского суда в процессе "Осторожно: религия" (см. "Время новостей" от 17 марта). Каким ни будет решение суда, оправдательным или признающим вину, ясно, что на этом дело не остановится и художникам еще не раз придется доказывать свое право на свободное высказывание.

Выступления особо чувствительной общественности по поводу выставок, оперы и балета со всей очевидностью свидетельствуют о набирающем силу тренде. Отворачиваться тут нет никакого резона. Гражданские и другие права искусства ставились под сомнение на протяжении всей его истории. Среди радикальных оппонентов искусства имена весьма почтенные: Платон, Савонарола, Толстой. Пикеты, запреты, охота на ведьм в обличье современных художников -- рецидивы подобных эксцессов случаются и в наше время в самых веротерпимых уголках мировой цивилизации. Тысячелетнюю войну со всевозможными, часто выдающимися обвинителями искусство, если и не выиграло, то и не проиграло. Но подозрение в фундаментальной греховности с искусства не снимается.

Оно может и не иметь традиционно религиозного оттенка. В искусстве тревожит всякое отклонение от воображаемых норм. Именно этой теме посвящена проходящая последнюю неделю в Любляне выставка словенских и российских художников, которая так и называется -- "7 грехов". Название, конечно, ироническое. Имеются в виду не канонические семь смертных грехов, а семь самых стереотипных грехов восточных европейцев: утопия, коллективизм, непрофессионализм, цинизм, мазохизм, лень и преклонение перед Западом. Собственно, речь идет о проблемах и путях вхождения восточноевропейского искусства в мировое артсообщество. Кроме всего прочего, на человеческом уровне это ироническая реакция восточных европейцев на ироническое отношение Запада к Востоку.

Семичастная аналитика греха в экспозиционной реальности все же тяготеет к слитной греховности как таковой. Залы люблянской "Модерна Галерии", хотя и просторны, но все же тесны для приблизительно ста участников выставки. Работы теснят друг друга; живопись, объекты, инсталляции заслоняются тут и там стоящими видеомониторами. Кураторы Зденка Бадовинац, Игорь Забел и Виктор Мизиано -- сторонники общекультурологической, расширительной интерпретации искусства. Поэтому рядом с именами самых известных художников последних десятилетий -- от Монастырского и Пригова до групп "Эскейп" и "Радек" -- колоссы кино Иоселиани и Хуциев и модные музыкальные видеоклипы. Самый спокойный по экспозиции зал посвящен, естественно, лени ("Жил певчий дрозд", Пепперштейн, Алимпиев и т.д.). Логично и стройно выстроен зал утопии (Злотников, Колейчук, Захаров, Погачар, Драган Живодиев и др.) с видом из окна на утопическую инсталляцию -- кипятильник для изменения северобалканского климата русского люблянца Фишкина. Самый тесный и какофонический -- зал цинизма. Мешаются звуки словенских и питерских панк-групп, хихиканье Масяни и завывания группы "Лайбах". "Немцы" Михайлова "перемигиваются" с "Достоевскими" Монро, бурлит объект Сокова "Сердце Корвалана" и нагло выпячивает свою яркость полотно Звездочетова, символически изображающее все семь грехов.

Не сводятся ли все грехи к греху цинизма? Так или иначе они способны превращаться друг в друга, и этому имеются экспозиционные подтверждения. Отдельным грехам не хватает отдельных залов, иные совмещаются в одном зале. Это несколько мешает идентификации художников и их греховной принадлежности. Любопытно, что "Баррикада" Осмоловского -- документация акции 1998 года к юбилею событий мая 68-го -- попала в зал Преклонения перед Западом.

Выставка в Любляне встраивается в ряд выставок двух городов, таких, как "Париж -- Москва", "Москва -- Берлин", а теперь и "Москва -- Варшава". Последняя открылась на днях в Новой Третьяковке. На ней представлены польские и советские художники старшего поколения (подробнее см. "Время новостей" от 25 марта). Вслед за ней в ГЦСИ открылась выставка современных польских и российских художников "За красным горизонтом". Выставка в целом очень гармоничная, демонстрирующая художественное осмысление общего культурного и политического прошлого и схожесть путей перехода к новым условиям функционирования искусства. Как нам быть с общими утопическими ностальгиями (инсталляция Ирины Кориной), как обживать пространство нового культурного хаоса (фото, объекты и видео Георгия Острецова)? Но во взаимоотношениях двух соседних и в общем-то братских культур были, есть и вновь появляются детали едва ли гармоничные. Такую культурологическую деталь воспроизводил на открытии выставки перформанс Максимилиана Роганова. Молодой художник в экзотическом костюме с наклеенной бородой бродил по выставочному залу, периодически наклеивая на стены вывески с надписью "Улица Джохара Сусанина". В странном именном гибриде сплелись две малоприятные легенды из новейшей и давней истории. Как известно, Москва обижена на Варшаву за наименование одной из площадей польской столицы именем лидера чеченской независимости. В свою очередь нашим главным национальным праздником должен в этом году стать день 4 ноября. Годовщина освобождения Москвы от поляков. Очевидно, не случайно недавно, как раз к торжествам, где-то в Костромской губернии были обнаружены мощи Ивана Сусанина.

Кто и чьи таким образом задевает чувства? И виноваты ли опять художники в том, что чувства неизбежно задеваются? Мифы и предания -- неустранимая составляющая общественного сознания, и не вина художников, что у тех, кто отвечает за их использование на политическом уровне, очень часто не хватает по меньшей мере воображения. Этот недостаток воображения с большей или меньшей степенью таланта художники пытаются восполнить в силу своего дарования. Судить за это, выходя за рамки художественного суждения, совсем неумно.

Георгий ЛИТИЧЕВСКИЙ

28 марта 2005 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования