Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"КУЛЬТУРА": Последний спор в Русской Церкви. Из истории одной духовной полемики


"Устав о скитской жизни" преп. Нила Сорского, изложенный архимандритом Иустином, а также его редакция, вышедшая в издательстве Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря под названием - "О борьбе с грехом и страстями по учению преподобного Нила Сорского", являются практически единственным приглашением в почти неведомые нам и по сей день глубины древнего русского богословия XV -XVI веков. Ведь сочинение преподобного сорского подвижника не только устав монастырский в собственном смысле слова, но и первый в русской практике систематический трактат по православной аскетике.

Традиционная апелляция к именам святых отцов Церкви, в частности к имени св. Иоанна Лествичника, творческим и "богодухновенным" переосмыслением "Подвижнических слов" (Лествицы) которого занимался св. Нил, позволяет нам сопоставить "нравственные главизны" преп. сорского пустынножителя и "Лествицу" св. Иоанна Лествичника, игумена Синайской горы.

Удивительные опыты и иноческие наблюдения, изложенные в одиннадцати главах (вспомним пять ступеней различения греховного помысла, восходящего к страсти), сообразуются со ступенями "небесной лествицы" св. Иоанна. Неспешная дискуссия, которую ведет св. синайский игумен с Иоанном Раифским, подобна тому "любезному мудрованию", которое вершит св. Нил Сорский со своими учениками и воображаемыми читателями. Но, пожалуй, самым восхитительным и пронзительным (в духе анахоретства Русской Фиваиды на Севере) является "Духовное завещание" преподобного - истинный катарсис "Устава о скитской жизни": "По скончании моем повергните тело мое в пустыни, да изъядят его зверие и птицы, понеже согрешило есть Богу много и недостойно есть погребения".

Нило-Сорская пустынь

Нило-Сорская пустынь

Возвращение к мистическим переживаниям четырехсотлетней давности (указание "давности" более имеет назначение хронологическое), казалось бы, долженствует иметь характер умиротворяющий и "невлаемый" (неколебимый), говоря словами преп. Никиты Стифата. Но, напротив, сие памятование ввергает нас в пучину трагического противостояния, этого первого и последнего спора в Русской церкви, напряженной полемики "уставного благочествия" в лице св. Иосифа Волоцкого и "мистического интеллектуализма" св. Нила Сорского, так и не нашедших разрешения по сей день.

Особые, неизвестные доселе краски к спору прибавляет вышедшая в 1993 году книга И. Хрущева "Исследование о сочинениях Иосифа Санина преподобного игумена Волоцкого". "Духовная война" св. Иосифа Волоцкого со школой "заволжских старцев", которую возглавляли св. Нил Сорский, Паисий Ярославов, Дионисий Святогорец, св. Кассиан Учемский и св. Иннокентий Комельский, становится предметом умолчания уже после Московского собора 1503 года. С тех пор эта тема облекается в прекраснодушные славословия о единстве всех во Христе. Притом что св. Нил Сорский - великий старец, мистик и первый русский богослов - был канонизирован только в 1903 году. Этой традиции придерживается и И.Хрущев в своем "Исследовании", указывая на то, что лишь разница во взглядах на монастырские владения отличала двух величайших отцов Русской церкви. "Очерки по истории русской святости" иеромонаха Иоанна Кологривова и "Святые Древней Руси" Георгия Федотова вносят относительную ясность в противостояние двух иноческих и социокультурных школ в Русской церкви. "Торжество идей Иосифа составляет поворотный момент в истории русской духовности. Именно с этого времени святость начинает иссякать... история святой Руси кончается на исходе XVI века..." - пишет иеромонах Иоанн. "Противоположность между заволжскими нестяжателями и иосифлянами поистине огромна... Начала духовной свободы и мистической жизни противостоят социальной организации и уставному благочестию", - утверждает Георгий Петрович Федотов.

Нет ничего удивительного в том, что скорбные результаты "настоящего разгрома целого духовного направления" проявили себя в российской истории, возродив черты языческого византинизма в "богоподобности", а вернее сказать, идолообразности государя императора, в триаде "самодержавие - православие - народность", в глубоко противном мистическому духу христианства отождествлении православия и национальной принадлежности, в нетерпимости к инакомыслию и просвещенности. "Правда" св. Иосифа Волоцкого, бесспорно, человека выдающейся учености и "книжности", - "правда социального служения" (о. Георгий Флоровский), "правда" в основе своей слишком далекая от святоотеческих штудий и мистических прозрений, дарованных неусыпной "умной молитвой", "правда", впоследствии приведшая к совершеннейшему окоснению и огосударствлению Церкви, к погружению ее в кромешный ужас низких страстей "царства зверя".

В этом смысле показательно состояние сохранившихся до наших дней, слава Богу, монастырей, основанных преп. Иосифом и преп. Нилом. Иосифо-Волоколамский монастырь действует и, судя по торжественному открытию его, происшедшему 22 сентября 1989 года, не влачит и не будет влачить "пустынного" существования. В Ниловой же Сорской пустыни, расположенной в Белозерском крае Вологодской области, дела обстоят иначе. Пожалуй, лучше Степана Петровича Шевырева, посетившего пустынь в 1848 году, и не скажешь: "Дико, пустынно и мрачно то место, где Нилом был основан скит... Трудно отыскать место более уединенное, чем эта пустыня". С тех пор ничего не изменилось в Сорском лесу, разве что в обители преп. Нила теперь устроен сумасшедший дом.

Далеко не самым дерзновенным приношением теме, означенной Георгием Федотовым не иначе как "трагедия древнерусской святости", стало также появившееся в начале 90-х в Петербурге "историческое повествование" Валерии Бубновой "Нил Сорский". Чрезвычайно нейтральное, выдержанное в стиле псевдобылинного, псевдоцерковно-славянского языкового рисунка сочинение упорно избегает чудовищной остроты спора "обрядового исповедничества" св. Иосифа Волоцкого и "богословского мудрования" св. Нила Сорского. Видимо, классический постулат одного из учеников сурового волоколамского игумена "Всем страстям мати - мнение. Мнение - второе падение" был учтен автором "исторического повествования". Последний спор в Русской церкви, принесший впоследствии России раскол, который, вне всякого сомнения, стал логическим продолжением не духовной, но социально-политической победы иосифлян (св. Иосиф Волоцкий почитается старообрядцами наряду с Аввакумом Петровым), чрезвычайно интересовал православных интеллектуалов начала века и наших дней. Так, размышления о закате "русской святости" можно встретить в "Очерках по истории Русской Церкви" А.В.Карташева. Антон Владимирович Карташев - последний обер-прокурор Синода и первый министр вероисповеданий Временного правительства - дает оценку противостоянию св. Иосифа и нестяжателей-заволжцев со свойственной ему академической холодностью и невозмутимостью, отчасти, однако, поддерживая иосифлян на ниве их "социального служения". Социального, но не иноческого! Иного же мнения придерживаются протоиерей Георгий Флоровский в "Путях русского богословия" и протопресвитер Александр Шмеман в "Историческом пути православия", что все-таки позволяет надеяться на разрешение четырехвекового спора в Русской церкви именно в смысле просвещенности, любви и терпимости.

Максим ГУРЕЕВ
Фото автора

3-16 марта 2005 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования