Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ": Небесная музыка. Исполняется не впервые. Диакон Андрей Кураев показал яркое шоу - разоблачение романа "Мастер и Маргарита" как сатанинского


 

Неформальное, но почетное звание "Диакон всея Руси" Андрей Кураев получил в 91-м, когда новоизбранный патриарх Алексий II привлек талантливого выпускника духовной семинарии к составлению своих речей и интервью. Из-под пера о. Андрея выходили довольно экстравагантные тексты, в которых глава РПЦ вычурным языком рассуждал о нравственном императиве Канта и христианской этике Кафки. Референтство молодого диакона при дворе патриарха было ярким, но недолгим. По "наветам злых человек" Кураева уволили из патриархии. Так в 92-м начался в его жизни период "мягкой опалы" - его не клеймят на богословских конференциях, подобно о. Георгию Кочеткову, но и не рукополагают в сан священника. Его молчаливо держат на расстоянии...

Опальное положение развязало ему руки. Он стал законодателем и самым ярким представителем нового сословия - церковных шоуменов. Главный инструмент церковных шоуменов - слово, но очень необычное, а потому интересное и, как правило, скандальное.

Это слово родилось в результате беспорядочного скрещивания православной риторики и молодежной фени. Этот гибрид приятно щекочет нервы как людям воцерковленным, так и "думающей части нашей молодежи", почему-то не желающей воцерковляться.

Кураев против Воланда

Жанр, в котором работает о. Андрей, его недоброжелатели окрестили "богословской попсой". Ученый диакон увлекает публику острыми афоризмами, жонглирует богословскими парадоксами. Главное - темы его лекций и книг всегда предельно созвучны интересам толпы, всегда "на злобу дня". Таков суровый закон шоу-бизнеса, где только спрос рождает предложение. О чем только ни писал о. Андрей! Об оккультизме и "рерихнутых", о "еврейском вопросе" и террористической сути ислама, о рок-культуре и Достоевском... И если уж о. Андрей берется писать - обязательно жди разоблачений и сенсаций. Закон жанра.

Самая свежая книга о. Андрея посвящена роману Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" - этому "евангелию советской интеллигенции". Кстати, интеллигенция- предмет его постоянной "любви-ненависти". Ее судьба, ее "путь к храму" страшно беспокоят отца диакона, но вместе с тем ее гордыня, ее брезгливое отношение к "вере простого народа" и генетическое стремление ко всякому оккультизму его страшно раздражают. Своей "богословской критикой" романа о. Андрей как раз и бросает очередной вызов родному сословию - интеллигенции.

Книга "Мастер и Маргарита": за Христа или против" (Издательский совет РПЦ) начинается с предельно понятного любому литературоведческого анализа. Вот окончательная версия романа, которой многие зачитывались в юности, а вот черновики, о которых мы и не слыхивали. Вот о. Андрей, постоянно сравнивающий одно и другое, выявляет христианскую сущность черновиков и сатанинскую - окончательной версии. Такой вот немудреный в общем-то метод. Но как интеллектуал с большой буквы о. Андрей постоянно отвлекается во всяческие лирические отступления. И здесь начинается шоу - как назвал бы его сам о. Андрей, "шоу Инквизитора". А какое любимое занятие у инквизитора? Правильно: жечь и вешать.

В предисловии о. Андрей решительно заявляет: "пилатовы главы" романа настолько кощунственны, что их даже нет смысла анализировать. Однако по мере "погружения в тему" он срывается и с особым азартом начинает комментировать именно эти "пилатовы главы". В инквизиторском запале о. Андрей восклицает: "В этом романе оправдан Пилат. Оправдан Левий, срывающийся в бунт против Бога... Оправдан даже Иуда, кровью своей искупивший свое предательство... Следующим амнистированным распинателем становится сатана". Нужны еще доказательства сатанизма романа?

Не обходит о. Андрей стороной и проблему "русского народа-богоносца". Рассуждая о том, что в булгаковской Москве не находится места главному национальному символу - храму Христа Спасителя, диакон заключает: "Сквозняк, образовавшийся в возникшей от этого пустоте, и затянул в Москву "знатного иностранца". Да, тот, кто был "иностранцем" для "святой Руси", теперь является как полновластный хозяин". Ну-ка, дети, скажите, кто был главным "иностранцем" для "святой Руси"?..

Попса - в небеса

"Попса в небеса" - так окрестили скептики регулярные фестивали "Рок к небу", проходящие с неизменным участием диакона Андрея Кураева. Специалисты говорят, что серьезные рок-музыканты отказываются участвовать в этих шоу, профанирующих Евангелие до уровня загрузившейся пивом шпаны с питерских окраин. Главным действующим лицом фестивалей, в тени которого скромно чернеет ряса отца диакона, является г-н Кинчев - благочестивый православный христианин, имеющий духовного отца и воздерживающийся от выступлений во время церковных постов. Питерский ценитель рока и бывший коллега о. Андрея иеромонах Григорий (Лурье) так описывает устройство "Рока к небу": "Кинчев как аппетитный и сильно пахнущий кусок мяса и солидные рокеры двадцати- и тридцатилетней выдержки - как гарнир. Значение фестивалей "Рок к небу" аналогично Первому съезду советских писателей в 1934 году, где Кинчев играет роль Максима Горького, а почтенные БГ и Юрий Шевчук - роль писателей-попутчиков".

Проповеди о. Андрея перед рок-аудиторией звучат поэтично, но едва ли адекватно образу мыслей этой аудитории: "Человек тем отличается от животного, - объясняет диакон тинейджерам, - что животное просто живёт, а человеку нужен повод к жизни...".

А вот в проповеди на акции "Поколение 2050", где среди толпы отчетливо проглядывали группки скинхедов, о. Андрей затронул и "национальный вопрос". "Уже целое столетие, - утверждал он, - жители России различаются по тому, как они обращаются со словом "русский". Для одних это слово имеет право звучать только в таких словосочетаниях, как "русские бандиты" и "русские пьяницы". А для нас слово "русский" уместнее в таких понятиях, как "русская вера", "русский характер", "русская наука"... Мы можем себе позволить поступок - открыто признаться, что "в наших жилах кипит небо славян". Что сделать для того, чтобы морской собор не стал морской мечетью? - Сделайте больше русских детей!" (Заметим, что сам о. Андрей не женат.) В этой проповеди впервые прозвучали те нотки, которые о. Андрей превратил в мощное крещендо после Беслана.

"Меня печалит отсутствие православного терроризма. Если тебя бьют в самые болевые места, а ты никак не реагируешь, то одно из двух: или ты свят - или ты мертв. Поскольку у меня нет оснований считать свой народ в его нынешнем состоянии святым, то отсутствие реакции на бесконечный поток оскорблений и провокаций - это, скорее, очень печальный признак угасания жизни вообще". На Кавказе жизнь не угасла, но, оказывается, не всем дозволено жить.

О. Андрей стал первым, кто гласно, со страниц центральной газеты, назвал теракт в Беслане "религиозным преступлением". И еще присовокупил популярный в православно-патриотической среде штамп: "Ритуальное убийство". "Может быть, терроризм - это следствие искаженного понимания Корана, - рассуждает диакон. - Но ведь именно Корана, а не книги о Винни-Пухе. И у истоков этого искажения стоят ученейшие исламские мужи (улемы), а не безграмотные арабские скинхеды. ...Мир ислама ответственен за исламский терроризм - хотя бы тем, что отказывается увидеть эту свою ответственность". Раз война с терроризмом имеет религиозную окраску, заключает о. Андрей, то участвовать в ней можно только под религиозным знаменем. В нашем случае - знаменем православия. Этим и будет оправдан "православный терроризм".

Отец Андрей Кураев, безусловно, яркая фигура, особенно на тускло церковном небосклоне. Наверняка многим интеллигентам он помог найти свой путь к вере. Но с определенного момента сокровенный диалог "от сердца к сердцу" был вытеснен в жизни о. Андрея тем самым шоу - зрелищем, происходящим то на сцене дома культуры, то на экране телевизора. А шоу-бизнес требует жертв ради поддержания стабильного уровня популярности.

Александр Солдатов

4 февраля 2005 г.

Досье МН

Диакон Андрей Вячеславович Кураев родился в 1963 году в семье преподавателя научного атеизма и редактора Политиздата. Обучаясь на кафедре научного атеизма философского факультета МГУ, в 1982 году принял крещение. В 1986 году ушел из аспирантуры и поступил в Московскую духовную семинарию. В 1988 году в светской прессе появились его первые полемические публикации. В 1989 - 1990 гг. обучался на богословском факультете Бухарестского университета, был рукоположен в сан диакона патриархом Румынским Феоктистом. В 1990 - 1992 гг. работал референтом патриарха Алексия II, одновременно организовал группу церковной журналистики на журфаке МГУ и богословско-философский факультет Российского православного университета. С 1996 г. - профессор. В настоящее время заведует кафедрой основного богословия и апологетики Свято-Тихоновского православного университета и работает на кафедре религиоведения МГУ.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования