Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ": "Освенцим - это страшное пятно на памяти Европы"


Берлинский раввин Хаим РОЗВАСКИЙ родился в религиозной семье польских евреев и пережил холокост ребенком в одной из западных областей Белоруссии. После войны оказался в Германии, а позже в Канаде и США, где учился в Чикаго, семь лет назад вернулся в Германию и с 2001 года служит раввином в одной из синагог Берлина. Раввин Розваский негативно реагирует на то, что с годами трагедия холокоста превращается в "историческое событие", коммерциализируется, ее используют в политических целях. При этом г-н Розваский заявил берлинскому корреспонденту "Времени новостей", что настало время внести в еврейский календарь день поминовения жертв холокоста, который отмечался бы во всех синагогах.

-- С какими чувствами и мыслями пришли вы к дню 60-летия освобождения Освенцима?

-- Даже такое светлое событие, как освобождение узников Освенцима, нельзя вспоминать без боли и печали. Как могли совершившие это варварское преступление против целого народа уподобиться хищным зверям? Люди еще долго будут искать ответы на этот вопрос. Но важно и понять, как нам жить и что делать, чтобы подобное никогда не повторилось. Нынешние и все последующие поколения должны знать, что на самом деле произошло в годы нацизма. Самый трудный вопрос -- как рассказать эту правду? Что могут рассказать о холокосте своим детям их отцы и деды, поколение, которое несет из-за своего безразличия и отстраненности вину за Освенцим. А что смогут рассказать о преступлениях против еврейского народа своим детям наши потомки завтра?

-- Перед Богом нацисты были также не более чем людьми. Что вы думаете об этом как священнослужитель?

-- Нацизм возник в Германии не сам собой -- для него появилась питательная почва. Почему "порядочные люди" не оказали ему достаточного сопротивления? Ответ прост и сводится к старой притче о трех обезьянах. Никто ничего не видел, не слышал и не говорил, но все знали, что происходит. Я был в годы гитлеровской оккупации в Белоруссии еще совсем ребенком, и меня, рискуя всем, прятали у себя крестьяне. Они знали, что происходит. Сегодня молодые люди спрашивают: что же было в те страшные годы? Но кто им расскажет об этом? Ведь даже спустя всего полвека после Освенцима многие на официальном уровне пытались затушевать истину. Освенцим взывает к правде, но правда еще до конца не сказана.

-- Не только ответственными за преступления, но и жертвами?

-- Большинство жертв долгие годы были полны боли и молчали. Я сам, иудаистский проповедник, не позволял и не позволяю себе громких речей об этом. Еще когда был студентом, носил больше в глубине души, молчал...

- Почему?

- Из страха, из скорби. Нас так учили. Помню, еще мой учитель в еврейской школе в Чикаго говорил: "Все, что ты знаешь о Шоа, холокосте, носи в себе, не говори много об этом. Слишком все это больно для нас". Сегодня, спустя 60 лет после Освенцима, мы говорим: мы -- это мы. Но скажите мне, должны ли другие молчать и делать вид, что ничего не произошло?

Германия сегодня считается одной из самых демократичных стран Европы. Однако на днях группа депутатов от ультраправой Национально-демократической партии в парламенте Саксонии покинула зал, потому что им не удалось доказать, что бомбардировка Дрездена англо-американской авиацией в феврале 1945 года была "холокостом в отношении немцев".

Нельзя класть на одну чашу весов газовые камеры и печи Освенцима, а на другую что-то еще и сравнивать, что страшнее. Сейчас пытаются сравнивать вермахт и Красную армию, немецких беженцев с нынешних польских и чешских территорий и еврейских жертв. Это делается, чтобы можно было отрицать зверские преступления нацизма. Но ключевой трагедией того времени был и останется Освенцим.

-- Но согласитесь, что в нынешней Германии к заботам и проблемам евреев отношение весьма чуткое. Во всяком случае на официальном уровне. Хотя, по оценкам экспертов, сегодня каждый пятый немец в той или иной мере склонен к антисемитизму...

-- Этот показатель не выше, чем в какой-нибудь другой европейской стране. В 2004 году во Франции зарегистрировано 1500 фактов антисемитизма и расизма. Антисемитизм всегда был и остается вопросом сложным и комплексным. У меня в Германии много добрых друзей среди немцев. Но любые проявления общественного антисемитизма влекут за собой не только бурные протесты, но и юридические шаги со стороны государства.

Однако на бытовом уровне евреям в Германии, да и в других странах Европы нередко приходится испытывать унижения и оскорбления. Проще всего это объяснить недостатком знаний в вопросах религий в целом и иудаизма в частности. Все это необходимо начинать разъяснять с детства. Грех жаловаться -- в Германии на этот счет очень много хороших законов и директив. Но реализовать их сложно. Прежде всего где взять достаточно квалифицированных в этих вопросах школьных учителей?

Не секрет, что для многих существование евреев в Германии труднообъяснимо, хотя евреи еще со времен Римской империи были интегрированной частью общества на территории нынешней Германии. (До войны в Германии проживало 650 тыс. евреев, сегодня их не больше нескольких десятков тысяч). Но если бы в нашей свободной стране не существовало свободы для евреев, то свободы не было бы ни для кого.

-- Как складываются ваши отношения с другими конфессиями в Берлине?

-- С мусульманскими имамами пока контакта не получается. Но с христианскими церквами мы находимся в постоянном диалоге. Протестантская церковь признала наконец трагедию Шоа -- всего лет десять назад. Что думали святые пасторы в течение полувека? Освенцим -- это страшное пятно на памяти Европы.

Беседовал Юрий ШПАКОВ, Берлин

27 января 2005 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования