Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЮФО.RU": Георгий Энгельгардт: Мы имеем дело с «идейными янычарами»


В терактах на территории России все чаще участвуют этнические русские, принявшие ислам.  Мотивация этих людей не всегда ясна даже тем, кто использует их в своих интересах. О феномене "русского ваххабизма" ЮФО.RU рассказал эксперт Института религии и политики (Москва) Георгий Энгельгардт...

- Из трех боевиков,  убитых 20 февраля при штурме квартиры на улице Шогенцукова в Нальчике, двое были этническими русскими, принявшими ислам.  Теракты в московском метро и на рынке в Самаре организовал уроженец Волгоградской области Павел Косолапов. Насколько велика доля этнических русских среди членов экстремистских  исламских организаций?
- К сожалению, это достаточно распространенное явление. Достаточно упомянуть, что среди террористов-смертников также были русские солдаты, принявшие в плену ислам в его ваххабитской форме.  Точными данными, скорее всего, не располагают даже спецслужбы, но никаких предпосылок к сокращению численности этих людей пока нет.

- А сколько всего "русских мусульман" в стране?
- Речь может идти только об оценках, потому что,  как известно,  из переписи населения 2002 года был удален вопрос о религиозной принадлежности граждан. Достоверной национальной статистики нет ни по одной религии. Если экстраполировать имеющиеся данные по некоторым регионам, можно говорить о цифре от 5 до 20 тыс. человек. В октябре 2004  года представители Совета муфтиев России заявили, что только за 9 месяцев прошлого года и только в Москве ислам приняли почти 20 тыс. русских, но,  на мой взгляд,  эта статистика не поддается проверке и преследует лишь политические цели.

- Ряд российских муфтиев, в том числе муфтий Татарстана Гусман Исхаков, заявляют о том, что они  не приветствуют переход русских в ислам...
- Это можно понять, потому что зачастую русский, или, как сейчас модно говорить, "русскоязычный" человек, принимающий ислам,  напрямую попадает в ваххабитское информационное поле.  Потому что, в отличие от татарина или представителя народов Кавказа, у которых есть разработанная исламская традиция с какими-то устоявшимися обычаями, "неофиты" зачастую становятся легкой добычей проповедников ваххабитского ислама. Путь от простого увлечения религией до личного  участия в вооруженном джихаде для них может оказаться  гораздо короче.

- Какова мотивация людей, которые, не будучи по рождению мусульманами, принимают ислам в ваххабитском варианте?

- При  полевых наблюдениях для меня стало очевидным, что это явление - плод нашего посткоммунистического кризиса, когда в российском обществе был перекрыт вертикальный канал  социальной мобильности.  Зачастую, способные и амбициозные люди не могут удовлетворить свое честолюбие, и для них участие в экстремистской деятельности является способом самореализоваться, доказать свою значимость.  Посмотрите на биографию господина Косолапова.  Видно, что речь идет о способном человеке из провинции,  который почему-то не ужился в Военном институте ракетных войск,  был оттуда отчислен и пригрет заботливыми ваххабитами.  В итоге, если рассуждать цинично, он достиг значительного карьерного роста - по крайней мере, прославился  на всю страну,  пусть даже Геростратовой славой. Конечно, для многих "русских ваххабитов" какую-то роль играет и финансовый фактор, но нельзя свести все только к деньгам. 

- Но "альтернативные механизмы самореализации" предлагают не только ваххабиты - например, преступный мир...
- Дело в том, что за последние несколько лет криминальный мир России также претерпел существенную  эволюцию.  Структуры,  к которым могли присоединиться некоторые амбициозные люди в 1990х годах, сейчас уступают место "цветным крышам", иначе говоря, административно-правоохранительному ресурсу.  Структура российского общества все более стабилизируется, в ней остается  все меньше возможностей для резкого социального подъема.  C другой стороны, не стоит забывать и о том, что и в собственно криминальном мире появились группировки с религиозным "подтекстом".  Ваххабиты Кадарской зоны в Дагестане в свое время захватили чуть ли не весь рынок грузоперевозок.  В Ульяновске в конце 2003 года была разоблачена  банда, занимавшаяся убийствами  и разбоями на дорогах.  Это была ваххабитская группировка, причем большинство ее активных участников составляли не выходцы из республик Северного Кавказа, а русские, чуваши и мордва. И в этом джамаате преступная деятельность была не только способом заработка -  внутри группы она рассматривалась как форма джихада.

- Но ведь не весь "неофитский" ислам к этому сводится. Известен пример одного из учредителей партии "Евразия" Вячеслава Полосина - вполне респектабельного политика, принявшего ислам. Легальную деятельность ведет "НОРМ" - Национальная организация русских мусульман.
-
Да, вряд ли можно предположить, что господин Полосин сочувствует исламскому экстремизму. Что касается неофитских организаций типа "НОРМ", для них как раз характерна демонстративная приверженность идеям "чистого ислама". Данных об их причастности к экстремистской деятельности  я не имею, но есть неоспоримый факт, что один из информационных спонсоров этой организации, редактор сайта Коран.RU Владимир Матвеев,  давно и последовательно пропагандирует чеченский сепаратизм и, в общем, не скрывает своих симпатий к "вооруженному джихаду".  В том числе, он является изобретателем известной компьютерной игры на тему войны в Чечне, где пользователь "воюет" за моджахедов...

- Если говорить о тех "русских мусульманах", которые воюют реально, - у них остается идейная мотивация, или это просто люди, которым нечего терять?
-
К сожалению, сейчас мы уже в большей степени имеем дело с людьми идейными, которые сделали свой выбор совершенно сознательно. На мой взгляд, если люди приезжают из центральной России, чтобы воевать на Кавказе, речь идет о достаточно серьезной мотивации. Лояльность ваххабитским лидерам  и крайним формам радикального ислама для них полностью превосходит какую-либо привязанность к своей стране, своей нации, даже к своим близким. И для их "вербовщиков" это очень удобно.  В случае с выходцами из кавказских народов иногда возникают проблемы со стороны их семьи, их рода.  А здесь речь идет о янычарах.

Беседовал Дмитрий Старостин

ЮФО.RU, 21 февраля 2005


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования