Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ": Сетевой опиум для народа. Встреча религиозных деятелей с властями не оправдала надежд государства. Священники не знают способов укротить Рунет


Бесконтрольность русскоязычного интернета, который именуют "Рунет", давно беспокоит чиновников путинской генерации. С одной стороны, число пользователей Рунета продолжает расти едва ли не в геометрической прогрессии. С другой, содержание его информационно-аналитических ресурсов слишком уж откровенно контрастирует с теми штампами, которые внедряет в сознание российских масс официальная телепропаганда. Короче говоря, Рунет попросту делает тщетными титанические усилия власти по созданию "позитивного имиджа" самой себя и вообще подрывает доверие к официальной пропаганде. Что из этого следует? А то, что информационную "черную дыру", постоянно "отравляющую" сознание миллионов россиян, причем самых "продвинутых", надо как-то прикрыть. Но как?

Неприличный вопрос

Не первый год власть ищет приличный ответ на этот неприличный с точки зрения демократии вопрос. Сначала околокремлевские политологи разрабатывали разного рода доктрины и концепции "духовно-информационной безопасности" страны. Затем стали звучать заявления об "оказании населению услуги по защите от негативных информационных воздействий". Наконец к решению "государственной задачи" решили подключить один из самых авторитетных общественных институтов - традиционные религиозные конфессии. Их представителей созвал на днях на конференцию "Религия и Церковь в информационном обществе" в московский "Президент-отель" министр информации Леонид Рейман.

Но, похоже, задача "без шума и пыли" поставить Рунет под контроль власти в принципе неисполнима. И религиозные конфессии практически отказались помогать Кремлю в решении этой деликатной и скандальной задачи.

Открывал мероприятие, естественно, министр. Его речь была построена по классической схеме: "Информатизация - это хорошо, но...". Среди основных "но" были названы: уход миллионов людей из реальной жизни в виртуальное пространство, разрушение традиционных коммуникаций между людьми, угроза душевному здоровью детей. Собственно, под лозунгом "Защитим наших детей!" и предложил министр религиозным лидерам объединить свои усилия с властью в благородном деле регулирования Рунета. "Необходимо духовное, религиозное освоение интернет-пространства", - призвал Леонид Рейман. Министр, правда, не указал ни одного конкретного способа такого "освоения", так что этот призыв приходится понимать в контексте основного мессаджа его речи: пора покончить с безграничным разгулом свободы в интернете, в том числе и посредством духовной цензуры.

"Вечные вопросы" на языке родных осин

Но религиозные деятели то ли не поняли министра, то ли оказались более трезвыми в своем отношении к виртуальной реальности. Первым министру ответствовал видный представитель самой традиционной российской конфессии - зампред Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) протоиерей Всеволод Чаплин. Он сразу развеял иллюзии относительно недостаточности "религиозного освоения" Рунета: в русской сети удельный вес информации о религии гораздо больше, чем в традиционных СМИ, сообщил протоиерей. Естественно, качество этой информации его не устраивает, потому что она носит в основном фольклорно-бытовой характер, уводя читателей от "коренных вопросов" о смысле жизни. Бурное "религиозное освоение" интернета о. Всеволод связывает исключительно с экономическими факторами: открыть свое издание в сети на порядок дешевле, чем выпускать на бумаге. Вот все кому не лень и занимаются "религиозной пропагандой" в Рунете. Далее зампред ОВЦС МП перешел к абстрактным материям, формулируя высокие задачи, но ничего не говоря о механизмах их исполнения. Он призвал, в частности, закрепить за верующими право "говорить о вечной жизни и спасении", даровать обществу "положительный нравственный идеал", сформулировать "самостоятельный глобальный проект" России, дать людям мотивацию "жить и работать". Вероятно, все это и составляет совокупный ответ Церкви на вопрос министра Реймана, как нам реорганизовать Рунет. После пастырского слова зампреда ОВЦС МП огорченный министр покинул зал, и форум продолжился без него.

Вверх тормашками

Впрочем, после ухода министра и началось все самое интересное. Безусловными "гвоздями программы" стали перекрестные выпады представителя Духовного управления мусульман Европейской части России шейха Фарида Асаддулина и знаменитейшего диакона, профессора Московской духовной академии Андрея Кураева ("МН" N 8, 2005 г.). Не называя имен, но используя вполне прозрачные намеки, шейх "наехал" на диакона с обвинениями в разжигании исламофобии через публикации призывов объявить "священную войну" христиан против мусульман. Между прочим, диакон Кураев - ведущая фигура религиозного Рунета. Форум, который носит его имя, неизменно занимает первые строчки в рейтингах религиозных интернет-ресурсов. Последователи "топ-диакона" объединены во множество сообществ и групп, живущих исключительно в виртуальном пространстве. И то, о чем говорил шейх, в отличие от того, о чем говорил министр, действительно заставляет задуматься о "рамках дозволенного" в интернете.

Так повелось, что рунетный интерактив, то есть возможность не только читать, но и писать на всеобщее обозрение все, что ты думаешь по поводу прочитанного, приобрел довольно брутальные формы. Около половины всех интерактивных сообщений, даже на самых приличных сайтах, кишит нецензурной лексикой и всевозможными личными оскорблениями. Когда эта брутальная стилистика проецируется на религиозные ресурсы, получаются чудовищные гибриды: запросто и безнаказанно оскорбляются чужие религиозные чувства, а проповедь своей веры непременно сопровождается размахиванием виртуальными кулаками в сторону "врагов". Некоторые интернет-издания пытаются ставить фильтры на "запрещенную лексику", но изобретено множество способов эти фильтры обходить.

Однако и эта проблема не трогает респектабельных представителей "самой традиционной" конфессии России. Тот же о. Андрей Кураев, приняв правила интерактивной игры, стал использовать их в интересах церковной проповеди. Он глубоко убежден, что такая проповедь возможна на любом языке, в том числе на брутальном наречии рунетного интерактива.

В своем слове ученый диакон вообще перевернул вверх тормашками тему конференции ("Религия и Церковь в информационном обществе"). По мнению о. Андрея, свидетельство Церкви о самой себе никак не корреспондирует с "информационным обществом". Разницу между информацией и свидетельством Церкви диакон выразил в виде афоризма: "Мы читаем утренние молитвы совсем не для того, для чего мы читаем утренние газеты". Получается, что Церковь, с точки зрения о. Андрея Кураева, в общем-то и не заинтересована в расширении своего "информационного пространства", и то, что происходит в интернете, ее мало волнует. Она "не от мира сего", а интернет, хоть он и виртуальный, "от мира", причем еще в большей степени, чем традиционные СМИ. На этом можно было бы и поставить точку, круг замкнулся: на конференцию позвали не тех участников - религия существует совсем в другом пространстве, нежели интернет.

О границах дозволенного

Но нет, все не так просто! Вера потому и вера, что она способна преодолевать те парадоксы, с которыми не может примириться рассудок. С одной стороны, Церковь не особо заинтересована в распространении информации как таковой, но с другой, она стремится рассказывать о себе на разных языках, разной аудитории - в том числе и на языке информации той аудитории, которая интересуется новостями. Настоящей Церкви, в отличие от "ведомства господствующего исповедания", должна быть неприемлема роль служанки власти в деле убаюкивания народной совести. А ведь, по сути дела, именно к этой роли пытались призвать ее высокие организаторы конференции в "Президент-отеле".

Досье МН

Религиозный Рунет, по разным данным, насчитывает от 3 до 6 тысяч сайтов. По сведениям, обнародованным на последних Международных Рождественских чтениях (январь 2005 года), православных сайтов в России насчитывается около 1600. Достаточно активны в Рунете мусульмане, протестанты и последователи новых религиозных движений.

Первые строчки в рейтингах религиозных ресурсов "Яндекс" и "Рамблер" занимают сайты "Православие. Ру" (информационно-аналитическое издание московского Сретенского монастыря на Лубянке, курируемое архимандритом Тихоном [Шевкуновым]) и "Ислам. Ру" (независимый исламский информационный канал, финансируемый предпринимателями из Дагестана). Весьма популярны "Форум Андрея Кураева" и несколько протестантских форумов. Из официальных сайтов религиозных конфессий наиболее рейтинговым является сайт РПЦ, а из светских интернет-изданий о религии - "Портал-Credo.Ru" и "Мир религий".

В поисковой машине "Яндекс" по состоянию на 22 марта 2005 г. зарегистрировано 1152 русских религиозных ресурса, число посещений которых достигает 400 000 в сутки. Это чуть менее 1% от общего количества заходов на русскоязычные ресурсы интернета.

Александр Солдатов
"Московские Новости"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования