Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НГ РЕЛИГИИ": Епископ Маркс борется с бедностью. Христиане Германии обеспокоены не только духовным состоянием общества, но и "необузданным капитализмом"


Видные представители Католической и Евангелической Церквей Германии серьезно обеспокоены нынешним духовным состоянием общества, его религиозным кризисом. Значительное изменение немецкой конфессиональной среды началось с объединения Германии, хотя соотношение католиков и протестантов в стране остается примерно равным (соответственно 26,6 и 26,3 млн.).

Согласно последним исследованиям, религиозными людьми считают себя только 39% немцев, примерно столько же относят себя либо к атеистам, либо "скорее к неверующим". Даже в таком оплоте католицизма, как Бавария, "скорее религиозными" называют себя только 50% опрошенных.

В значительной мере это связано с общими кризисными явлениями современного общества в ФРГ. Проводимые в стране социально-экономические реформы носят радикальный характер, меняют привычные устои жизни и социальной стабильности. Их последствия сказываются на настроениях миллионов немцев. При этом наиболее сильно удручает безостановочный рост массовой безработицы, от которой сейчас страдают более 5,2 млн. человек.

Согласно опубликованному в начале марта правительственному докладу, ниже уровня бедности в богатейшей стране Европы живут более 11 млн. человек, или 13,5% населения. Еще одним фактором, раздражающим общество, является обогащение экономической элиты. Именно в период социально-экономических неурядиц многие ее представители отличаются безудержной жаждой наживы и утратой сознания социальной ответственности перед обществом.

Церковь, по мнению председателя Конференции католических епископов Германии кардинала Карла Лемана, должна "вернуть себе высокую степень доверия", поскольку она не может стоять в стороне от острых проблем общества. Не удивительно, что представители обеих основных конфессий страны в последнее время явно усилили внимание к социальным, экономическим и политическим аспектам жизни. Буквально на днях в Дуйсбурге глава Евангелической Церкви земли Северный Рейн-Вестфалия Николаус Шнайдер заявил: "От имени Всевышнего я заявляю: эксплуатация, жадность и алчность отвратительны, ибо они несут семена смерти и разрушения".

Впервые я получил представление о причастности Католической Церкви к социальным проблемам трудящихся много лет назад, будучи корреспондентом газеты "Труд" в Западной Германии. Однажды на съезде Объединения немецких профсоюзов в Штутгарте ко мне обратился немецкий коллега-журналист и сказал, что со мной хотел бы познакомиться патер Базилиус...

Вскоре мы уже сидели за кофе, присматриваясь друг к другу. Священник был одет в обычный черный костюм и черную рубашку с пасторским воротничком. Он оказался на удивление живым и остроумным собеседником. "Как это вы так сразу согласились встретиться со мной? - начал он. - Все-таки я католический священник-доминиканец, вдруг завербую, обращу вас в свою веру. Или вы уже успели связаться с Москвой, получить разрешение от КГБ?". Мне ничего не оставалось, как успокоить его и сказать, что "разрешение есть".

Священник расспрашивал, чем занимаются у нас профсоюзы, могут ли в них состоять верующие, "если такие вообще остались при коммунизме". Я же, наслышанный о Евангелической Церкви, как "более близкой к жизни", узнал, что Католическая Церковь тоже не чурается актуальных социальных проблем и стремится воздействовать на пути их решения с помощью своего авторитета. Потом мы не раз встречались и беседовали на разных профсоюзных мероприятиях, на которых он почти всегда присутствовал.

Однажды он пригласил меня в "свою монастырскую келью", пообещав угостить кофе. Но, когда я собирался в доминиканский монастырь Сант-Августин под Бонном, мне позвонили и предупредили, что визит отменяется, а по всем интересующим меня вопросам следует обращаться в Объединение писателей-католиков. На форуме христианско-демократического крыла немецких профсоюзов патер Базилиус рассказал мне, что начальство перепугалось и запретило принимать советского журналиста в монастыре. Позже я узнал, что этот священник был известным богословом и принимал участие в разработке социального учения Католической Церкви.

Сегодня среди католических богословов Германии, активно обсуждающих социально-политические проблемы, звучат уже другие имена. Например, в настоящее время весьма авторитетным является епископ Рейнгард Маркс. Это не родственник основоположника революционного социально-экономического учения Карла Маркса, а всего лишь его однофамилец, которого несколько лет назад Папа Иоанн Павел II назначил главой Трирской епархии.

Рейнгард Маркс - один из самых молодых прелатов Католической Церкви в Германии. Его карьера началась в индустриальном центре Рура - Дортмунде. Там он в 28 лет стал духовным наставником городской организации Христианско-Демократического союза, ее целью было привлечение верующих к активной политической и профсоюзной деятельности. Сейчас ему чуть более пятидесяти, епископский сан получил в 42 года и поначалу был епископом в городе Падерборн. Одновременно с этим он стал профессором в Падерборнском университете на кафедре, занимающейся проблемами христианского социального учения.

Маркс зарекомендовал себя как весьма образованный, современный и гибкий деятель Церкви. Он не уклоняется от дискуссий даже по таким острым для Католической Церкви темам, как аборты и однополые браки. Но наибольшую известность он приобрел как выразитель довольно смелых для католика представлений в отношении проблем социальной и экономической политики.

Воззрения Католической Церкви, политически тесно связанной с Христианско-Демократическим и Христианско-Социальным союзами, зачастую считаются более консервативными и несовременными по сравнению с представлениями протестантов. Тем более что Евангелическая Церковь сыграла большую роль в событиях 15-летней давности, приведших к падению режима в ГДР и объединению Германии. Однако именно в социальной сфере идеи католических кругов тоже претерпевают изменения. И в этой связи очень интересны взгляды Рейнгарда Маркса на процесс и последствия социально-экономических реформ, которые Трирский епископ изложил в феврале в обширном интервью на страницах газеты "Вельт".

Впрочем, епископ Маркс и до этого выступал за то, чтобы Церковь "критически взглянула" на процесс глобализации. По его мнению, в современном капитализме существует опасная "тенденция подчинять все диктату экономических интересов". Епископ утверждает, что сведение всех жизненных ценностей к экономике не может довести до добра.

Рейнгард Маркс считает, что католическое социальное учение с его представлениями о жизни общества является в высшей степени современным. Что же касается понятия "справедливость", несмотря на то что в учении Церкви это слово встречается не столь часто, оно остается принципиальной идеей, важным ориентиром в таких вопросах, как индивидуальность и солидарность.

"Поэтому мы также говорим о необходимости политической справедливости. Рамочные условия должны обеспечивать людям равные шансы в зависимости от их возможностей". Это звучит почти по-марксистски, но для Рейнгарда Маркса речь идет об общем благе, а не о "справедливости распределения".

Касаясь чрезвычайно болезненной проблемы массовой безработицы, епископ Маркс считает реформу рынка труда в принципе правильной, но ее последствия требуют быстрой и гибкой корректировки. По убеждению епископа Маркса, "главная стратегия должна состоять в том, чтобы люди имели работу. Именно безработица является существенной причиной бедности. Поэтому я и настаиваю на том, что мы нуждаемся в общественном содействии труду. Современная эффективная налоговая система относится к центральным темам социальной справедливости. Те, кто больше имеет или больше зарабатывает, должны и больше отчислять на нужды государства".

В реальности "общественная поддержка труда", к которой призывает епископ Маркс, не может обойтись без финансового участия государственных и коммунальных структур в интенсификации экономики, создании новых рабочих мест. Это не просто, резюмирует он, "но инвестировать в труд всегда лучше, чем в безработицу".

Евгений Григорьев
Фото с сайта
www.uni-trier.de
"НГ-Религии"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования