Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ": Паства против господствующих


 В Москве завершилась VII Международная научно-практическая конференция "Старообрядчество: история, культура, современность". Пунктом первым в повестке дня стало подведение итогов первого года служения митрополита Андриана (Четвергова) в качестве главы крупнейшей старообрядческой Церкви России. Ровно год назад он стал предстоятелем Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) и переехал из Казани, где был первым за 70 лет древлеправославным епископом, в московский Рогожский поселок.

Митрополит Андриан обратился к участникам научного форума, среди которых, впрочем, преобладали старообрядцы, с пространным докладом. Он был посвящен знаменательной для всего старообрядчества даты, которая отмечается в нынешнем году. 100 лет назад, 16 апреля 1905 года, после подписания Николаем II указа "Об укреплении начал веротерпимости", были распечатаны алтари древлеправославных храмов Рогожского кладбища. Именно там и по сей день располагается духовный центр крупнейшего согласия староверов - Белокриницкой иерархии, или РПСЦ. В величественных храмах Рогожского кладбища век назад возобновилось служение литургии, а в память о событии была построена грандиозная колокольня, всего на два кирпича уступающая по высоте Ивану Великому.

Эта дата очень символична для парадоксальной истории старообрядчества и религии в России вообще. В православной царской России, которую так идеализируют современные монархисты, русские православные люди, хранители древнерусского церковного и бытового уклада, не могли свободно молиться, были фактически загнаны в подполье. Лишь 12 лет (1905 - 1917) из всей своей многовековой страдальческой истории молились они открыто, построив сотни храмов по всей России. Огромный Покровский собор на Рогожском кладбище стоял с опечатанными алтарями всю либеральную вторую половину XIX века, однако ни на день не был закрыт при советской власти, разрушившей те самые сотни храмов - памятников "золотого десятилетия" старообрядчества.

Конечно, современные старообрядцы не ощущают себя столь же свободными и равноправными, как их предки век назад. Им неохотно передают храмы, а иконы и другие святыни, явно старообрядческого происхождения, оседают в "никонианской" РПЦ. И новый митрополит РПСЦ вынужден решать эти проблемы "по понятиям", утвердившимся в государственно-церковных отношениях в современной России. За год он встретился с таким количеством столичных и провинциальных архиереев "господствующей церкви", с каким не встречались все его предшественники, вместе взятые. Кто-то видит в этом признак активности и адекватности митрополита Андриана. Но большинство старообрядцев воспринимает "новый курс" с недоверием: не собирается ли их первосвятитель "играть" по правилам, написанным даже не в государственном учреждении типа дореволюционного правительствующего Синода, а в Отделе внешних церковных связей РПЦ?

Митрополит Андриан вновь постарался успокоить свою консервативную паству. Он заявил на конференции, что допускает преодоления раскола с "никонианами" только "теоретически".

А.С.
"МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования