Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НГ-РЕЛИГИИ": Оборотни бывают разными. Японцы верят, что лисы умеют превращаться в обольстительных девушек


Об авторе: Павел Александрович Урушев - московский журналист.

Один из самых известных японских оборотней - енотовидная собака-тануки.
Фото из журнала 'Ниппония'

Оборотни - популярные персонажи японской мифологии. По представлениям японцев, способность к перевоплощению присуща многим животным. Легенды Островов восходящего солнца рассказывают о мудрых, но чудаковатых старцах-сару (обезьянах); о красавцах-цуру (журавлях) - внимательных слушателях и добрых советчиках; о мерзких крысах-нэдзуми - прирожденных шпионах и наемных убийцах; о бездушных красавицах-кумо (пауки), заманивающих мужчин в свои сети и пожирающих их.

Животные становятся не только героями легенд и сказок, но и выступают в роли духов-покровителей. Им приписывают обладание невероятной магической силой, которую они могут использовать как во благо, так и во вред людям.

Самые известные японские оборотни - енотовидная собака-тануки и лиса-кицунэ. В представлении японцев они занимают диаметрально противоположные позиции в демоническом мире.

Благодушные весельчаки тануки малы ростом и трусоваты, поэтому часто становятся жертвами розыгрышей и курьезных случайностей. Кроме того, обладая огромной магической силой, они стараются не использовать ее во вред людям - только выведя тануки из себя, можно провоцировать его на месть.

Распространенным мотивом легенд про тануки является расплата добром за добро, правда, не самым честным способом. Чаще всего тануки попадает в ловушку, из которой его освобождает добрый, но бедный человек - нищий, немощный старик или разорившийся торговец. В благодарность за спасение тануки превращается в бронзовый котелок для чая. Человек продает его на базаре, а ночью тануки превращается обратно в самого себя и возвращается к хозяину. Таким образом, он повторяет обман до тех пор, пока спаситель не разбогатеет. В оправдание этих сказок надо заметить, что котелок соглашается продаваться только жадным богачам, чиновникам и монахам, которых и обмануть не жаль.

В тех же случаях, когда тануки пытается совершить подлый поступок, его настигает скорая и жестокая расплата. Примером может послужить история, рукопись которой хранится в Народном музее в Киото: "Однажды звери устроили конкурс поэзии, где присутствовали и животные - символы восточного календаря. Судьей конкурса был олень, который и выбрал победителя. По случаю завершения соревнования был устроен пир, на котором оленю оказывались всяческие почести. Тануки начал завидовать и заявил, что сам будет судьей на следующем конкурсе.

Участники соревнования посмеялись над мохнатым зверьком и выгнали его. Обиженный тануки собрал армию из своих друзей-оборотней - лисицы, вороны, совы, кота и ласки - и пошел войной на календарных животных, но проиграл. Тогда, по совету сокола, они предприняли ночную атаку. Их заметил дракон - и снова поражение. В третьей попытке он обратился в демона Они, но собака учуяла темную силу и залаяла. Тануки, панически боящийся собак, струсил и снова проиграл. Он стал посмешищем - враги обсмеяли его, а друзья покинули его прямо на поле боя. Говорят, что именно с тех пор тануки ведет ночной образ жизни, боясь попасться кому-нибудь на глаза".

Тануки являются очень популярными персонажами японской мифологии - их статуэтки, достигающие в высоту двух метров, украшают входы в магазины и рестораны. В последнем варианте их изображают с бутылкой водки-сакэ в левой лапе. У статуэток-тануки огромные гениталии, которые считаются символом удачи и процветания.

Противоположность тануки - лисы-кицунэ очень активно используют свои волшебные способности против человека. Ловкие, злопамятные и хитрые, они могут закружить голову, навести морок и даже довести человека до сумасшествия. Эта форма душевного заболевания называется кицунэ-цуки. В XIX веке в Японии была создана специальная правительственная комиссия, занимавшаяся расследованием случаев такого сумасшествия. Оно встречается в практике японских психиатров даже в настоящее время.

Самые распространенные легенды о кицунэ повествуют о лисицах, оборачивающихся девушками и соблазняющих неопытных юношей. Эти оборотни столь красивы, что при виде их юноши забывали обо всем на свете и даже умудрялись не замечать огненно-рыжего хвоста.

Кицунэ несамостоятельны - они связаны с людьми, проживающими на "их" земле. Такие люди называются кицунэ-моти и находятся под охраной и опекой лис. Обладая способностью перевоплощаться в людей, насылать болезни и сводить с ума, лисы сопровождают своих подопечных, не выпуская их из-под надзора ни на миг. Любого, кто даже повысит голос на кицунэ-моти, ждут несчастья и недуги.

Примером веры в волшебные свойства лис может служить история о феодале Тойотоми Хидейоси, внучка которого внезапно заболела. Разгневанный дед написал ультиматум божеству Инари, которое считалось покровителем и властелином кицунэ. В случае отказа исцелить девочку Хидейоси грозил массовым уничтожением лис. Чем закончилась эта история, неизвестно, тем более что лис, служащих Инари и принесших десятикратную клятву "любви и справедливости", отличал серебристый мех, и с рыжими оборотнями они не имели ничего общего.

Между тануки и кицунэ находятся кошки-нэко. Отношение к этим домашним животным варьируется среди японцев от страха до обожания в зависимости от их окраса. Так, рыжие коты считались воплощениями демонов, а трехцветные - земными пособниками сил тьмы. А вот двухцветные коты - самый популярный талисман японского купца, без которого не жди удачи в коммерции.

Традиционное изображение нэко (манэки-нэко) - кот, поднявший лапку к уху. Существуют несколько легенд о происхождении этого символа. По одной из них, кошка, жившая в старом заброшенном храме, каждый день выходила на дорогу, садилась и начинала махать лапкой, как бы зазывая народ в святилище. Увидев это, люди изумлялись и выполняли пожелание зверька. Спустя короткое время храм опять стал богат паствой и приношениями.

По другой версии, этот кот принадлежал красавице Юсугумо. Однажды, когда у девушки собрались гости, кот настойчиво пытался увести хозяйку в другую комнату. Один из гостей - самурай - в раздражении рубанул мечом настырное животное. Отрубленная голова кота подскочила до потолка и впилась зубами в ядовитую змею, которая подкрадывалась к Юсугумо. Девушка очень переживала смерть своего любимца. Ее друзья, желая хоть как-то утешить красавицу, подарили ей статуэтку, изображающую кота, настороженно прислушивающегося к чему-то и приложившего лапку к уху.

Японцы верят, что кошки, как и лисицы, умеют превращаться в прекрасных девушек. Они могут быть как волшебными помощницами героев, так и искусительницами.

Удивительно, но эти древние поверья живут в современной Японии, стране передовых технологий, скоростных поездов и небоскребов.

2 февраля 2005 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования