Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ": Андрей Кураев: Проповедь времен рок-н-ролла. "Жизнь бегемотов интереснее, чем жизнь депутатов"


Диакон храма Рождества св. Иоанна Предтечи, что на Пресне, профессор Свято-Тихоновского православного богословского института, заведующий кафедрой основного богословия и апологетики, старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ Андрей Кураев проповедует Слово Божье среди поклонников рок-н-ролла, не считает современную культуру чем-то отвлекающим от молитвы, а недавно установил спутниковую тарелку, чтобы избежать отупляющего однообразия отечественного ТВ.

– Отец Андрей, вы сторонник того, чтобы проповедь православной церкви осуществлялась не только традиционными способами, но и на тех же рок-концертах, скажем. А вот на "Фабрике звезд" можно проповедовать?

— В октябре прошлого года в Москве состоялся архиерейский собор. После него я поехал в Петербург, где должен был пройти рок-концерт "Золото на черном", посвященный 100-летию подводного флота России. В Ледовом дворце собралось 17 тысяч ребят. На сцене – Шевчук, Бутусов, Кинчев. И там прозвучала моя проповедь. А через несколько дней, уже будучи в Москве, я митрополиту Клименту, управляющему делами Московской патриархии, сказал: "Владыка, я тут снова согрешил, на рок-концерт ходил, проповедовал…" В ответ слышу: "А что в этом такого особого? Мы же специально записали в решениях собора, что необходимо привносить элементы современной молодежной культуры во внебогослужебную проповедь. Так что я не понимаю, зачем вы мне об этом рассказываете!"

Теперь о "Фабрике звезд". У меня аллергическое отношение ко всяким фабрикам и технологиям. С одной стороны, это моя личная неприязнь, еще с советских времен, к всевозможным таблицам, которые в МГУ требовалось нарисовать по диамату. А с другой – желание избежать любых технологий, манипулирующих людьми. И потому и Карнеги, и пиар-технологии, и "фабрики звезд" мне одинаково несимпатичны. В самом названии "Фабрика звезд" содержится значительная доля иронии и, по большому счету, неуважения к ее участникам. После того как я с проповедью стал появляться на рок-площадках, некоторые недоумевающие христиане стали спрашивать меня, буду ли я выступать на поп-концертах. Я долгое время говорил, что нет. Но это было голословно, поскольку не было ни подобных предложений, ни моих отказов от них. А в ноябре 2004 года штаб Януковича предложил мне выступить в поддержку этого кандидата в президенты Украины вместе с Аленой Апиной в одном концерте. Мои симпатии были скорее на стороне Януковича, нежели Ющенко, но они не заходили настолько далеко, чтобы взойти на одну сцену с Аленой Апиной. Так что и с "Фабрикой звезд" мы будем жить в разных мирах.

– Современная культура – союзник или противник христианства?

– Это все равно, что спрашивать: типография – союзник или противник христианства? Зависит от того, в чьих руках печатные станки. Мне дороги слова святого XIX века Феофана Затворника, который сказал: науки нет, а есть научники, которые вертят наукой как хотят. То же самое можно сказать и о культуре. Она очень разнообразна, особенно в наше время, когда нет границ ни межгосударственных, ни даже межэпохальных. В одной только Москве люди занимаются древней магией и высшей математикой, практикуют культы Карибского моря, читают Достоевского… Культура очень разнолика, и дать ей какую-то общую оценку нельзя.

– В православной литературе мне приходилось сталкиваться с мнением, что театр – зло, поскольку это суррогат церковной службы, отвлекающий от молитвы…

– Говорить о театре вообще так же невозможно, как и о культуре. Есть античный театр, к которому святые отцы и христианские писатели древности относились отрицательно. Потому что в течение очень многих веков репертуар театров оставался античным, то есть языческим. На сцене появлялись языческие боги, а сексуальная этика была порой весьма далекой от христианской. Отцы Церкви считали, что есть вещи, которые нельзя делать даже понарошку – например, поклоняться языческому Зевсу. Но с той поры прошло полторы тысячи лет, появился новый театр, в репертуаре которого много произведений, глубинно связанных с христианским пониманием человека. Поэтому переносить на современный театр оценки V века неправильно.

– Да, но культура – не только театр, но и светские книги, кинематограф, концерты классической и современной музыки – всеми способами отвлекает человека от Церкви, от того, чтобы ему обратить свои мысли к Богу…

– В советские времена очень любили говорить о том, что нас что-то от чего-то отвлекает. Любимый аргумент атеистической пропаганды был такой: религия отвлекает массы трудящихся от строительства коммунизма. И еще тогда я видел в этом фальшь. Почему религия отвлекает, а футбол не отвлекает? Тоже отвлекает! И еще бо/льшие массы. Только против футбола советская власть почему-то ничего не имела. Да, театр и книги отвлекают от молитвы. А что от нее не отвлекает? А семья? А дети? А наука? Тут какие-то двойные стандарты получаются. Почему не говорят о том, что строительство храма отвлекает от молитвы? Отвлекает, если ты священник и при этом становишься прорабом, думаешь о том, где найти качественный кирпич да как сделать, чтобы у тебя на стройке рабочие не пили и не матюгались. Ты же тоже в эту минуту не молишься. Так что ж тогда, строительство храма – греховное дело? Поэтому вопрос не в том, отвлекает или не отвлекает. Культура – это пространство человеческой коммуникации. Вопрос в том, что мы хотим сообщить, что мы хотим услышать. Критикующим культуру как нечто, что отвлекает от церкви, я бы хотел сказать: плохо, когда человек, не освоив азы человечности, обычной человеческой культуры и этикета, начинает претендовать на нечто более высокое. Прежде чем обожиться, надо очеловечиться.

– Как, с вашей точки зрения, рост числа увеселительных заведений в той же Москве влияет на духовное развитие людей?

– Надо было бы быть аутистом, живущим в виртуальном мире, чтобы считать, что из советского атеистического общества можно было бы сразу же колоннами повернуть к христианским ценностям. Просто все мы должны учиться жить в дисперсном обществе. Вопрос не в том, что строится что-то помимо храмов, в том числе и антихрамы типа казино. Вопрос в другом: что поддерживает государство? В частности, федеральные средства массовой информации. Одной из самых непонятных вещей в мире российского телевидения за последние пятнадцать лет стало обилие различных халяв. С одной стороны, самые модные политологи начала 90-х годов писали о том, что нам в России будет сложно строить капитализм, потому что в России нет трудовой этики, сильны традиции советского патернализма, а православие не совсем похоже на протестантизм. С другой стороны, шла массированная пропаганда халявы – "поля чудес" и прочие игры в миллионеров. А это вещь, которая на самом деле разрушает трудовую этику! И плюс сериалы типа "Бригады", чей месседж вполне однозначен: лучший способ красиво прожечь свою жизнь – вступить хоть в какую-нибудь бандочку. Cценарий симпатичный, актеры хорошие, а потому, я думаю, на совести создателей этого сериала не одна сотня загубленных жизней. Советское же телевидение изначально строилось так, чтобы тащить своего зрителя вверх. Оно ставило задачу чему-то научить и приподнять планочку того, кто скучает перед телеэкраном. Телевидение последних пятнадцати лет, наоборот, работает в сторону занижения, примитивизации. "Одноклеточное" ТВ породило тех "одноклеточных" россиян, которые, нимало не стесняясь ни Бога, ни совести, ни телекамер, продолжали отплясывать в Таиланде после цунами, буквально на их глазах унесшего десятки тысяч жизней… Меня не шокирует то, что есть казино или кабаре, меня шокирует то, что в пространстве федерального телеэфира жанр казино и кабаре получает 80% времени.

– Золотой телец во всем виноват?

– Это было бы слишком легким объяснением. Тут, несомненно, не обошлось без презрения к народу со стороны тех, кто владеет телеканалами. Пипл, мол, хавает...

– Стало общим местом говорить, что передача "Аншлаг" – это чудовищно. Все говорят, но регулярный ее выход не прекращается…

– Эта ситуация, в частности, заставила меня накануне нежданно растянутых новогодних каникул поставить спутниковую тарелку, чтобы иметь возможность обойтись без рекламы, попсы и рассказов о жизни Владимира Владимировича. За эту свободу я готов платить 20 долларов в месяц.

– Что смотрите, если не секрет?

– В основном научно-популярные программы по каналу Discovery. История, хроника, археология, жизнь животных… Все-таки жизнь бегемотов интереснее, чем жизнь депутатов.

Беседовал Владислав КОРНЕЙЧУК

"ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ", 22 февраля 2005 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования