Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НАВИГАТОР-II": Необычные подозреваемые. Очистив страну от всех реальных и мнимых исламских экстремистов, узбекские спецслужбы добрались до суфиев


Очистив страну от всех реальных и мнимых исламских экстремистов, узбекские спецслужбы добрались до суфиев.

Суды над предполагаемыми исламскими экстремистами стали в Узбекистане настолько обычным явлением, что о них почти ничего не сообщается, но на прошлой неделе осудили последователей мусульманского учения, далекого от радикализма.

17 февраля подсудимые Рашид Тошматов и Нурали Умирзаков получили по шесть лет тюрьмы. Оба являются последователями суфизма - философско-мистической ветви ислама.

Как заявили подсудимые в суде, они являются последователями Бахоуддина Накшбанди - великого мыслителя исламского мира, который родился близ Бухары в XIV веке и является одним из основателей суфийского учения в исламе.

Согласно приговору суда, подсудимые признаны виновными в посягательстве на конституционный строй Узбекистана, изготовлении и распространении материалов, содержащих угрозу национальной безопасности и общественному порядку.

По материалам следствия и приговору суда оба обвиняемых на самом деле являются никакими не суфиями, а членами экстремистской организации "Хизб-ут-Тахрир", и их религиозная практика была явно экстремистской направленности. "Они утверждают, что не виновны, но мы считаем, что виновны", - сказал судья Мухиддин Сайфиддинов.

40-летний Тошматов во время суда пытался убедить судью, что они, как последователи учения Накшбанди, являются противниками религиозного экстремизма и не приемлют идеологию "Хизб-ут-Тахрир".

"Мы ненавидим "Хизб-ут-Тахрир", мы хорошо знаем, что это за организация, истинные знатоки ислама никогда не поверят "Хизб-ут-Тахрир", - заявил на суде Тошматов.

Между суфиями и исламскими фундаменталистами нет ничего общего. Последние пытаются возродить панисламское государство по модели халифата и часто откровенно осуждают мистическую составляющую философии и ритуалов Накшбанди, равно как и доисламские верования Центральной Азии, к которым суфии относятся терпимо.

До сих пор власти Узбекистана относились к последователям cуфизма вполне лояльно. Сегодня культово-мемориальный комплекс Бахоуддина Накшбанди, расположенный в 12 км к северо-востоку от Бухары в селении Каср-и-Орифон, где он родился и был похоронен, является местом паломничества мусульман и туристов.

Основой обвинения послужило то, что у подсудимых во время обыска якобы были найдены листовки "Хизб-ут-Тахрир".

После оглашения приговора подсудимые начали громко протестовать из клетки, куда их поместили в зале суда. Обращаясь к журналистам и своим родным, они кричали: "Мы не виновны, нам подбросили листовки, это ложь и клевета!".

Во время прений адвокат Умирзакова Мехмон Юсупов заявил, что листовки "Хизб-ут-Тахрир" были подброшены его подзащитному во время обыска. По мнению адвоката, даже если у его клиента были эти листовки в пользовании, это не является преступлением или доказательством его членства в "Хизб-ут-Тахрир".

Отец Рашида Тошматова Боборахим, присутствовавший на суде, был поражен суровостью приговора. По его словам, принципиальное отличие суфиев от приверженцев "Хизб-ут-Тахрир" в том, что первые проповедуют принцип невмешательства в политику. "Я был бы первым противником своего сына, если бы он стал членом "Хизб-ут-Тахрир" или ваххабитом", - говорит Боборахим.

Правозащитник Рахматулло Алибаев, наблюдавший за ходом судебного процесса, утверждает, что во время следствия и судебного разбирательства имели место грубые нарушения Уголовно-процессуального кодекса.

Гонения на мирных последователей великого исламского философа, на взгляд Алибаева, являются естественным продолжением кампании государства против инакомыслящих.

"Борьба с экстремизмом и терроризмом, развязанная государством, требует все новых жертв. Настоящих членов "Хизб-ут-Тахрир" уже пересажали; теперь взялись за мирных мусульман", - говорит Алибаев.

На той же неделе в Андижане (Ферганская долина) начался большой судебный процесс над 23 членами религиозного течения "Акромия".

Им инкриминируются "дежурные" статьи, по которым обычно проходят "религиозные" обвиняемые: создание и участие в экстремистских религиозных организациях, покушение на конституционный строй.

Почти все подсудимые были успешными предпринимателями; 15 из них руководили частными предприятиями. Их арестовали в июне-августе 2004 года прямо на рабочих местах.

На судебном процессе подсудимые заявили о своей невиновности. По их словам, они, занимаясь предпринимательством, работали на процветание своей страны, а религиозность просто помогала им жить, оставаться высокоморальными людьми.

"Наши дети действовали по зову сердца, - утверждает отец одного из подсудимых. - Я не считаю ни одного из них преступником. Они не занимались неблаговидными делами, избегали запретных вещей, оказывали помощь нуждающимся. Обвинение же их в попытке захвата власти вообще - ни что иное, как клевета".

Как следует из обвинительного заключения, члены преступной группы по сговору в 1994 году вступили в религиозное течение "Акромия", были лично знакомы с основателем этого учения - уроженцем Андижана Акромом Юлдашевым.

При этом вызывает сомнение как членство подсудимых в названной организации, так и само ее существование. Один из присутствовавших на суде жителей Андижана Нурилло Максудов заявил, что подсудимых вообще нельзя называть последователями Акрома Юлдашева или "акромийцами".

По словам Максудова, Юлдашев написал в 1992 году книгу "Путь истины" с единственной целью уберечь молодежь от вступления в организации типа "Хизб-ут-Тахрир". Возможно, подсудимые читали эту книгу и разделяли взгляды автора.

Сам Юлдашев в настоящее время находится в тюрьме. В 1998 году он был обвинен в хранении наркотиков и приговорен к 2,5 годам лишения свободы, но позже вышел на свободу по амнистии. После взрывов в Ташкенте 16 февраля 1999 года он был вновь арестован и приговорен уже к 17 годам заключения.

Защитник из Андижана Саиджахон Зайнобуддинов, знакомый с обстоятельствами дела Юлдашева, рассказал, что причастность последнего к терактам в Ташкенте не была доказана. Однако "Акромия" была признана "преступной группой", а книга "Путь истины" - руководством для исламских экстремистов.

Как утверждает руководитель Андижанского областного отделения Независимой организации по правам человека Узбекистана (НОПЧУ) Лутфилла Шамсутдинов, обвиняемые "акромийцы" являются всего лишь предпринимателями и обычными верующими. Руководимые ими предприятия и организации работали более чем успешно.

"Эти люди были привлечены к суду только потому, что правоохранительным органам нужно отчитаться перед вышестоящими организациями об успешной борьбе с религиозным экстремизмом", - сказал Шамсутдинов.

Юсуф РАСУЛОВ, Ташкент, Матлюба АЗАМАТОВА, Андижан (IWPR) 
"НАВИГАТОР-II"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования