Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"Московские новости" нашли "альтернативное православие" у митрополита-экстрасенса


Под названием "Другое православие" МН публикует интригующее интервью с "Митрополитом  Московским и Красноярским, главой объединенной Истинно-Православной Церкви (ИПЦ) Рафаилом (Леонидом Прокопьевым)".

"Новость дня" с точки зрения МН состоит в том, что, во-первых, в России существует православие, не имеющее отношения ни к Московской патриархии, ни к старообрядцам, ни к Зарубежной Церкви, и что, во-вторых, часть этого "нового" для нас православия ныне объединилась под омофором уважаемого м. Рафаила.

Содержательная часть интервью исчерпывается тем, что м. Рафаил указывает некоторые факты своей биографии (бывший советский военный советник в Сирии, раненый и ставший инвалидом под Бейрутом в 1983 г.) и заявляет о том, что вновь образованная "юрисдикция" является наследницей иосифлянской ветви Катакомбной Церкви. Никаких доказательств или хотя бы ссылок, подтверждающих это утверждение, в интервью не содержится. Отсутствует и хоть какое-нибудь описание объединившихся организаций и их истории. Стиль подачи материала напоминает интервью с законспирированным разведчиком, который в итоге так ничего читателю и не открывает, –  но  сенсацией является сам факт интервью...  Как известно, такой характер могут носить разговоры не только с разведчиками, но еще и с мошенниками-самозванцами, точно также не выходящими за пределы своей "легенды".

Собственное же "ДОСЬЕ МН" на эту тему состоит лишь в следующем:

"В российском Православии около 30 отдельных Церквей и еще больше самостоятельных епархий и приходов. Процесс его дробления идет до сих пор. У так называемых катакомбных Церквей догматы, правила, служебники, праздники те же, что и в Православии до 1917 г., как и в РПЦ МП. "Катакомбников" отличает "буквальность" отношений к заповедям Христа и братство прихожан. Они не поминают Алексия II как Первоиерарха, по-другому поминают власти, воинство, страну. В этом мире объединились 3 Церкви: Истинно-Православная Церковь (ИПЦ), Православная Кафолическая Церковь (ПКЦ), Русская Православная Соборная Церковь (РПСЦ - до 99 г. Русская ИПЦ) и самостоятельные епархии Белоруссии, Украины, России, в том числе от Русской Катакомбной Церкви (РКЦ). Новая Церковь получила название Истинно-Православная Церковь. Приходов в новой ИПЦ стало около 50, храмов - около 40".

Откуда редакцией получены все эти данные, и не от самого ли м. Рафаила, – читателю остается лишь гадать.

Для сколько-нибудь разбирающегося в православном вероучении и каноническом праве человека есть три вопроса, которые не могут не возникнуть в отношении некой новой организации, претендующей на церковный статус. Это ее исповедание, преемственность епископских хиротоний и то, с кем из известных церковных сообществ находится она в общении.

Заявляя о своей "катакомбности", новопоставленный митрополит, естественно, не может при этом не говорить о своем неприятии сергианства Московской патриархии и экуменизма. Но из его ответа на вопрос корреспондента о возможном возврате бывших иосифлянских храмов мы узнаем, что "...мы не стремимся у кого-то отобрать храмы. Ведь там служат Богу".  Т.е. что священноначалие вновь образованной ИПЦ, в отличие от исторических катакомбников и зарубежников (РПЦЗ), в отличие и от наиболее известных современных наследников Катакомбной Церкви (РПАЦ, т.н. "суздальцы"), не говоря уже о старостильных греческих юрисдикциях, признает, что и официальная Московская патриархия, несмотря на имеющиеся к ней претензии, является именно Церковью, в храмах которой "служат Богу". Это подтверждается и весьма оригинальной практикой взаимодействия этой новой альтернативно-православной организации с официальной РПЦ МП на местах: "Мы дружески относимся к Старообрядческой Церкви. У нас схожи священнические одеяния. Сотрудничаем и со священниками РПЦ, подменяли их по болезни в Калужской, Пермской епархиях, в Татарстане"...

Таким образом, реальное исповедание м. Рафаила оказывается именно экуменическим. Более того: говоря о пагубности сотрудничества Церкви с властями (с любыми властями вообще), интервьюируемый заявляет о неком "печальном опыте Церкви в Византии", т.е. становится на протестантскую точку зрения относительно "послеконстантиновской эпохи" и отвергает общеправославное учение о симфонии властей.

Сумбурность исповедных воззрений м. Рафаила оказывается очевидной даже на кратком материале интервью – но для более подробного представления о них информации недостаточно. 

Что же касается таких канонических аспектов, как преемство епископских хиротоний и вопрос о церковном общении, то об этом и сам митрополит, и редакция МН хранят гробовое молчание. Единственный генеалогический факт, прозвучавший в интервью, состоит в том, что "...мы - епископы из трех самостоятельных православных Церквей и отдельных епархий - заговорили о единстве в 96-98-м годах на совместных совещаниях епископатов".

Поэтому  нам ничего не осталось, как попытаться самостоятельно разыскать в русскоязычном Интернете какие-нибудь следы указанной "совещательной активности" целой группы катакомбных "епископатов". Искомая и весьма подробно и добросовестно изложенная информация обнаружилась на сайте "Православной общины латинского обряда".

И самое основное (для нашей темы), что мы оттуда узнаем – это историю хиротонии данного участника "совместных совещаний  епископатов в 96-98-м годах": "21 сентября 1997 года митрополит Амвросий, архиепископ Стефан и приехавший из Грузии епископ Моисей рукоположили во епископы Волоколамские, викарии Московской Епархии, ранее рукоположенного во священники и возведенного в архимандриты Рафаила (Прокопьева)". Так чьим же ставленником оказывается уважаемый герой интервью? Кто эти загадочные архиереи? А все очень просто. Там же мы узнаем, что

-- "близкий друг и духовный наставник свергнутого в 1991 году президента Грузии Звиада Гамсахурдия, архиепископ Никорцминдский Амвросий (Катамадзе), ... покинул свою страну и был изгнан своей юрисдикцией по чисто политическим причинам",

"30 марта 1997 года епископ Иоанн (Модзалевский), епископ Стефан (Линицкий) и архиепископ Амвросий (Катамадзе) хиротонисали во епископа ... Моисея (Ходжаву)"  

– и, самое главное, что "в июне 1996 года по благословению Патриарха Димитрия архиепископом УАПЦ Романом (Балащуком), бывшим ранее архиереем УПЦ КП, и епископом УАПЦ Мефодием (Кудряковым), также бывшим ранее архиереем УПЦ КП, был хиротонисан во епископы ... Иоанн (Модзалевский). 17 декабря 1996 г. епископ Иоанн и епископ Мефодий (Кудряков) в г. Тернополе хиротонисали во епископы ... Стефана (Линицкого). Эти двое епископов и передали в дальнейшем апостольское преемство всем остальным епископам РИПЦ".

Таким образом, уважаемый митрополит Рафаил (Прокопьев) оказывается ставленником самочинных украинских автокефалов (которые сами были таким же образом "поставлены" несколькими месяцами ранее) и одного запрещенного в священнослужении официальной Грузинской Православной Церковью епископа... Как с точки зрения Московской патриархии, так и с точки зрения действительных катакомбников, а также РПЦЗ и ее наследников, м. Рафаил (Леонид Прокопьев) – обычный самосвят и ставленник самосвятов! А со второй точки зрения – еще и экуменист, как наследник традиции вполне "экуменичных" украинских автокефалов, а отнюдь не иосифлян-катакомбников! Да еще и "сергианин" – как наследник, хоть и незаконный, официальной грузинской Церкви...

При этом его "круг общения" и указанной "совещательной активности" был и остается ограничен либо такими же самосвятами, как и он сам, либо запрещенными в священнослужении в своих юрисдикциях (как официальных, так и катакомбных) бывшими епископами... Само же это "епископское сообщество" в указанные годы непрерывно совещалось, делилось и "размножалось", вплоть до хиротоний ближайших родственников...

Однако даже и из этого сообщества уважаемый Леонид Прокофьев был очень скоро изгнан, ибо, как пишет на указанном сайте его бывший коллега, "преосвященный Рафаил не исполнил своего обещания, данного при присоединении к Церкви, о приведении своей деятельности в соответствие с учением Православия".

В чем же состоит эта его таинственная "деятельность"? Тут сразу бросается в глаза та действительная причина, по которой, по его же собственным словам, будущий митрополит Рафаил, после своего обращения к православию и ухода из армии в 1990 г., не пошел в Московскую патриархию: "В 90-м г.РПЦ не ответила на мое предложение создать целительский православный центр, меня поддержали в Русской ИПЦ..."

И возникает законный вопрос: а не рекламирует ли газета под видом "истинно-православного катакомбного митрополита Рафаила" широко известного в узких кругах целителя-экстрасенса Рафаила Прокопьева, основателя соответствующей московской "лечебницы"? Кстати, на дверях храма митрополита Рафаила (на московской улице Радио, дом 2) красуется немало соответствующих вывесок... 

* * *

Такое явление, как обращение к Православию в 90-е годы людей, имевших какие-то личные, глубоко им дорогие идеи, и не желавших расставаться со своими увлечениями, широко известно. Многие из них искали именно некой альтернативы православию официальному – но не по причинам религиозным, а надеясь реализовать под видом церковного нонконформизма эти свои личные пристрастия. Дело это понятное и по человечеству извинительное – только ни к Церкви вообще, ни конкретно к Катакомбной Церкви никакого отношения не имеющее... Остается лишь предположить, что кому-то сегодня крайне выгодно вместо рассказа о реально существующих наследниках Российской Катакомбной Церкви дискредитировать само это понятие.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования