Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ASIA NEWS": Ливанская модель для Ближнего Востока


Мирная революция последних дней, происходящая в Ливане, имеет огромное значение для страны и в целом для будущего Ближнего Востока. Она может стать катализатором для демократических преобразований в регионе в целом. Не будет преувеличением сказать, что Ливан сегодня стоит перед наилучшей возможностью в своей истории изменить свою историческую судьбу к лучшему, и этот шанс не должен быть упущен. Очевидно также, что все, что свидетельствует об этих возможных переменах, должно быть поддержано международным сообществом, в первую очередь, США, Европой и арабским миром.

Прежде всего, рассмотрим значение последних событий собственно для Ливана.

а) События последних недель вернули Ливан к ситуации, существовавшей в стране до 1975 года (начала гражданской войны). Впервые за многие годы межрелигиозные противоречия и разделения начали стираться. Революция началась с христианской общины, затем вовлекла в свой поток друзов, после убийства Рафика Харири к ней присоединились мусульмане-сунниты. Только шииты вплоть до настоящего времени остаются в стороне. Препятствия межрелигиозного плана все активнее преодолеваются. Например, христиане приходят молиться на могилу Харири. Они творят молитву и в мечетях, где каждый желающий может получить экземпляр Корана. Христиане берут Коран и читают эту книгу. Как символ единения многие ливанцы держат крест в одной руке, Коран - в другой, а на голове носят традиционный головной убор друзов. Эта волна эмоционального межрелигиозного единения захватила и политиков. Месяц назад лидер друзов Валид Джумблат пришел в иезуитский университет Сен-Жозеф в Бейруте и попросил прощения за массовую резню христиан, устроенную друзами во время гражданской войны. "Когда сирийцы убили Камаля Джумблата, моего отца, мы знали, что он ни в чем не был виноват. Но мы использовали это как повод для резни среди христиан. Мы совершили это и теперь искренне просим прощения".

б) Ливанское движение является мирным, у оппозиции существует ясное понимание своих перспектив и целей. Оно бескомпромиссно в отстаивании своих целей, но при этом не скатывается до насилия. Значительное достижение ливанской оппозиции состоит также и в том, что результатом последних дней стало восстановление самоидентификации ливанского общества как единого целого.

Необходимость диалога

Для Ближнего Востока сегодня воистину уникальный шанс на будущее. Ирак предпринимает шаги по пути к демократии, хотя насилие в стране продолжается. Новые явления наблюдаются и в Палестине, руководство которого предпринимает усилия по разрешению своих проблем с Израилем на путях прагматичных подходов к ним. Тенденция, которая проявилась в Ливане, показывает, что диалог может быть результативным, а решение проблем с помощью силы бесперспективно. Но для того, чтобы эта тенденция укрепилась, необходимо соблюсти следующие условия.

Нужно решить внутреннюю проблему Ливана. Всем гражданам важно совместно обсудить, что они хотят от этой страны, почему в ней было так много насилия, почему каждая из религиозных групп апеллирует к внешней помощи (христиане - к Франции и Европе в целом, сунниты - к Саудовской Аравии, шииты - к Ирану, а друзы - к тому, кто в данный момент сильнее - то к Сирии, то к Великобритании, а ныне - к США). Ливану необходимо найти такое решение, в результате которого не окажется ни выигравших, ни проигравших, и это решение - подлинная и полная независимость.

Также надо разрешить и возможные проблемы с Сирией. Дамаск должен доказать, что он признает Ливан как суверенное государство в его нынешних границах. Между Ливаном и Сирией никогда не было обмена послами. Даже система связи между двумя странами едина: для того, чтобы позвонить из Ливана в Дамаск, нужно набрать лишь код города, без набора международного кода. Но как можно не признавать страну после более чем 60 лет независимости? Необходимо принять к действию международный принцип нерушимости границ. Но это приедет еще к одной проблеме.

Израиль

Великая несправедливость, существующая на Ближнем Востоке, заключается в том, что Израиль по-прежнему оккупирует палестинские территории. И пока Израиль (и вместе с ним США) не будут признавать границы соседних государств, мира на этих землях не будет. Ведь в Дамаске вполне резонно могут заявить: почему мы должны признавать, скажем, Ливан, когда Израиль не признает границ соседей, оккупируя, в частности, сирийские Голанские высоты, Палестину и Западный берег Иордана? И почему молчит пресловутое международное сообщество?

Нам в Ливане кажется, что США делают очень много для того, чтобы единолично определять современное мироустройство. Из этого также вытекает то обстоятельство, что решения ООН применимы к каким-либо иным странам, но только не к Израилю. А какое право, например, имели США категорично заявлять, что Иран не должен иметь атомной бомбы, в то время как США могут обладать таким оружием. Все это наводит на мысль, что существует лишь право более сильного устанавливать свои законы и порядки. И Сирия руководствуется именно этой логикой по отношению к Ливану.

Американо-европейский Союз

Мирная ливанская революция только в том случае может иметь успех и стать катализатором демократических перемен на Ближнем Востоке, если США и Европа решат применить те принципы, на которых они строят свою внутреннюю жизнь, на международном уровне.

Несмотря на то, что США сегодня - сильнейшая мировая держава, мы на Ближнем Востоке ощущаем большую близость к Европе. Наши народы в большей степени доверяют Европе, нежели Соединенным Штатам. Но на сегодняшний день это мало чем обоснованное доверие. Европа погрязла во внутренних проблемах, в деле формирования пока еще весьма расплывчатой общеевропейской идентичности. У нее нет также супермощной армии и потому она вынуждена примкнуть к более сильному. Но с распадом СССР Европа уже может выступать в роли противовеса США. Для нас невозможно решить иракскую, палестинскую, либо ливанскую проблему без вовлечения в нее Европы. Альтернативой этому может быть только международная диктатура, хотя и благоприятная, для части жителей Америки. США всегда становятся крайне щепетильными, когда дело касается Израиля, они постоянно используют право вето в отношении решений ООН, затрагивающих интересы еврейского государства. И ни одно правительство однозначно не высказывается по этому вопросу. Мы платим большую цену за такой европейско-американский заговор молчания. Если же мы хотим более демократичного Ближнего Востока, система международных отношений должна быть более уважительной к правам всех народов.

О выводе сирийских войск

Все вышесказанное, безусловно, предполагает вывод сирийских войск и спецслужб из Ливана. И это больше, чем просто шанс. Даже среди самих сирийцев (а в этой стране инакомыслие не допускается) многие люди приветствовали вывод войск и выступали против сирийского присутствия в Ливане. Официальный Дамаск также прекрасно осознает, что ливанцы настроены активно против оккупации страны. Но перевода контингента в долину Бекаа отнюдь не достаточно. И даже если Сирия отведет войска за пределы Ливана, проблема останется: ведь всегда найдутся ливанцы, готовые за долларовую наличность продать свою страну. Вот почему я считаю, что первым шагом должно стать национальное согласие. А вторым - диалог с Сирией. И именно на этой стадии надо подключать США и Европу, поскольку у Ливана недостаточно собственных сил и влияния для двусторонних контактов с соседом. Для того, чтобы заставить Сирию соблюдать международные договоренности и вступить в диалог, нужна более влиятельная и мощная сила.

Все видные деятели Ливана, начиная с маронитского патриарха Насраллы Сфейра, заявили, что они выступают за вывод сирийских войск, но хотят остаться с сирийцами друзьями. Друзская община придерживается такого же мнения. Но для того, чтобы придать этому прочную основу, необходимо принудить Сирию к диалогу. И я считал бы в этой связи полезной экономическую помощь Сирии со стороны международного сообщества, подобно той, которую Израиль просит у США для своих поселенцев, эвакуируемых из сектора Газа.

Арабский мир и демократия

Арабскому миру явно не хватает политической решительности. Всякий раз, оказываясь перед необходимостью принятия непопулярных решений, он предпочитает прятать голову в песок. Хотя на нашем арабском пути демократии и прогресса противоречий куда больше, чем, скажем, в Европе. В настоящее время на Ближнем Востоке все более возрастает поддержка мирного решения иракской и палестинской проблем. Те, кто выступает за насилие, – это исламские фундаменталисты, угрожающие даже самим арабским государствам. Нынешнее стечение политических обстоятельств позволяет начать реализацию глобального проекта по миру на Ближнем Востоке. Но это возможно только в контексте конкретных действий по этому вопросу со стороны США, Европы и арабского мира. Необходимо найти решения проблем терроризма, насилия и диктатур. Все мы, арабы, согласимся между собой, что у нас достаточно много диктатур, и какими бы благопристойными они при этом с виду не казались, все-таки диктатура есть диктатура. Но времена меняются, и вот уже в Египте серьезно реформируется электоральный процесс (позволены прямые выборы), и президент Мубарак решил после четырех президентских сроков больше не идти на переизбрание.

Ливан в этом смысле имеет уникальную и очень значащую позицию. Именно благодаря христианскому присутствию в этой стране в конституционное устройство заложены принципы плюрализма, которые устанавливают прямое соотношение между количеством религиозных общин и их представительством в парламенте и в органах власти. И хотя некоторые утверждают, что систему конфессиональных парламентских квот надо упразднить, сейчас это невозможно: единственной формой плюрализма на востоке может быть только религиозный плюрализм. "Ливанская модель", несмотря на ее малость, недоформированность, ослабленность войной, по-прежнему представляет собой шанс на перспективу. И арабский мир чувствует это. В прошлом году в стране был небывалый наплыв туристов из государств Персидского залива. Во-многом это было обусловлено трудностями, с которыми сталкиваются арабы при посещении США и Европы в связи с усилением мер безопасности и трудностями в получении визы. Но в то же время к нам приезжают и потому, что в Ливане больше свободы и демократии, в том числе и в нравах. Людям нравится либерализм в экономике и обычаях. Здесь вы можете встретить двух подруг, идущих рядом, одну одетую в хиджаб, а другую с открытыми волосами. Вечерами на бейрутской набережной вы увидите прогуливающихся представителей разных национальностей и религий, без какого-либо намека на отчуждение между ними. Несмотря на все исторические перипетии, Ливан не утратил духа плюрализма, и те, кто пытался в свое время на этот дух покушаться, должны иметь это в виду.

О. Самир Халиль Самир (ОИ)

"ASIA NEWS", 4 марта 2005 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования