Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ": Богу - небогово. Мусульмане выступили против обучения по конфессиональному принципу. Власти их поддержали, РПЦ в недоумении


 В Московской патриархии до сих пор не могут определить своего отношения к неожиданному, "предательскому" заявлению "братьев-мусульман". В начале марта Совет муфтиев России провел в Москве расширенное совещание, посвященное проблемам исламского образования. Его итогом стало короткое, но совершенно сенсационное обращение к президенту, правительству и Федеральному собранию РФ. Основная идея обращения - ни в коем случае нельзя в российских школах преподавать религию по конфессиональному принципу, то есть отдельно православие для православных, ислам для мусульман, буддизм для буддистов и т.п. Нельзя делить классы и учебники по этому принципу, нельзя допускать к образованию профессиональных служителей культа.

Растерянность Московской патриархии вызвана не только и не столько тем, что раньше официальное руководство мусульман России в целом поддерживало инициативы православных по внедрению религиозного образования. Главная причина растерянности - демонстративная поддержка, оказанная Совету муфтиев на самом высоком уровне российской власти. На совещании, принявшем скандальное обращение, присутствовали советник Администрации Президента РФ по религиозным вопросам Алексей Гришин, главный религиозный эксперт российского правительства Андрей Себенцов, руководитель отдела Минюста по регистрации религиозных организаций Виктор Королев, высокопоставленные представители МВД и Министерства образования. Такой "видеоряд" не оставляет сомнений: с принудительным внедрением "Основ православной культуры" решено покончить на самом верху, и настоящие "государственники" теперь те, кто выступает против такого внедрения.


Недоглядели


Но как же могли в Московской патриархии "недоглядеть", упустить из виду назревающую опасность? Скорее всего, для руководства РПЦ не составляло секрета недовольство отдельных чиновников клерикализацией образования. Активная поддержка, которую власть на протяжении многих лет оказывала всевозможным церковным инициативам, притупила бдительность, к слухам о грядущей деклерикализации никто не отнесся серьезно. И вот это свершилось - Московскую патриархию вынуждают отступить и пересмотреть свою концепцию религиозного образования. Причем власть решает эту деликатную задачу руками мусульман - дабы придать возможным протестам православных характер "межконфессионального противостояния". А его в РПЦ опасаются гораздо больше, чем тактического конфликта со светской властью.

Торпедированная концепция Московской патриархии содержала множество противоречий. Прежде всего предлагалось определять, какой вере учить того или иного ребенка, исходя из его национальной (или, эвфемистически выражаясь, "культурной") принадлежности. Но ведь далеко не всегда национальная принадлежность определяет религиозную, к тому же есть множество детей от смешанных браков, а российские дети в массе своей вовсе не религиозны. Кроме того, предлагалось обучать детей религии не факультативно, а в рамках основной школьной программы. Представим теперь, что в каком-то классе на 30 условно православных детей приходится один условно мусульманский. Вряд ли ради него одного кто-то станет приглашать специального исламского учителя. Значит, условно мусульманский ребенок будет вынужден изучать православие. И наконец, за неимением светских учителей православия религиозный предмет преподавали бы представители религиозных организаций - то есть батюшки и матушки. А это обстоятельство превращало бы российскую школу в клерикальную, то есть уничтожало бы принцип отделения школы от церкви.

Не говоря уже о том, что принудительное обучение религии неизбежно вызвало бы отторжение детей и молодежи от церкви. Ее притягательность в советскую, например, эпоху - результат запретов, гонений, ореола таинственности, окружавшего церковь. Когда тайну выносят на площадь и начинают втюхивать каждому прохожему, она превращается в свою противоположность.



Ислам - за Конституцию


Инициатива мусульман важна еще и потому, что не так уж и часто в современной России духовные лица ратуют за конституционные принципы отделения церкви от государства. В большинстве случаев они стремятся это отделение прямо или косвенно преодолеть, в чем, кстати, немало преуспели. В рамках созданного Московской патриархией Межрелигиозного совета России мусульмане постоянно поддерживали разные предложения православной стороны по клерикализации государства. Поэтому нынешний их поступок выглядит прямо-таки как демарш, как односторонний разрыв негласного договора с РПЦ выступать "единым фронтом" перед лицом государственной власти. Иными словами, Совет муфтиев России пошел на "сепаратный сговор" с Администрацией президента, скрыв его подготовку от своего главного конфессионального партнера.

Как удалось выяснить корреспонденту "МН" в Совете муфтиев России, текст обращения к президенту, правительству и парламенту составил имам Марат Муртазин, ректор Московского исламского университета. Подготовка документа велась в тесном взаимодействии с Алексеем Гришиным, религиозным советником Администрации президента. Алексей Гришин уже "засветился" в разных околоисламских проектах. Весной прошлого года он с одним из разработчиков скандального проекта "Русский ислам" (проект по созданию национального движения русских мусульман под эгидой полпредства президента в Приволжском округе) объезжал мусульманские регионы Поволжья и особенно активно интересовался проблемами религиозного образования.

Марат Муртазин, арабист по образованию, давно и тесно связан с разными важными государственными органами. Еще в советский период он занимал деликатные должности в арабских странах, установив, в частности, тесные контакты с руководством Ливийской Джамахирии. С весьма жесткой критикой клерикализации образования в светской школе он выступил год назад, заявив, что само создание исламского университета в Москве обусловлено "активнейшей деятельностью Русской православной церкви по введению в школах православной культуры: мы представили, что священники придут в классы, где будут сидеть не только Иваны и Марьи, но и Али, и Ахмеды - это ведь будет христианизация школы".

Между прочим, слово "христианизация" с особым придыханием повторяли участники заседания в Совете муфтиев в самых разных контекстах. Например, муфтий Нижегородской области, где традиционно много татар, Умар Идрисов очень напугал коллег "новой волной христианизации татар" в случае введения на Нижегородчине "Основ православный культуры". Предыдущая волна христианизации татар привела к появлению особого народа - кряшен - и к массовой гибели татар, не пожелавших войти в состав этого народа. Но и в "исламизации" светского образования муфтии видят опасность. Так, промосковский муфтий Чечни Ахмед Шамаев подверг критике промосковского же президента Чечни Алу Алханова за то, что тот поспешно ввел во всех чеченских школах основы ислама. Муфтий выступает против превращения Чечни в моноконфессиональное образование, которое мало чем будет отличаться от Ичкерии.

Руководитель отдела культуры Национальной организации русских мусульман Джаннат-Сергей Маркус считает, что решения совещания в Совете муфтиев поддержат представители всех религиозных объединений России, а также гуманисты и атеисты. Даже в РПЦ найдется немало сторонников разделения светского и духовного образования, слияние которых повредит прежде всего самой церкви. За доказательствами можно сходить не так уж далеко: вон в октябре 1917 года Закон Божий преподавался во всех русских школах.


ДОКУМЕНТ


Обращение Совета по исламскому образованию при Совете муфтиев России к президенту, правительству и Федеральному собранию РФ.

В связи с внесением изменений и дополнений в Закон РФ "Об образовании" Совет муфтиев России (СМР) обращается к органам государственной власти с предложением учесть позицию СМР, которая заключается в следующем:

1. Преподавание знаний о религиозной культуре в государственной и муниципальной школе должно осуществляться без разделения учебников и учащихся по конфессиональному признаку.

2. Обучение религии религиозными организациями в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений может привести к непредсказуемым результатам, особенно в регионах со смешанным характером населения.

3. Лицензирование образовательной деятельности религиозных образовательных учреждений должно осуществляться государственными органами по согласованию с уполномоченными органами, утвержденными соответствующими централизованными организациями.

4. Негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, учрежденные централизованными религиозными организациями, имеют право осуществлять образовательные программы по подготовке служителей культа.

Александр Солдатов
"Московские новости"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования