Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ПРАВДА СЕВЕРО-ЗАПАДА": Мусульманские лидеры погрязли в дрязгах. Строительство мечети в Архангельске - под угрозой


Светское ли это дело - влезать в религиозные дрязги? Допускаю, что да. Ведь именно светские власти устанавливают, разрешают и контролируют, к примеру, выделение земельного участка для строительства мусульманской мечети. Надо отметить, что для нашего северного города лояльность и веротерпимость вполне традиционны и естественны. Переселенцы татары с волжских берегов на законных основаниях выстроили себе деревянную мечеть с минаретом. Причём, как ни странно, прямо в самом центре Архангельска - в татарской слободе.

Тогда ничего необычного в этом не было. Город имел и протестантскую кирху, и синагогу, и мечеть. Разумеется, православных храмов тоже хватало. Представители разных конфессий и этнических групп вполне мирно уживались и даже были рады такому соседству. Об уникальной веро- и этнотолерантности может свидетельствовать тот факт, что немец Лейцингер дважды избирался горожанами городским головой (читай: мэром) и подарил Архангельску первый трамвай, чем до недавних пор искренне гордились горожане.

Однако, как и по всей необъятной стране, с началом эры Советов храмы всех конфессий стали закрываться. Скидкок не делали ни христианам, ни иудеям, ни мусульманам.

В 1937 году мечеть закрыли, позволив разместить в её стенах татарскую школу. Живы ещё те, кто проходили обучение в здании на Карла Маркса, 40. Так, например, бывший преподаватель АЛТИ Ильдус Зинатуллович Шагидуллин отлично помнит свои занятия по татарскому языку, строгих учителей, одноклассников. Даже фотографии тех времён сохранил.

В 50-е годы закрыли и татарскую школу. Здание передали системе исполнения наказаний. Те разместили в мечети склады. Не лучшее применение для святой обители, но ведь везде было так. Хорошо, что не конюшню устроили, а так вроде и не нагадили сильно.

Местный мулла продолжал своё служение. Приходил читать молитву на Вологодское кладбище, пытался хоронить обретших вечный покой согласно канонам Шариата. Потом не стало и его. Постепенно Ильдусы стали называть себя Игорями, Гумары стали Геннадиями, Римы превратились в Романов.

Социализм шагал твёрдым шагом по стране. Молодые люди не чурались поднять рюмку- другую, радостно вкушали свиную тушёнку, а родной язык и ислам перестали быть модными.

В конце 90-х годов в Архангельске зарегистрировали общественную организацию под громким названием региональная татарская национально-культурная автономия Архангельской области. Помимо активной работы по обучению татарскому языку, возрождению былой славы Сабантуев общество обратилось и к своим историческим корням и духовным традициям. Уже в 1999 году в Областном краеведческом музее при активной поддержке кандидата исторических наук Татьяны Игоревны Трошиной была организована выставка "Татары на рубеже веков". Семьи тех татар, которые создали костяк татарской общины, славившиеся своей честностью и образованностью, предоставили семейные документы и фотографии, предметы утвари. К примеру, семья Сабитовых, Ишмурадовых и др.

Обращение к вере предков требовало особо бережного и осторожного подхода. Община должна была доказать свой авторитет и серьёзность подхода к делу. Мы можем долго рассуждать о том, что, де, это дело самих татар и иных мусульман. Однако не будем кривить душой. Мечеть - это и символ религии, и столкновение интересов - экономических и политических.

Руководитель автономии Айрат Мустафин добился выделения земельного участка для строительства мечети в Архангельске. Говорят, он близко знаком с семьёй лидера российских мусульман Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина. Если это так, то многое объясняет. Говорят также, что старший брат Мустафина построил на свои личные сбережения мечеть в Вологде. Сейчас по одну сторону реки Вологда красуется Софийский собор, а по другую - Вологодская соборная мечеть.

Но вернёмся к Архангельску. Как только земля под мечеть на улице Касаткиной была отписана, появились новые действующие лица. Формально разрешение было выписано на общественную организацию "Минарет", которую возглавляет вышедший в отставку милиционер, а теперь адвокат Рашид Мамедов. Но вмешались президент торгово- промышленной палаты области, пожилой человек Гумар Нургалиев и исполнитель этнических песен зоотехник Рим Калимуллин, близкий друг Крупчака. Короче, землю у "Минарета" отняли и отдали вышеназванным гражданам.

Но дело тем самым не завершилось, ведь на этот участок стали претендовать и другие этнические группы: чеченцы, дагестанцы, казахи, азербайджанцы. Они даже объединили свои усилия и сумели зарегистрировать мусульманское общество. Возглавил сей союз г-н Султанов, который до сих пор обивает пороги кабинетов всевозможных чиновников, доказывая, что Калимуллин никакого отношения к исламу не имеет: пьёт водку и есть свинину. Власти же, выделявшие землю под авторитет Мустафина, теперь разводят руками. Если принять какую-либо сторону, то это значит загубить идею строительства мечети. Ведь ни у Калимуллина с Нургалиевым, ни у Султанова просто нет ресурсов. Раздувая пожар конфликта, связанный с этим делом, все действующие лица поступают во вред мусульманской умме, простому мусульманину, которому негде провести пятничную молитву-намаз. Известно, что менталитет мусульманина не позволит вкладывать деньги в раздор!

Без достигнутых паритета и согласия денег для мечети не будет. Это данность. Мечеть - не доходное предприятие. И те, кто хочет погреть руки на строительстве и сбежать в кусты, глубоко заблуждаются. Пример тому - мече ть в Ярославле. Строительство там не ушло дальше ремонта туалета.

Нам же хочется докопаться до истины и всё-таки узнать, раздастся ли когда-нибудь на улице Касаткиной призыв муэдзина на молитву? И, вообще, что общего между верой во всевышнего и национальными (межкорпоративными) распрями? Бог один, и нет разницы, кто ты: русский, татарин, азербайджанец или ещё кто-то. Впрочем, история с мечетью ещё раз подтверждает истину - в Архангельске не делом любят заниматься, здесь занимаются разводками. Потому и живём так: в грязных подъездах, с раздором в умах и бездарными, воровато суетящимися лидерами и правителями.

Правда Северо-Запада
9 марта 2005 (9)
Илья Азовский


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования