Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЗА ПРАВА ЧЕЛОВЕКА": Митрополит-антисемит. К 10-летию кончины митрополита Санкт-Петербургского Иоанна (Снычева)


Снычев Иван митрополит,
Как обло пламенно палит,
гляди гляденьем в оба
на чудо-юдо-фоба.

Особое место в иерархии РПЦ занимает идеолог воинствующего антисемитизма, черносотенства, великодержавного шовинизма – митрополит Иоанн Снычев, занявшийв 1990 году Санкт-Петербургскую кафедру и ставший членом священного синода РПЦ. С этого момента и до своей смерти в 1995 году митрополит Иоанн развил активную проповедническую деятельность, снискав не только широкую поддержку со стороны руководства московской патриархии, но и обрел множество единомышленников среди духовенства и мирян.

Успех популярности ультрареакционных идей митрополита Иоанна в церковной среде заключается в том, что примитивный, "бытовой" антисемитизм, имеющий место в церковной среде, он развил, возведя его на мистический, на богословско-догматический уровень. Для митрополита Иоанна сионизм – высшее проявление зла в современной истории и, в частности, - основной враг российского государства и православной церкви.

Приведем пример подведения м. Иоанном религиозной базы под его юдофобство:

"Во-первых, следует четко уяснить себе, что нам предстоит проблема духовная, проблема межрелигиозных, но вовсе не межнациональных отношений...

Во-вторых, суть проблемы заключается в непримиримом противоречии двух религиозных мировоззрений (православие и иудаизм – Г.Я.), соответственно определяющих идеалы народного быта, нравственные нормы понимания смысла жизни. Противостояние это обостряется тем, что в самосознании обоих народов (русские и евреи – Г.Я.) чрезвычайно сильны идеи избранничества, мессианства, особого служения..." (Творцы катаклизмов, "Советская Россия", 22.03.1994 г. - эта и все остальные цитаты взяты из сборника митрополита Иоанна "Русский узел", Санкт-Петербург, 2000, - стр.149 – буду указывать номера страниц этого сборника- Г.Я.).

Далее м. Иоанн говорит о служении русского народа высоким нравственным идеалам, одновременно "разоблачая" избранничество народа еврейского, приписывая ему противоположные, низшие качества: "иное понимание избранничества предполагает иудаизм. "Евреи приятнее Богу нежели ангелы". "Как человек в мире высоко стоит над животными, так евреи высоко стоят над всеми народами на свете" (так учит Талмуд - по утверждению м. Иоанна - Г.Я.). "Это вероучение (продолжает митрополит - Г.Я.) основывается на том, что иудеи самим Богом избраны для господства и должны всемерно стремиться к достижению этой цели. Отсюда проистекает еще одно фундаментальное положение иудаизма, гласящее, что иудей не имеет никаких нравственных обязательств перед иноверцем.

Понятия справедливости и милосердия, честности и благодарности, с этой точки зрения, не применимы к христианину или мусульманину, ибо они, строго говоря, не могут даже считаться людьми...

Итак: православное понимание своего избранничества есть понимание обязанности служить ближнему своему. Избранничество же иудея есть избранничество на господство над окружающими людьми" (Творцы катаклизмов, Сборник, стр.150).

Чтобы усугубить черный образ иудейства, в той же статье "Творцы катаклизмов" м. Иоанн ссылается еще на один "апокриф" – запись выступления некоего иудейского раввина (имя его не приводится) на одном из религиозных собраний (также неизвестно где и когда), единственную ссылку митрополит делает на некоего Джона Редклифа, опубликовавшего, как пишет митрополит, "это в Англии в обозрении политико-исторических событий за последнее десятилетие" (более точных данных этого издания м. Иоанн также указать не удосужился). И естественно, этот безымянный раввин по убеждению митрополита строит коварные планы по поручению всех иудеев: "Христианская церковь – один из опаснейших наших врагов и мы должны упорно трудиться, чтобы ослабить ее влияние". Далее раввин дает инструкцию, каким образом ослабить и дискредитировать церковь, и заключает: "Восемнадцать веков принадлежали врагам нашим, но век настоящий и будущее должны нам принадлежать – нам, народу Израиля, и это будет так... Каждая война, каждая революция, каждое политическое или религиозное потрясение в христианском мире приближают нас к тому моменту, когда высшая цель наша будет достигнута нами".

Далее, в сноске, митрополит, говоря об обширных совпадениях мыслей цитируемого раввина с текстом "Протоколов сионских мудрецов", часто буквальных, подводит читателей к мысли, что эти совпадения заставляют думать, что документы восходят к единому первоисточнику (Сборник, стр. 154).

Для нагнетания юдофобии митрополит ссылается еще на один "апокриф" в доказательство аморальности еврейского народа: "Русскоязыческий израильский журнал "Алеф" в статье "Феномен еврейской души", опубликованной в 1992 году, писал (по утверждению митрополита – Г.Я.): ...еврейский народ выделился в особую категорию, отличную от остальных народов. Это отличие является качественным, принципиальным... Еврей – не просто человек. Еврей – создание, в которое Всевышний внедрил дух святости... Еврей стоит вне мироздания... Эта особенность еврейского народа передается по наследству каждому еврею... Определение "человек" в его высшем смысле относится лишь к обладателям Божественной души". (Нераскаянное преступление, "Советская Россия", 14.03.1995 г. Сборник, стр. 287).

За приведенной цитатой следует сентенция митрополита: "Вот так – ни больше, ни меньше. Мы с вами, оказывается, и не люди вовсе. Судите сами, сколь разительно отличается тщеславный дух нынешнего иудаизма от покаянной благодати Ветхого Завета" (там же, стр. 287).

И естественно, главный антисемитский аргумент митрополита – "Протоколы сионских мудрецов". Хоть он и не утверждает, что "Протоколы" подлинны, но рассуждает так: "Подлинны "Протоколы" или нет, но восемьдесят лет, прошедших после их опубликования, дают обильный материал для размышления, ибо мировая история, словно повинуясь приказу невидимого диктатора, покорно прокладывала свое прихотливое русло в удивительном, детальном соответствии с планом, изложенным на их страницах. Не миновала на этот раз общей участи и Россия".

Далее, описывая свое видение исторического развития, совпадающего с изображением в "Протоколах", м. Иоанн заканчивает: "Оглянемся вокруг: какие еще доказательства нужны нам, чтобы понять, что против России, против русского народа ведется подлая, грязная война, хорошо оплачиваемая, тщательно спланированная непрерывная и беспощадная. Борьба эта – не на жизнь, а на смерть, ибо по замыслу ее дьявольских вдохновителей уничтожению подлежит страна целиком, народ как таковой" (Битва за Россию, "Советская Россия", 20.02.1993 г. Сборник, стр. 73).

Приведенные параноидальные идеи м. Иоанна Снычева не только с благосклонностью воспринимались руководством РПЦ, и в частности, Патриархом Алексеем II, но и широко публиковались в статьях, многочисленных интервью как в левой, прокоммунистической и националистической прессе: "Советская Россия", "Правда", "Завтра", "Русский вестник", журнал "Москва".

Митрополит Иоанн Снычев умер в 1995 году, но семена ксенофобии, антисемитизма, шовинизма и ультранационализма, посеянные митрополитом - разрастаются и процветают.

Опусы митрополита переиздаются церковными изданиями и их легко обнаружить в церковных магазинах и книжных лавках, как в Москве и Санкт-Петербурге, так и по всей стране.

Наследие митрополита Иоанна на антисемитском поприще вдохновляет адептов на новые подвиги. Таково скандальное обращение в Генпрокуратуру "двадцати нардепов-антисемитов" и их единомышленников и его провокационная публикация 23 января 2005 года, накануне визита президента В. Путина на мемориальные мероприятия в Польше, посвященные 60-летию освобождения Освенцима.

И этот антисемитский перл опубликован ни где-либо, а именно в газете "Русь Православная", главным редактором которой является Константин Душенов, верный ученик и соратник митрополита Иоанна, многие годы работавший его личным секретарем и помощником в литературных трудах.

Воистину митрополит умер, но эстафетная палочка православного антисемитизма передана в надежные руки.

Священник Глеб Якунин,
4 февраля 2005
газета "За права человека", № 22, январь 2005


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования