Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ": С крестом и автоматом. У главного "силовика" Московской патриархии в генах любовь к армии. Если тронут святое, он готов участвовать в погромах


С крестом и автоматом

Поводом для этого интервью стал скандал. В феврале, в день праздника Сретения, бородатые православные "братчики" разбили статуи и иконы Божией Матери и порвали литературу центра религиозной организации "Церковь Божией Матери Державная". Инцидент сразу связали с именем главного "силовика" Московской патриархии протоиерея Димитрия Смирнова.

Немного подумав, о. Димитрий осудил погром, а заодно рассказал корреспонденту "МН" о деятельности возглавляемого им отдела Московской патриархии по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями.

- В СМИ появились сведения о вашей причастности к налету членов некоего "православного братства" на Центр русской духовности, принадлежащий Церкви Божией Матери Державная (шире известной как "Богородичный центр"). Каково ваше отношение к этому инциденту?

- При нашем храме есть и братство, и сестричество. Братство занимается поддержкой наших социальных программ, распространяет духовную литературу, торгует качественным лампадным маслом. Если бы вы увидели этих людей, вы бы поняли, что они не боевики.

Когда ко мне пришел представитель "Богородичного центра", который, как я потом выяснил, приходится зятем самому Береславскому (лидеру "богородичников"), я ему заявил: конечно, я сочувствую народному антисектантскому движению и предпочел бы, чтоб вас тут не было. Но экстремистские выходки не в моих правилах.

Я осуждаю эту акцию, ведь мы различаем сектантство как явление и самих сектантов как людей. Можно бороться с раком, но не бороться с самими онкологическими больными. Когда ко мне приходил представитель "богородичников", я смотрел в свое сердце и с радостью увидел, что никаких антагонизмов к нему не питаю.

- Тем не менее вы добиваетесь ликвидации этой "секты"?

- Естественно желать исчезновения таких явлений, как СПИД и туберкулез, проституция и торговля детьми. Секты, особенно тоталитарные, стоят в этом же ряду. Но ликвидировать секты можно только путем просвещения. Хотя, разумеется, их деятельность должна быть также поставлена вне закона путем разработок соответствующих правовых норм.

- А что вы думаете о разгроме выставки "Осторожно, религия!", который по форме напоминает то, что произошло с "Богородичным центром"?

- Я жалею, что не поучаствовал в разгроме этого кощунства. Хотел бы, чтобы меня тоже отдали под суд за это, - я разгромил бы, наверное, еще более основательно. Эти нелюди возбудили во мне такие чувства, что мне, человеку самой мирной профессии, хочется просто автомат взять. Я взрослый человек, и автомат не возьму. Но я понимаю, в скольких людях они возбудили такие же чувства. Зачем? С какой целью?

- Вы знаете ответ на этот вопрос?

- Нет, не знаю. Только знаю, что ими руководила ненависть к тому, что для меня свято. Если бы мы жили в Российской империи, каторга кощунникам была бы обеспечена.

- Но нынешняя Россия - светское государство.

- Что такое "светское государство"? Три мужика в Беловежской пуще собрались, выпили - раз, и пятая часть территории отлетела. Я тоже вполне светский человек, не монах. Я хожу в церковь, служу там. Что это меняет? У меня образование получено в светском учебном заведении. Что я, вышел из пещеры? Кто мне растолкует, что значит "отделение церкви от государства", если я гражданин России, если я плачу налоги?..

Я вчера в Думе был. Что значит отделение церкви от государства, если я участвую в разработке законов этого государства? Это бред французской коммуны, который нам искусственно навязан, как клише. Вы хотите, чтобы у нас было демократично? Тогда надо убрать из нашей жизни театр абсурда.

- А бить художников - это не значит укреплять воинствующий атеизм?

- Нет. Я тоже могу создать такую инсталляцию, что мир содрогнется. Разные национальные группы, самые даже могущественные, охнут - у них волосы вылезут от того, какую штучку можно создать. Над православием глумиться можно, а над какой-то другой религией нельзя?!

- Надеюсь, вы не выступаете за то, чтобы у всех были равные права глумиться над другими религиями?

- Нет, но нелюдям объяснить, доказать ничего нельзя - их можно только судить. С ними диалог невозможен. Они делают это намеренно и играют в непонимание.

- Если суд оправдает организаторов выставки "Осторожно, религия!", что вы будете делать?

- Узнаю, что еще раз будет такая выставка - приеду и разгромлю ее лично. И пусть меня судят за очередной разгром.

- Расскажите, пожалуйста, о вашем отделе. Сколько здесь работает человек, есть ли региональные, епархиальные подразделения?

- В каждой епархии - свой отдел. Административной власти Синодальный отдел над ними не имеет. В отделе - 50 человек. Из них дюжина священников.

- Как вы себе представляете институт военного духовенства в России?

- Как это было до революции. Надо, чтобы священник был человеком от Церкви, а не от армии.

- А кто будет финансировать таких священников?

- Государство. Священники постепенно снизят уровень дедовщины, суицида, дезертирства, поднимут христианский дух. Это польза? Польза. У нас количество военных психологов больше, чем в американской армии. А результат?

- Но ведь где человек получает деньги, там он и служит. Если священники будут иметь государственную зарплату...

- Государство перечисляет средства Православной Церкви на эту работу, а Церковь на каждого приходского священника возлагает дополнительную нагрузку.

- В Думе никто пока не готов облечь вашу инициативу в форму законопроекта?

- Сейчас сама Церковь не готова к этому - у нас недостаточно еще кадров. Нужно, чтобы в армии, особенно в тюрьме, трудились энтузиасты.

- А сколько полковых священников сейчас?

- Всего священников, трудящихся в армии, около 2000 человек.

- Вы не чувствуете себя инородным телом среди "силовиков"?

- Я русский. А Русь - это значит военная дружина. У нас в генах любовь к армии. Для нас любая война - священная война. У меня дедушка служил в гусарском полку. Я мог бы стать военным. Просто советская действительность была душевно неприемлема, а служба в армии была заидеологизирована до крайности.

- Не опасаетесь ли вы, что если посещение храма, окормление священника будет внесено в распорядок жизни воинской части, то представители других конфессий, те же мусульмане, будут вынуждены этому распорядку подчиняться, и получится абсурдная ситуация? Ведь действительно православного духовенства сейчас в армии больше, чем иноверческого.

- В армии больше двоих всегда ходят строем. Не только в церковь, но и в столовую. Солдаты не могут ходить не строем. У нас в армии представлены только две религии - православие и ислам. Мусульман 5 - 7%. В методику подготовки армейского священника входит тема взаимоотношений с мусульманами. Они должны быть подчеркнуто любовные. Если мусульманину нужна какая-то помощь - священник должен помочь. Если мусульманину нужно пообщаться с муллой, то священник должен это обеспечить.

- Какова сейчас законодательная база для работы духовенства в армии?

- Просто закон о свободе совести. Священник пришел - его пустили. Он спрашивает: "Можно побеседовать с солдатами?" - "Да, пожалуйста".

- Содержание 50 сотрудников требует немалых средств. Вряд ли они в церковном бюджете есть. Как сейчас финансируется ваш отдел?

- Постоянного церковного бюджета нет вообще. Но все-таки Московская патриархия нас снабжает. Еще бывают частные пожертвования - на оргтехнику, например. Один раб Божий подарил нам автомобиль.

- На днях состоялся пикет православной общественности против посягательства на ядерный суверенитет России. Вы бываете в воинских частях, знакомы и с ракетными войсками. Насколько надежно охраняются ядерные объекты? Действительно там есть коррупционная опасность?

- Это очень легко проверить. Пускай самая лучшая подготовленная диверсионная группа из США попробует туда попасть. То, что общественность выступила, - это нормально. Американцы - наивные, они думают, что вот прям щас все будет, как они сказали. Пока есть РВСН, мы какое-то время поживем так, как мы хотим. Если этого рода войск не будет - придется кланяться. Но это еще не все. Есть "фактор Господа Бога". Даже жизнь отдельного человека - в Его руках, а не в руках того, кто целится из пистолета. А люди этого не учитывают.

Александр Солдатов

18 марта 2005 г.

Досье МН

Протоиерей Димитрий Смирнов родился в Москве в 1951 году. Окончил художественно-графический факультет пединститута и Московскую духовную академию. С 1991 года настоятель храма Св. Митрофана Воронежского в московском Петровском парке, позже стал настоятелем еще восьми храмов. Председатель отдела Московской патриархии по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, проректор Свято-Тихоновского университета, декан факультета православной культуры Академии Ракетных войск стратегическго назначения. Женат, имеет дочь.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования