Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ": Храм не по чину. Что стоит за противостоянием православных на Западной Украине


Недавно был обнародован факт, претендующий на сенсационность. Оказывается, наше государство оказывает финансовую помощь западным епархиям Украинской православной церкви Московского патриархата. Денежная поддержка людей, которые даже не являются гражданами России, была бы невозможна, если бы не постоянные заявления Московской патриархии об экстремальной для православных обстановке, сложившейся в регионе. Причем в качестве самого вопиющего примера упоминался отказ властей Львова предоставить приходу участок земли под строительство своего храма. Корреспондент "ПЖ" побывал в эпицентре этого конфликта.

Без света и вентиляции

Деревянный барак-храм во львовском микрорайоне Сихов мало походил на центр межрелигиозного противостояния, а его интеллигентный настоятель отец Владимир Кузьо не выглядел фанатиком.

"Когда началась перестройка, — рассказывает он, — мы получили в Сихове для общины Свято-Михайловский храм. В 1990 году, когда здесь легализовалась грекокатолическая церковь, они потребовали, чтобы храм передали им, поскольку он был построен грекокатоликами. Взамен горсовет выделил кусок земли, на котором мы сейчас находимся. Здесь мы построили новую церковь — ту самую, которая стоит в десяти метрах отсюда. Я был в ней и настоятелем, и строителем, и всем остальным. Но тут наступил 1992 год. Наш епископ ушел в раскол, а за ним и наш приход вместе со вторым священником.

Престол, накрытый сверху полиэтиленом, затем собранный из остатков прежнего строительства деревянный барак без света и вентиляции — зимой он промерзает, летом превращается в печку. Со временем незначительная поначалу община увеличилась человек до 150.

Пока отец Владимир служит, а его прихожане ходят в храм (гордясь своей верностью канонической церкви), в инстанциях различного уровня происходят сражения. Отец Владимир, построивший свой храм, долго надеялся, что каким-то образом ему удастся его вернуть. Пытался оспорить перерегистрацию своей прошлой общины в другую конфессию. Затем решил, что построит храм на том же куске земли, благо место, действительно, позволяет. То, что Сихов уже напоминает большой монастырь, его не смущает. Хотя если встать на пороге его барака, то в зоне прямой видимости — не только храм конкурентов, но и огромный грекокатолический собор и баптистский Дом молитв. В радиусе пятисот метров есть еще одна грекокатолическая церковь и "Зал царств" Свидетелей Иеговы.

В начале 1990-х гг. на территории области насчитывалось около 900 мест, где религиозные общины конфликтовали на почве раздела собственности или претендовали на пустующие здания и участки земли. Сейчас таковых осталась сотня, что тоже немало. Однако случай с приходом отца Владимира достаточно быстро вышел за пределы рядового инцидента. Только этому конфликту уделяли свое внимание Папа Римский, президент Украины и большое число деятелей рангом ниже. Крошечный по масштабам Галиции приходик с одним-единственным упертым человеком стал козырным тузом, который предъявляли Московская патриархия и стоящие за ней общественно-политические силы в России и на Украине в качестве примера дискриминации православного населения в Галиции.

Забытые православные

"Когда-то мы были дружны с митрополитом Кириллом — ведь я учился в Ленинградской богословской академии, — говорит о нынешнем главе отдела внешних церковных сношений Московской патриархии митрополит Львовский и Сокальский Андрий (Горак). — Очень жаль, что теперь эти контакты утеряны".

Митрополит Андрий — типичный герой смутного времени. В 1990-м он стал епископом Русской православной церкви, поскольку проявил себя как боец в ситуации, когда большинство священников региона пассивно смотрело на процесс восстановления Украинской грекокатолической церкви. Однако в 1992 г. он поддержал митрополита Филарета (Денисенко), который объявил о том, что намерен создать независимую Украинскую православную церковь. "Они в Москве ничего не хотят понимать. Я видел ситуацию в своей епархии. Отдать собор, который мне достался такой кровью (прежде он принадлежал римокатоликам. — Н.М.) и остаться (в маленькой русскоязычной церкви. — Н.М.) на улице Короленко?!" — говорит митрополит Андрий. Так или иначе, под контролем митрополита Андрия (преданного РПЦ анафеме) ныне находится более 200 приходов, еще столько же — во второй епархии этой церкви, расположенной в западных районах области. С учетом еще одной религиозной организации — Украинской автокефальной православной церкви, а также Московской патриархии всего на Львовщине на начало 2004 г. было 840 православных приходов. Это лишь в полтора раза меньше, чем грекокатолических, которых 1500.

По мнению Андрия, все это "позволяет говорить о том, что православие в Галиции мы сохранили". Впрочем, в Москве такие православные никого не интересуют. Ущемление православных, на которое ссылается в своей риторике, например, Институт стран СНГ Константина Затулина, — это случаи, касающиеся только 60 приходов РПЦ, и в первую очередь Сихова. Представители этой организации никак не могут поверить в то, что конфликт вокруг Свято-Владимирского прихода порожден в первую очередь противоречиями в православной среде. Столкновение амбиций священников некогда единого прихода здесь считают результатом происков униатов.

Почему же местные власти не могли как-нибудь разрешить этот ставший политическим вопрос? Почему не дать приходу кусок пока еще дешевой львовской земли на окраине, если эта история вышла на такой уровень? Этот вопрос я задавал представителям городских властей. Объяснения слышал разные: никакого нарушения религиозных свобод, никакой политики. Но внятно причины конфликта объяснил только бывший депутат горсовета, а ныне директор Института развития города Андрий Садовый. "Голосуют депутаты, но чаще всего голосуют так, как скажет мэр. Тот, кого не переизбрали в 2001 году, себя позиционировал как идейного революционера. Никак не хотел регистрировать здесь коммунистов. Такой был упертый человек, культуры было у него мало. С приходом этим то же самое".

Подвижки и расчеты

Сейчас ситуация с сиховским приходом совершила очередной виток. Накануне визита Папы в Сихов в 2002 г. городские власти сделали неуклюжий жест, заявив о намерении снести некрашеный барак с видом на предполагаемое место встречи главы католиков с молодежью. Начавшийся скандал привел к тому, что в очередной раз в него включились дипломаты и церковные деятели, и под это дело горсовет сдался и одобрил принципиальное решение о выделении земли. Однако предложенный участок отец Владимир отверг: "Там была свалка. Если они хотят там строиться — пусть делают планируемое новое здание горсовета".

На первый взгляд при конфликтах такого масштаба власти города заинтересованы в их скорейшей локализации. Но Галиция особый регион. Как говорит местный исследователь протестантизма Виктория Любащенко, "любой галичанин настроен на украинизацию, и в этом отношении здесь религия всегда вторична по сравнению с языком". Знает это и, по-моему, удачно использует в своих интересах и духовенство Украинской православной церкви Московского патриархата.

Как организации ей никто в регионе не угрожает. Особенно грекокатолики, которые, по общему мнению и священников, и архиерея РПЦ, "все у нас, что могли, отобрали, но сейчас ведут себя мирно". Более того, начальник отца Владимира архиепископ Августин с удовольствием участвует в различных экуменических мероприятиях с грекокатоликами, неоднократно встречался с руководителем их церкви — кардиналом Любомиром Гузаром и отзывается о нем исключительно положительно. Двое священников (один из которых — руководитель миссионерского отдела Львовской епархии УПЦ МП) уже несколько лет преподают в Львовском католическом университете — главном учебном заведении УГКЦ.

Проблема в другом. 60 имеющихся во Львовской епархии приходов — это по масштабам области мизер. Больше зарегистрированных общин имеют не только две другие конкурирующие православные конфессии, греко- и римокатолики, но и пять основных протестантских церквей. Финансово епархия живет за счет помощи от московских и киевских спонсоров, денег которых, однако, вряд ли хватит на строительство кафедрального собора, храма в Сихове и других необходимых объектов.

Цена вопроса

А без собора в центре города архиерею не положено. В епархии к тому же сейчас мечтают не только о нем, но и о четырех-пяти новых храмах на окраинах — вроде бы людей для этого должно хватить. Нынешняя главная церковь епархии — та самая, на улице Короленко, — переполнена. По воскресеньям там проводят по три литургии, да и то половина людей слушает их на улице. Сохранив паству, а затем и построив новые храмы, церковь имеет шансы в Галиции удержаться. Вопрос, кто это удовольствие оплатит.

Архиепископ Августин знает ответ на этот вопрос. В окончании конфликта на Западной Украине заинтересованы в первую очередь грекокатолики.

— Почему именно они?

— Потому что именно грекокатолики разгромили в 1989—1990 годах нашу епархию.

— А как же Андрий (Горак)?

— Ну он тоже мог бы усовеститься и попросить депутатов выделить землю или чем-нибудь поделиться. Ведь он увел наш собор и епархиальную канцелярию. И вообще, вопрос мог быть решен несколько лет назад — отдал бы горсовет нам доминиканский собор по соседству, у нас был бы кафедральный храм, а они дали его адвентистам (к тому времени у епархии было 25 приходов, а у адвентистов более 50, а сейчас и вовсе 90). А нам где служить?

Какова же цена вопроса? "Ну, нам нужен собор, храм в Сихове и епархиальная резиденция".

Кто будет оплачивать строительство храмов РПЦ во Львове — местные власти или грекокатолики, — архиерею и священникам все равно. Благо в другой области Галиции — Ивано-Франковской — пять лет назад строительство особняка для другого архиерея РПЦ оплатил вообще папский представитель.

Более того, когда здесь станет тихо, кому в Москве будет интересна мизерная епархия на западной границе бывшего СССР? Ведь неинтересна сейчас какая-нибудь Волынь, где тоже в начале 1990-х православные между собой с боями делили церкви. Ну а пока этого не произошло, мы и дальше будем наблюдать за противостоянием очень принципиальных деятелей.

Николай МИТРОХИН, кандидат исторических наук

"ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ", 22 февраля 2005 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования