Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НГ-РЕЛИГИИ": Завещание святого Патрика. На Страшном Суде ирландцев будет судить их просветитель


Об авторе: Павел Александрович Урушев - публицист.

Россияне готовы отмечать любые праздники, лишь бы много было пива.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Праздник святого Патрика, отмечающийся 17 марта, давно уже перестал быть днем почитания этого великого христианского проповедника и просветителя. За многие столетия он превратился в национальный праздник ирландцев. Особенно широко это торжество отмечается со второй половины XX века, когда, покинув "зеленый остров", оно достигло США, где живут многочисленные потомки ирландских эмигрантов.

Кто же был святой Патрик? Из записок епископа Тирехана (675 г.) и "Жития Патрика" (составлено около 700 г.) можно узнать, что будущий креститель Ирландии родился примерно в 373 г. в Римской Британии и получил при рождении имя Мэйвин Суккат. Его отец был диаконом, а мать происходила из знатного рода и являлась близкой родственницей епископа Мартина Турского, святого покровителя Галлии.

Впервые Патрик попал в Ирландию в возрасте 16 лет. Во время пиратского набега он был пленен и попал в рабство к Милху - вождю одного из кланов Далриада. Протомившись в плену долгие шесть лет, Мэйвин сбежал. Во сне юноша услышал голос, указавший место, где он найдет попутный корабль. Так и случилось: пройдя более 300 км пешком, он вышел на берег моря, где как раз собирался отчалить британский корабль.

По возвращении на родину Мэйвин перебрался в Галлию, где принял монашеский постриг и имя Патрикий (Патрик). Несколько лет он жил в монастыре св. Мартина Турского на реке Луаре.

В то время в Ирландии уже было много христиан, и для духовного руководства им требовался епископ. С этой целью Папа Римский Целестин I (422-432 гг.) отправил в Ирландию для миссионерской работы епископа Палладия. Однако ни это назначение, ни последующее служение Палладия на епископской кафедре в Шотландии не принесли значительного успеха христианской миссии.

Следующим епископом Ирландии стал Патрик. Примерно в 432 г. он со спутниками высадился на побережье "зеленого острова".

Вскоре новый епископ столкнулся с активным противостоянием со стороны друидов и колдунов. В 433 г. на один день пришлись Пасха и королевский праздник Тары (столицы Ирландии) с традиционными состязаниями магов. Патрик принял вызов друидов, пришел на состязания и победил. Превосходство епископа над друидами было столь убедительно, что брат ирландского короля Конелл принял крещение 5 апреля 433 г. Этот день считается официальной датой Крещения Ирландии.

Существует множество легенд и преданий о путешествии св. Патрика по Ирландии, о творимых им чудесах и о том, как он нес свет христианства людям. И хотя многие из них вызывают сомнения в своей подлинности, как, например, легенда об изгнании змей из Ирландии (на этом острове змеи никогда не водились), они сформировали современное представление как о личности Патрика, так и о символах самого праздника.

Одна из самых известных легенд рассказывает о том, как Патрик объяснял в проповеди сущность Троицы при помощи трилистника. Эту легенду часто приводят как пример красноречия епископа, умевшего просто и понятно объяснять людям самые сложные церковные догматы.

Патрик не просто принес в Ирландию новую религию. Он закладывал церкви и монастыри, строил школы, занимался просветительской деятельностью. Сохранились некоторые здания, якобы построенные по его инициативе. Одной из таких построек является храм Саул (sabhall - амбар) в городе Арма, построенный на месте самой первой церкви святого Патрика - деревянного сарая.

Патрик умер предположительно в 461 или 463 году. Святого похоронили в местечке Даунпатрик. А вскоре он был канонизирован. Поскольку канонизация произошла до разделения христианских Церквей в 1054 г., святой Патрикий почитается и Православной Церковью.

Традиция отмечать праздник святого Патрика возникла почти тысячу лет назад. Документально подтверждается, что уже в начале XII в. верующие совершали в этот день паломничество к Горе св. Патрика (Croagh Patrick), на вершине которой, по преданию, в течение сорока дней святой постился, молился и противостоял искушениям демонов.

С этим сорокадневным постом связана интересная легенда. Когда Патрик обессилел от длительного поста, Бог потребовал от Своего угодника прекратить самоистязание. Святой согласился, но попросил Господа исполнить три его просьбы: чтобы Ирландия избежала саксонского владычества, чтобы при Конце Света она ушла под воду и чтобы на Страшном Суде ирландцев судил лично Патрик. Как известно, первое обещание сдержано не было, что не мешает ирландцам верить в исполнение других обетований и считать себя в некотором роде "богоизбранным" народом.

Позднее праздник стал приобретать черты народного гулянья: устраивались состязания на силу и ловкость, под открытым небом накрывались огромные пиршественные столы, организовывались факельные шествия. А в середине 70-х годов XX века был отменен закон, запрещавший пивным работать в этот день. Праздник сразу же привлек к себе внимание туристов и стал напрямую ассоциироваться с легендарным ирландским пивом.

День святого Патрика приобрел и другие атрибуты. Его символом стал лепрекон - бородатый карлик в зеленом камзоле с горшочком золота в руках. Другим символом стали парады. По улицам ирландских городов маршируют военные оркестры и проезжают украшенные платформы. Но эти парады не имеют никакого отношения к Ирландии. Первое подобное шествие в день святого Патрика состоялось в 1762 г. в Нью-Йорке. Тогда пьяные солдаты-ирландцы проследовали в пивную по центральной улице города под звуки оркестра, распевая песни и размахивая флагами. По дороге к ним присоединились горожане ирландского происхождения. Это шествие так всем понравилась, что его повторили на следующий год.

У любого современного праздника есть характерная черта - он должен быть коммерчески выгодным. Ко дню святого Патрика на прилавках магазинов появятся зеленые футболки, открытки, шляпы с ирландской символикой. О том, что зеленый цвет ассоциировался у древних кельтов со злыми духами, все давно уже забыли.

2 марта 2005 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования