Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ": Последнее слово канарейки. Суд над организаторами выставки "Осторожно, религия!" подходит к концу. Процесс уже доказал: название для выставки было выбрано точное


Когда этот номер выйдет из печати, результаты суда над Юрием Самодуровым и его коллегами из Музея Сахарова еще не будут известны. Однако многолетняя история вокруг выставки "Осторожно, религия!" - погром, учиненный религиозными фанатиками, беспрецедентное для светского государства оправдание погромщиков и, наконец, инспирированный группой "патриотических" депутатов Госдумы уголовный процесс над руководителями музея, - принимает угрожающий оборот: гособвинение потребовало для Самодурова три года заключения. От приговора Таганского суда зависит очень многое - в том числе и в отношениях между светским государством и церковью, все в большей степени претендующую на звание "государственной". "МН" сочли возможным опубликовать фрагменты последнего слова Юрия САМОДУРОВА на суде по делу о выставке "Осторожно, религия!", не дожидаясь итогов процесса.

* * *

Ваша честь! Как обвинительный, так и оправдательный приговор по делу о выставке "Осторожно, религия!", организаторов которой прокуратура обвиняет в публичном оскорблении религиозного чувства православных верующих, вызовет возмущение у значительного числа людей. И можно с уверенностью сказать, что "точку" в этой истории Таганский суд, к сожалению, не поставит. Не стремясь предугадать решение суда, я буду говорить только о наиболее принципиальных и общественно значимых аспектах данного уголовного дела.

Цель выставки "Осторожно, религия!", которая проходила в светском учреждении культуры, вдали от мест религиозного почитания, заключалась в том, чтобы дать художникам возможность свободно выразить их собственное отношение к религиозности, религии, церкви и т.п. сюжетам. Преобладал интерес к христианству, варьирующий от полного принятия РПЦ до весьма критического отношения к определенным аспектам ее деятельности. По замыслу и характеру работ это была выставка светского, а не религиозного искусства.

Поскольку на выставке "Осторожно, религия!" не было ни одной работы, в которой вера в Бога представлена как что-то негативное, нелепое, несовременное, вредное, глупое и т.п. (за это в меру своего понимания я могу поручиться - хотя закон допускает демонстрацию вдали от мест религиозного почитания и таких произведений!), разгром выставки оказался для всех сотрудников музея и для всех ее участников полной неожиданностью. В последовавшей кампании против Музея Сахарова - цель выставки была представлена как издевательство музея, его директора и участников выставки над верой в Бога, что совершенно абсурдно...


Когда в СССР церковь и верующие подвергались гонениям со стороны государства, сочувствие правозащитного сообщества и большинства граждан (мое собственное в том числе) конечно же было на стороне верующих. В то же время я не хочу жить в клерикальном государстве, в котором понятие религиозного греха и религиозно обоснованных норм и запретов стали бы частью законодательства.

В обвинительном заключении и в материалах дела я не встретил ни одной ссылки ни на одну норму права, запрещающую или регламентирующую показ в стенах светского учреждения культуры художественных произведений, в которых религиозные символы представлены в ином контексте.

Я считаю ошибкой музея - и своей как директора, - что на афише выставки не была помещена надпись: "Художники в своих работах свободно интерпретируют религиозные символы. Просим тех, кто не готов к этому, воздержаться от посещения выставки". Ошибкой, но не правонарушением. Впредь при необходимости мы всегда будем помещать такие надписи.



Часть верующих, не говоря уже о православных священниках, вполне искренне воспринимает подобные выставки, спектакли, фильмы, книги и т.д. как оскорбительные для себя лично и даже как намеренно направленные на оскорбление чувств всех верующих...

Ярким примером служит состоявшаяся в середине февраля с.г. в Екатеринбурге публичная акция православных священников и прихожан, требовавших запретить показ в городском театре балета "Распутин", так как его персонажи - Николай II и члены его семьи - причислены РПЦ к лику святых. По мнению священников, подобное оскорбление образов святых является уголовным преступлением (!). Уместно вспомнить, что во времена Пушкина духовная цензура официально не дозволяла поэтам печатать в стихах словосочетание "божественная ножка" и т.п., поскольку полагала, что термин "божественный" нельзя использовать в профанном контексте.

Проблема использования в светском искусстве религиозных символов и аллюзий обладает всеми признаками общественно-политического конфликта. Я полагаю, что разрешение этого конфликта не может быть предметом уголовного разбирательства. Вероятно, единственный выход - хотя и сложный, и, к сожалению, тоже небесконфликтный - это знакомство российской общественности с произведениями современного искусства, в которых религиозные сюжеты и образы могут вызвать резкое неприятие у части зрителей. В том числе православных верующих.

Если же представители церкви или часть граждан при этом сочтут, что какой-либо фильм, спектакль, выставка задевают их религиозные, национальные или иные чувства, они могут обратиться в суд с гражданским иском о компенсации им морального ущерба и/или запрете демонстрации фильма, постановки, выставки, продажи книги. Именно такие иски, а не обвинения в уголовном преступлении являются в европейских странах (к которым относит себя Россия) последним по резкости способом разрешения конфликтов в сфере культуры между религиозным и нерелигиозным сознанием.

Хочу отметить, что прокуратура, к счастью, не осмелилась предъявить обвинение более чем тридцати художникам из числа участников выставки "Осторожно, религия!".



Считаю целесообразным назвать несколько главных последствий как обвинительного, так и оправдательного приговора:

1) Обвинительный приговор противоречит статьям 13, 14, 28, 29, 44 Конституции РФ (постулаты: светское государство, свобода вероисповедания, мысли, слова, творчества. - Ред.) и ст. 6 Федерального закона о свободе совести и религиозных объединениях. Оправдательный - соответствует этим нормам.

2) Обвинительный приговор противоречит ст.19 Всеобщей декларации прав человека (постулат свободы убеждений. - Ред.). Оправдательный - соответствует ей.

3) Обвинительный приговор означает, что российское государство и Московская Патриархия начинают строительство "религиозного забора" между Россией и остальной Европой в сфере свободы совести и права на свободное распространение и обмен информацией. Оправдательный - направлен на закрепление в России терпимости к инаковерующим и инакомыслящим.

4) Обвинительный приговор - серьезный шаг по превращению православия в государственную религию и по размыванию в нашей стране принципа отделения церкви от государства. Оправдательный приговор означает, что суд правомерно защитил светский характер российского государства.

На суде, в печати и в частных разговорах говорили, что в Музее имени Сахарова выставке "Осторожно, религия!" не место и что Сахаров был бы против нее. Хочу привести слова самого Сахарова: "Я подхожу к религиозной свободе как части общей свободы убеждений. Если бы я жил в клерикальном государстве, я, наверное, выступал бы в защиту атеизма и преследуемых иноверцев и еретиков" ("Воспоминания", т 1., стр. 471, М., 1996).

В заключение приведу оценку профессора Уолтера Рейча, бывшего директора музея Холокоста в Вашингтоне. Он написал в Washington Post: "Подсудимые по делу о выставке "Осторожно, религия!" играют роль канарейки в шахтном стволе русской истории". Когда-то канареек помещали в шахтные выработки, и они оставались живыми и пели, пока концентрация рудничного газа не начинала угрожать жизни людей.

Юрий САМОДУРОВ
директор Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова
"Московские новости"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования