Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ГАЗЕТА": Российские мусульмане создали светское движение


Во вторник в России было объявлено о создании первого светского неполитического и нерелигиозного проекта, призванного объединить всех мусульман страны. Участники движения, получившего название "Российское исламское наследие" (РИН), намерены противодействовать массовому превращению исламской молодежи в экстремистов и обеспечить исламскому сообществу страны достойное место в социуме и информационном пространстве.

"Не человек с ружьем" и не "старик в халате"

РИН стал первым оформившимся в России светским движением мусульман, заявившим о своей готовности представлять исламское сообщество перед властью и организовывать жизнь самой исламской части российского общества. По мнению организаторов этого проекта, муфтияты, существовавшие в России с ХVIII века и окончательно перессорившиеся друг с другом в 90-х годах века прошлого, с этой задачей не справились. То же самое можно сказать и об Исламской партии возрождения и Союзе мусульман России, к настоящему времени фактически прекративших свою работу. Между тем представители РИН утверждают, что впервые в России ими сделана попытка "презентации" мусульманина не в качестве "человека с ружьем" или "старика в халате", а в качестве готового к интеграции гражданина и патриота. Как рассказал во вторник один из организаторов проекта РИН, член правления международного Фонда поддержки демократии и социального прогресса Шамиль Бено, активисты движения вот уже полгода работают в 42 регионах страны. РИН, по его словам, создавался по итогам консультаций с членами мусульманских общин по всей стране. Они показали, что многие российские мусульмане разочарованы в действиях официальных муфтиятов. Кроме того, они устали как от многолетнего навязывания им различными зарубежными проповедниками нетрадиционных для России форм ислама, так и от нескончаемого потока огульных обвинений в терроризме со стороны отечественных СМИ. Муфтияты, по словам Бено, в этой ситуации "не справились с задачами, поставленными перед ними в том числе и властью: они никого не объединяют, не представляют и не дают своим прихожанам ни социальной, ни информационной защиты". "Дело муфтиев - мечети, а организация жизни мусульман - дело самих людей", - полагает Шамиль Бено. В связи с этим через полгода активисты РИН планирует завершить составление подробной "карты российского ислама": в этом документе будет точно указано, в каких регионах проживают российские мусульмане, сколько их, какие они испытывают проблемы и какова их социальная активность.

"На Кавказе между властью и молодежью возникла пропасть отчуждения"

Член Совета Федерации от Чеченской республики Умар Джабраилов, в свою очередь, напомнил, что десять лет чеченской войны обернулись не только разорением этой республики и "воспламенением" всего Северного Кавказа, но и тем, что за это время выросло целое поколение чеченской молодежи, которое не говорит по-русски и для которых Россия - "чужая страна". "Ни Министерство образования, ни Министерство культуры, ни демократы, ни КПРФ, ни "Единство" - никто не осуществил на Кавказе ни одного социально значимого проекта", - заявил Джабраилов. Он уверен, что силами РИН на местах удастся сделать больше, чем чиновникам и партиям. Если же, по словам Джабраилова, та "громадная пропасть отчуждения, которая возникла на Кавказе между молодежью и властью", не будет ликвидирована, то "разрушение России начнется именно с Кавказа".

Российские мусульмане как "инновационный материал"

Председатель Исламского комитета Гейдар Джемаль, соучредитель РИН и один из самых авторитетных мыслителей на всем исламском пространстве России, пояснил ГАЗЕТЕ, что светское неполитическое движение должно стать важнейшим элементом интеграции мусульман в российское общество. "В России, - говорит Джемаль, - мусульмане вполне могут служить инновационным человеческим потенциалом, особенно учитывая их громадное патриотическое чувство и стремление к социальной справедливости и преодолению проблемы бедности". Для Европы, считает Джемаль, таким "инновационным потенциалом" в свое время были "вышедшие из гетто евреи". "Маркс, Фрейд и Эйнштейн не могли возникнуть в гетто, - заявил Джемаль ГАЗЕТЕ. - Они продукт диаспоры. Российские мусульмане тоже должны выйти из гетто и стать диаспорой, но сделать это они могут только ценой напряжения всех своих сил".

Надежда Кеворкова

15 марта 2005 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования