Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"THE NEW YORK TIMES": Упор на креативность, а не коллективность. В залах музея, расположенного в нескольких шагах от Кремля, открылась первая Московская биеннале современного искусства


 После 11 лет собирания пыли старый музей Ленина открылся для публики 28 января, и его нынешнее содержимое наверняка шокировало бы аппаратчиков, когда-то тщательно охранявших ленинское наследие.

В затхлых залах музея, расположенного всего в нескольких шагах от Кремля и Красной площади, открылась первая Московская биеннале современного искусства, которая продлится месяц и должна утвердить город - и Россию в целом - в качестве международного центра самых последних тенденций в искусстве.

Это первая подобная выставка со времени распада Советского Союза в 1991 году. На ней представлены работы 41 художника из 22 стран, причем основной упор сделан на видео, фотографии и инсталляции. В рамках биеннале в музеях, галереях и, в дань андеграундным художникам советских времен, квартирах Москвы проводятся более 25 специальных проектов.

Результаты, как и у большинства подобных событий, неоднозначны, но локальный эффект несомненен. 'Думаю, самое важное - это то, что биеннале существует', - говорит Софи Шмит (Sophie Schmit), куратор проекта 'Призраки Одессы' Кристиана Болтански (Christian Boltanski), французского художника, населившего государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева духами с родины его предков, ныне независимой Украины.

Хотя планирование проекта началось больше, чем за год, экспозиции выбирались и готовились в отчаянной спешке, а организаторы и кураторы сталкивались с бесчисленными препятствиями, в не малой степени из-за консерватизма российской культурной бюрократии.

Так, соглашение об использовании музея Ленина, предмет продолжительных споров между федеральным и городским правительством, было достигнуто только 7 декабря.

'Можете себе представить? - сказал в интервью Иосиф Бакштейн, заместитель директора Государственного музейно-выставочного центра Росизо и координатор шести кураторов биеннале. - У нас было меньше месяца на подготовку всех инсталляций'.

Биеннале организована российским министерством культуры, которое и выбрало итальянское название, чтобы подчеркнуть вдохновение от Венеции. Оно же выделило 1,5 млн. долларов для бюджета выставки, в общей сложности составившего 4,3 млн. долларов. Часть денег поступила от города и часть от корпоративных, в основном иностранных, спонсоров.

Однако федеральное правительство и известные российские компании, которые могли бы стать спонсорами, держали фестиваль на расстоянии, очевидно, не будучи уверенными в официальной реакции. Это отражает растущий страх перед политическими разногласиями в стране, где выставка, высмеивающая Русскую православную церковь в 2003 году была закрыта протестующими, а уголовные обвинения в результате были выдвинуты не против них, а против организаторов выставки. Российский министр культуры Александр Соколов не присутствовал на церемонии открытия биеннале 27 января, направив вместо себя заместителя.

Некоторые работы действительно шокируют. Давид Тер-Оганьян (Россия), в прошлом году получивший национальную премию в области искусства 'Черный квадрат', разместил в углах музея дыни, банки и другие предметы, закрепленные скотчем и снабженные таймерами - что в стране, пережившей десятки терактов, вызванных войной в Чечне, вызывает неприятные эмоции.

Работа 'Метаморфозы' Алексея Калиммы из Грозного представляет собой серп и молот, трансформированные в борьбу между солдатом в форме и человеком в чеченском национальном костюме. Более игривые политические комментарии представлены Вячеславом Мисиным и Александром Шабуровым, известными как 'Синие носы'. В их работе видео-изображение проецируется на открытые картонные коробки. Одно из них показывает знакомый образ мертвого Ленина, выставленного для торжественного прощания. Затем он начинает кашлять и метаться в беспокойном сне.

Более критичные политические работы дуэта включены не в главную экспозицию, а в один из специальных проектов, групповую выставку 'Россия 2', организованную галерей Марата Гельмана в Центральном доме художника. Они и другие участники высмеивают президента Владимира Путина, Русскую православную церковь и других постсоветских политических и общественных деятелей. Бывший министр культуры, глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой, изначально поддержавший идею проведения биеннале, на пресс-конференции перед ее открытием сообщил, что ограничений по содержанию не было. Однако он указал, где пролегают границы.

'Думаю, любая тема разрешена, - ответил он на вопрос об ограничениях. - Но для государства недопустимо платить за все это'.

Девиз биеннале - 'Диалектика надежды', а основной принцип - далекий от разрешения художественный конфликт между Россией и ее советским прошлым. Это напряжение отражает даже выбор музея Ленина для проведения выставки.

'Мы понимаем, что это место символично, - сказал на открытии Даниэль Бирнбаум (Daniel Brinbaum), ректор Высшей художественной школы 'Штедель' (Франкфурт, Германия) и один из кураторов биеннале. - Роль искусства - создавать интеллектуальные трения, но мы хотим, чтобы вы знали, что мы опирались на уважение'.

Однако многие из работ проекта 'Россия 2' не выказывают особого уважения, наслаивая стремительное движение к капитализму на советскую иконографию. Типичный пример - бронзовая статуя Александра Косолапова, где в героических позах рабочего и колхозницы застыли Микки и Минни Маус.

Более серьезен проект Российского государственного гуманитарного университета, организовавшего ряд выставок андеграундных советских художников, выходивших в своем творчестве за рамки официально признанного искусства 1950х, 1960х и 1970х. Поскольку публично выставлять эти работы было нельзя, они показывались на квартирах и в студиях.

В дополнение к трем небольшим помещениям университета, проект охватывает выставки на 12 других площадках Москвы. Из участвующих художников наиболее знаменит Илья Кабаков, в 1988 эмигрировавший в Соединенные Штаты. Его инсталляция '16 веревок' вернулась в мансарду дома на Сретенке, где была впервые показана в 1984.

Коллекционер Наталья Колодзей, предоставившая семь работ советской эпохи из своей личной коллекции в Хайлэнд Парк в Нью-Джерси, говорит, что чрезвычайно взволнована возможностью выставить их в России публично. 'Эта выставка представляет целое движение, завершившее свой цикл', - считает она. Традиция использовать для экспозиций квартиры также стала вдохновением для более молодых художников, которые в наши дни сталкиваются не столько с официальными догмами, сколько с проблемами, общими для всех молодых творцов, как, например, арендная плата.

Галерея одного зрителя, включенная в квартирные выставки, представляет собой снятую в аренду квартиру на первом этаже дома на Новослободской улице, которую делят шесть художников. Ванную они превратили в произведение искусства, вдохновленное Марселем Дюшамом (Marcel Duchamp): стены обклеены искусственным розовым мехом, а в динамиках звучат записи кухонных разговоров, которые в советские времена были убежищем от правительственного контроля.

Лишь небольшую часть участников биеннале составляют российские художники. Среди известных иностранцев - британец Джереми Деллер (Jeremy Deller), в прошлом году получивший премию Тернера за видеоработу 'Блок памяти: фильм о Техасе' (Memory Bucket: A Film About Texas), в котором, кроме прочего, показан визит в любимый ресторан Джорджа Буша в Крофорде (штат Техас), а также Билл Виола (Bill Viola), американский художник, чье видео 'Приветствие' (The Greeting) 1995 года, изображающее встречу трех женщин, теперь демонстрируется в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

Повторяя мнения других кураторов, Бакштейн сообщил, что пока доволен высокой посещаемостью выставки. Комиссар биеннале Евгений Зяблов заявил: 'Осмелюсь сказать, что с открытием этой биеннале Россия уже не находится на периферии мира искусств'.

В написании статьи участвовали София Кишковски и Джойс Мэн
Стивен Ли Майерс
The New York Times
Перевод опубликован на сайте
ИноСМИ.Ru 7 февраля 2005 года


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования