Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ИЗВЕСТИЯ": Герои "Мастера и Маргариты" не находят места на московской земле


Злой рок преследует памятник Михаилу Булгакову и его автора, скульптора Александра Рукавишникова. Изгнанная с Патриарших прудов после бурных протестов жителей соседних домов скульптурная композиция обрела было новое место - пруды на Воробьевых горах. Но и там начались проблемы. На этот раз против памятника высказались прихожане находящегося рядом Андреевского монастыря, уверенные, что ничего, кроме часовни, на этом месте ставить нельзя. Автор полагает, что "скульптуры, как и рукописи, не горят", но надежду увидеть свое творение на московской земле почти потерял.

Скульптурную композицию, посвященную творчеству Михаила Булгакова, московское правительство заказало известному скульптору Александру Рукавишникову еще в 1998 году. Тогда он вместе с архитекторами Сергеем Шаровым и Александром Кузьминым выиграл конкурс на право изваять писателя и героев его произведений, а мэрия взялась оплатить установку будущего памятника в преддверии 115-й годовщины со дня рождения Булгакова. Проект прошел одобрение всех возможных художественных и градостроительных инстанций - от Академии художеств до общественного совета при мэре Москвы. Но тут оказалось, что вкусы искусствоведов и чиновников не совпадают с предпочтениями простых горожан. Жители Патриарших оказались непреклонны и организовали такую мощную волну протестов, что власти вынуждены были отказаться от планов установки творения Рукавишникова на прудах. Сильнее всего граждан возмутил нестандартный скульптурный акцент в виде 7-метрового примуса, в который автор решил заключить Коровьева, Бегемота, Воланда и прочую нечисть из романа "Мастер и Маргарита". Поэтому, предпринимая вторую попытку хоть как-то пристроить дорогостоящий памятник (в композиции около 15 фигур), инициаторы постарались действовать осторожнее.

На этот раз для установки композиции были выбраны два пруда в окрестностях Андреевского монастыря - ведь именно на Воробьевых горах заканчивается действие "Мастера и Маргариты". От примуса отказались сразу - вместо него Рукавишников придумал автомобиль, на котором герои улетают в финале романа. Казалось, приняты все возможные меры предосторожности.

- На прудах ничего трогать не будем, - рассказывал Александр Рукавишников в интервью "Известиям". - Только дорожки сделаем странные и очень хороший свет, поставим направленное освещение. Чтобы не возникла храмовая тема, черная машина будет "взлетать" с откоса в направлении, противоположном монастырю, в сторону "Лужников". Тогда как все библейские герои, наоборот, "пойдут" к монастырю. Придется, правда, лепить новых Коровьева с Бегемотом и переделывать Иешуа...

Предосторожности не помогли - новый проект едва успел получить одобрение градостроительного общественного совета при мэре, как обнаружились новые противники - группа прихожан во главе с протоиереем Борисом Даниленко, директором Синодальной библиотеки Московского патриархата.

- Памятник собираются поставить на месте могильника XVII века, - рассказали "Известиям" в Синодальной библиотеке. - Сейчас там пруды и курган, а в 1604 году было одно из кладбищ, на котором погребено 127 тысяч человек, умерших в основном от моровой язвы. Мы хорошо относимся и к Булгакову и к его роману, но считаем, что на месте кладбища нельзя ставить ничего, кроме часовни.

Верующие борются с памятником собственными методами: провели на прудах крестный ход, отслужили молебен, а потом собрали около 500 подписей и отправили письмо президенту Путину. Им ответили, правда, уже из правительства Москвы. Суть ответа заключалась примерно в следующем: "никакого захоронения здесь не было и быть не могло". Теперь стороны выжидают. Прихожане ждут активных действий со стороны властей. Власти взяли паузу и, судя по всему, оценивают масштабы возможного скандала и думают, стоит ли в него ввязываться. Скульптор ждет, пока будут подписаны все официальные бумаги, необходимые для начала работ по установке, оплачивая тем временем хранение готовых частей композиции в разных художественных комбинатах.

- Моя работа в любом случае не пропадет, - философски говорит Рукавишников. - Скульптуры, как и рукописи, не горят. Если окажется совсем безнадежно... Зачем в переплавку? У меня там порядка 15 фигур - два Христа, Пилат, собака... Продам в Лондон или еще куда-нибудь, желающие купить уже есть. Но у меня имеются обязательства перед московским правительством - оно ведь платило деньги.

Анна Гараненко

25 февраля 2005 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования