Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"МЕЧ И ТРОСТЬ": Талантливый архиерей. Об "опытном дипломате" архиепископе РПЦЗ(Л) Марке (Арндте)


Имущественный вопрос земельных участков на Святой Земле, поднятый недавно Патриархом Алексием с целью утверждения за ним Палестинской Автономией владений Зарубежной Церкви, послужил причиной для архиепископа Марка (Арндта) заявить публично свое несогласие с патриархийными претензиями на палестинские земельные участки, принадлежащие Зарубежной Церкви. Вследствие чего добрые души подумали, что Владыка Марк наконец понял сущность Московской Патриархии и что возможным становится примирение между "двумя зарубежными церквами" в процессе осознания своих ошибок последователями Вл. Лавра.

Анализируя подобные явления наших дней, необходимо иметь ввиду неуклонно тот факт, что с нашей Церковью ведется постоянная борьба со стороны сил Московской Патриархии и служб Российской Федерации.

В 1985 году Синод Московской Патриархии решил всеми силами ликвидировать "карловацкий раскол". Неужели можно сомневаться в серьезности решений МП и в том, что пройдут соответствующие мероприятия?

Наблюдение за событиями прошедшего хотя бы десятилетия приводит к совсем определенным заключениям.Службы, которым поручено уничтожение РПЦЗ, отлично сработали и глубоко продвинулись в тыл неприятеля – Зарубежной Церкви. Только график ими не был исполнен в желаемое время, так как попутно встретились непредвиденные протесты от пытливых наблюдателей нашей Церкви.

С развитием событий в 2004 г. по "вожделенному" соединению - встречи на высшем уровне, работы комиссий - появились те же условия, как и в прежние годы, выразившиеся в более или менее организованном сопротивлении; например, в создании Общества Ревнителей памяти Митрополита Антония (Храповицкого), на страницах газеты "Наша Страна" и со стороны отдельных лиц.

Это сопротивление оказалось достаточно сильным, чтобы главные актеры сближения Церквей приостановили, хоть на некоторое время, его развитие. Этой тактикой можно объяснить неожиданное, казалось бы, заявление архиеп. Марка по поводу земельных участков в Палестине.

Посмотрим, как в аналогичных случаях действовал этот талантливый архиепископ.

Когда в 1998 г. посыпались протесты против его собеседований в Германии с архиеп. Феофаном (бывшим заместителем председателя ОВЦС МП митроп. Кирилла) и обнаружились его встречи с Патриархом Алексием, пришлось ему приостановить начатый им процесс сближения. В своем интервью журналу "Радонеж"№ 9, июнь 1998 г., архиеп. Марк объяснил, что проделанные им шаги были несвоевременны или недопоняты, и поэтому им нужно было дать время:

"Вопрос: Владыка, мы получили сообщение о прошедшем Архиерейском Соборе РПЦЗ. В частности, на нем обсуждался вопрос об отношениях с Московской Патриархией. В послании Собора говорится, что "никаких переговоров о соединении с Московской Патриархией, то есть о самоупразднении РПЦЗ", никогда не велось. Не могли бы Вы пояснить этот пункт?

Ответ: По поводу этой формулировки я могу ответить на Ваш вопрос так: действительно, мы не вели никаких собеседований о "самоупразднении" или о чем-то таком. Мы говорили о трудностях, которые лежат между нами... Конечно, такая формулировка не соответствует предмету наших собеседований. Здесь вообще имеются ввиду какие-то другие собеседования.

В: Владыка, если я правильно понял, эта формулировка не относится к собеседованиям, которые Вы ведете в Германии с архиепископом Феофаном?

О: Видите ли, она касается этих собеседований, но косвенно. Информация об этих собеседованиях, не всегда надлежащим образом поданная, нередко вызывала весьма бурную реакцию. Сейчас на время надо как-то воздержаться и очень осторожно доводить до всеобщего сведения информацию о том, что, собственно, происходит. Цель проведения собеседований была недопонята, и мы не можем сейчас делать вид, что не было в нашей пастве смущения, что не было бури общественных эмоций: она была и она есть.

Мы старались как-то приблизиться к пониманию друг друга. Но в нашей пастве это не было правильно понято. Возникли некоторые опасения. И сейчас прежде всего надо заботиться о том, чтобы успокоить паству и довести до её сведения, что, собственно, происходит, что мы хотели и что мы считаем нужным сделать. Мы должны считаться со своей паствой.

"Считаться с паствой" приходится и сейчас, перестраиваясь на линии фронта. Но вернемся к конкретному вопросу о земельных участках на Святой Земле. Факты нам покажут богатые способности архиепископа Марка в области дипломатических контактов с политическими и религиозными инстанциями, в отводе внимания от реальных действий.

Попытка захвата Патриархией наших владений в Хевроне проводилась после тщательной подготовки. После похищения купчей была произведена кадастровая переписка этих земельных участков на нового владельца МП в феврале 1997 г.Патриарх явился в Хеврон 16 июня, выжидая сначала 3/4 часа в городе, чтобы ему раскрыли путь в монастырь. Наконец это было сделано путем взлома двери в колокольню и Патриарх смог войти в храм.

Все же для захвата имущества в Хевроне понадобился другой план. Он был разработан Патриархией с учетом применения грубой силы и был проведен в исполнение 5 июля 1997 г. Решено было взять монастырь "штурмом" и выставить силою нежеланных насельников и заселить его новыми. Была команда в 3-4 десятка солдат, были представители Московской Миссии, начальник архим. Феодосий, его помощник игумен Гурий, чиновник из посольства и в кустах - автобус с монахинями для заселения. И пришлось сопротивлявшихся бить. Били наших монахинь в живот, били головой о стенку, били головой о пол.

План был выполнен! Вот как это сообщал Отдел Внешних сношений МП для органов информации от 11.07.97 под заглавием "Троицкий монастырь в Хевроне возвращен Русской Православной Церкви": "5-го июлявсе ключи от помещений были добровольно отданы прибывшим властям для передачи начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. В тот же день Начальник Зарубежной Миссии и его помощники выехали из монастыря в сопровождении сотрудников службы безопасности, о корректности действий которой свидетельствует тот факт, что для сопровождения инокинь из Иерусалима, посещавших в это время монастырь, были специально приглашены женщины-полицейские".

А вот как описывает эти события свидетель из Зарубежной Церкви архимандрит Варфоломей /ныне – епископ РПЦЗ(В)/: "Одна из женщин-солдат вырвала у игумении из рук тетрадь, в которой были записаны все телефонные номера. Игумения эту тетрадь выхватила обратно, и все время крепко её держала. Тогда женщины толкнули игумению. Она упала. Отец Варфоломей и сестра Наталия кинулись её поднимать. Тогда вошел некий Бакри (который 30 июня, когда игумения жила в Хевроне и его внутрь дома не пускала, ей кричал: "Я тебя о пол вытру ногами, ты будешь у меня лежать под ногами".) и заорал: "Берите их"! Все запели тропарь Троице и св. Николаю... Из дома первойвыпихнули сестру Наталию 5 человек. Ее несколько раз стукнули головой о стену, выбили стекло её очков и стали бить её в живот. Игумению Иулианию кинули на каменные ступеньки порога дома, схватили за подрясник и волокли спиной по лестнице. Матушка 6 раз стукалась головой по каменным ступенькам...полицейские стали избивать Владислава, затем схватили его за руки и ноги, и с побоями волокли его по земле к калитке; другие солдаты схватили о. Андроника и о. Серафима и так же паломника Сергия...о. Владислава уже держало большое количество полицейских, его свалили на землю сбоку от бетонной дорожки и стали надевать наручники. ОтецВарфоломей пытался оттаскивать солдат от Владислава, солдаты его схватили и затолкали в машину игумении..."

После побоища наших монахинь и отнятия у нас монастырского имущества, Синодом РПЦЗ была назначена чрезвычайная Комиссия во главе с архиепископом Марком для урегулирования дел и возвращения нашего имущества в Хевроне.Комиссия приступила неотлагательно к исполнению своих обязанностей. За короткий срок она посетила: "заместителя Иерусалимского патриарха Диодора, глав и представителей других церковных общин и дипломатических представителей разных стран, а также представителей палестинского и израильского правительств. 12 июля комиссия была принята в Газе самим президентом Арафатом, 16 июля вновь встретилась с назначенным им для разрешения проблемы министром иностранных дел д-ром Набиль Шаатом и министром юстиции Абу Мидэном; 23 июля была принята женой Арафата, Сухой,а между тем имела множество других встреч" (из документа Канцелярии Синода РПЦЗ, 4 августа 1997 г.).

При правительстве Палестинской Автономии была учреждена комиссия по изучению проблемы Хеврона, состоявшаяся из представителей пяти министерств. Деятельность архиеп. Марка вызывала широкий интерес и уважение. Рекламу архиеп. Марку поддерживал "Вестник Германской епархии" РПЦЗ, описывающий все дипломатические визиты Владыкис комплектом фотографий, где Марк был снят в разных видах: с Арафатом, с Сухой без Арафата, с Арафатом и с Сухой и т.д. В статье "Наша Церковь в Святой Земле" также описывался подвиг наших монахинь: "В конце концов наши монахини были с побоями изгнаны из монастыря, некоторых били по лицу и тащили насильно, потому что они не хотели уходить добровольно. Игумению Иулианию волочили по лестнице так, что она несколько раз ударилась головой о каменные ступени, и ее пришлось поместить в больницу в Иерусалиме" ("Вестник Германской епархии", № 4 за 1997 год).

Кто мог догадаться тогда, что, как часто бывает, все эти комиссии работали для отвода глаз изатягивания дела? "Благие намерения" её членов, протоиереев Георгия Ларина, Виктора Потапова и протод. Евгения Бурбело, выразились в предложении о. Виктора поделить Хеврон с московскими монахинями, а встретив отказ, кем-то из них было заявлено, что наших монахинь недостаточно били.

13 июля 1997 г. после того, как архиеп. Марк накричал на Митрополита Виталия (по его же признанию на Елеоне), было опубликовано покаянное письмок Арафату. Так под видом необходимой "дипломатической записки", имея ввиду, якобы, "возвращение" нашего имущества, произошло полное "обеление" и "оправдание" захватчиков в Хевроне. Не встречается в нем ни протеста против захвата нашего имущества, ни возмущения по поводу избиения наших монахинь, но зато обещается их должное наказание:

"Мы сожалеем, что Ваше Превосходительство потерпело ущерб в результате непослушания некоторых членов нашей Миссии, и мы искренно просим Вас принять наши покорнейшие извинения (mosthumbleapologies).

Мы, в свою очередь, примем дисциплинарные действия против тех, которые несут ответственность за этот крайне печальный инцидент, и будем следить за тем, чтобы такое недопустимое поведение никогда больше не повторялось".

Архиеп. Марк заверял, что чем быстрее будут высланы вон из Святой Земли нарушители порядка и оскорбители Арафата, тем быстрее будет нам возвращен Хеврон.

В заключение способный архиепископ Марк добился за короткий срок:

- освобождения от должностей всех противомосковских служителей нашей Церкви;

- назначения себя наблюдателем за Духовной Миссией и монастырями РПЦЗ в Св. Земле;

- закрепления за собой признания опытного ходатая в интересах Зарубежной Церкви.

Знал ли архиеп. Марк, что никогда нам не вернут захваченное имущество в Хевроне? – Конечно, знал.

Во-первых, в феврале 1997 г. кадастровая запись территории Дуба Маврийского была переписана на Московскую Патриархию. Об этом узнала игумения Иулиания, когда явилась в кадастральное учреждение в мае1997 г. Очевидно, была предъявлена представителями МП соответствующая купчая, которая исчезла из архива на Елеоне. Естественно, что Патриарх попытался вступить в свои владения уже 16 июня 1997 г., да встретил сопротивление от непокорных монахинь, приехавших с Елеона. (Посещение Патриархом монастыря у Маврийского Дуба было подготовлено игуменией Гефсиманской обители Анной, находившейся в контакте с представителями Московской Духовной Миссии.)

Во-вторых, власти Палестинской Автономии не скрывали того мнения,что Зарубежная Церковь занимает территорию в Палестине незаконно. Об этом свидетельствует интервью, данное в Москве журналу "Вертоград-Информ" 12 июля 1997 г.послом Палестины Хайри Абдель Фаттахом (№ 7(28) 1997):

"Как Вы знаете, Патриарх Алексий II был в Палестине 16-17 июня, его встречал президент Ясир Арафат. Между ними был разговор о возвращении собственности Русской православной церкви...

После революции 1917 г. раскольничья Церковь, так называемая Русская Православная Церковь Заграницей, которая находится в Нью-Йорке, захватила эту собственность…

После того, как эти территории перешли под управление палестинской власти, Русская православная церковь обратилась к нам с тем, чтобы мы возвратили ей эту собственность. Она предоставила нам документы, доказывающие её право на эти земли. Мы рассмотрели эти бумаги и в рамках закона мы нашли, что Русская православная церковь имеет все права на эту собственность. Поэтому президент Палестины ЯсирАрафат издал указ, согласно которому должны быть приняты все необходимые меры для возвращения собственности в Палестине Русской православной церкви…

Как раз это случилось 5-го июля: состоялась официальное возвращение Троицкого монастыря Русской православной церкви в присутствии представителя его святейшества Патриарха Алексия II в Палестине…

У нас есть документы, что именно Русская православная церковь Московского патриархата является собственником этого участка".

На вопрос: сколько еще земельных участков, принадлежащих Русской Православной Церкви Заграницей, осталось на территории Палестины и в какие сроки предполагается их передача Московской Патриархии? - последовал ответ:

"На территории Палестинской национальной автономии осталось еще несколько участков земли, которые будут переданы Московской патриархии. Для этого нет никаких препятствий. Я не могу точно сказать, сколько таких участков, но я точно знаю, что такие участки есть в Вифлееме, в Хевроне и в аль-Халиле. А в Иерихоне участок земли уже возвращен".

В-третьих, на пресс-конференции 16 июня 1997 г. после неудавшегося посещения им Елеона и перед своей поездкой в Хеврон Патриарх Алексий заявил:

"Сегодня нет оправдания дальнейшему существованию Русской Зарубежной Церкви. Все представительства Русской Православной Церкви, осуществляющие свою деятельность за рубежом, должны вернуться под омофор Московской Патриархии".

Да! Действительно, архиепископ Марк - опытный дипломат.

Митрофорный протоиерей РПЦЗ(В) Вениамин Жуков

Париж, февраль 2005 г


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования