Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"GUARDIAN": И где во всем этом Бог? Религиозные лидеры Великобритании обсуждают богословские аспекты азиатской трагедии


Столкнувшись с самой разрушительной природной катастрофой на земле за последние полвека, религиозные лидеры пытаются осмыслить ее в теологическом смысле, чтобы ответить на вопросы своей паствы о том, почему Бог допустил такие тектонические сдвиги в Индийском Океане, которые привели к катастрофе в светлые предрождественские дни.

Для многих христиан присутствие Бога выражается именно в страданиях человеческих, индуисты полностью вверяют себя в таких случаях воле судьбы, главный раввин Британии творит молитву, а примас Англиканской Церкви пишет статьи в "Санди таймс".

Официальные представители Ламбетского дворца уже объявили, что заголовок статьи примаса был отнюдь не таким, какой дала ей газета. "Шапка" "Санди таймс" звучала следующим образом: "Архиепископ Кентерберийский: Происшедшее поставило передо мной вопрос о существовании Бога".

Как утверждается, в тексте статьи архиепископ д-р Роуэн Уильямс всего лишь высказал как предположение, что для христиан было бы неправильным не задавать вопросы о том, что вершит Бог. Д-р Уильямс пишет: "Это выглядит весьма странным - постоянно видеть проявление Бога в том, если вдруг ситуация приобретает опасный характер. Возникают вопросы: насколько она может быть опасной? Какое количество человеческих жертв может быть приемлемо? И если какой-нибудь религиозный гений даст нам полноценное и точное объяснение того, почему эти жертвы имеют смысл, станем ли мы более счастливыми и более доверяющими Богу? Не чувствуем ли мы некое охлаждение к Нему, сознательно планирующего для нас на определенном уровне цепь фатальных случайностей... наша вера еще и еще раз проходит такой тест на прочность, не только потому, что это улучшает или объясняет нашу ситуацию, но, прежде всего, потому, что верующие... все глубже осознают, что этот мир и наша жизнь в этом мире есть свободно данное дарование Бога. И реальность такова, что люди в силах лишь только с восхищением принимать этот дар как данность".

Кстати, несколько месяцев назад эта же самая газета задавала примасу вопрос о том, не поколебала ли его веру бесланская трагедия.

В заявлении службы коммуникаций Ламбетского дворца далее говорится: "Хотя содержание статьи архиепископа передано без искажений, ее заголовок может вызвать у читателей неправильное понимание его смысла. Объективное прочтение текста ясно свидетельствует о том, что архиепископ нигде не утверждает, что восточноазиатское цунами заставило его усомниться в существовании Бога. Скорее, речь шла о том, что христианская вера отнюдь не представляет простых ответов на вопрос о причинах человеческих страданий. Очень жаль, что такая важная тема, затрагивающая умы и сердца очень многих верующих, подана газетой под подобного рода заголовком".

В эти дни очень многие в Великобритании пытаются осмыслить происшедшее сквозь призму религии. На поминальной службе в Сэдринэме, где присутствовала королевская семья, его высокопреподобие епископ Норвича Грэм Джеймс в своей проповеди заметил, что еще неделю назад он и не знал, что такое цунами. "Только теперь мы поняли всю ужасную силу этой водной стены высотой в тридцать и более футов, преодолевающей сотни километров за считанные часы... Бог дал нам землю, которая живет и движется. Земля - не инертная масса, она живая, и именно поэтому живем мы, люди. События прошедшей недели стали ярким напоминанием о том, что то, что дает жизнь, также и забирает ее".

А на проповеди в Олбрайтоне, епископ Алан Смит в связи с этой ужасной трагедией вспомнил ветхозаветного Иова, потерявшего семью во время землетрясения.

"Как утверждают ученые, - отметил епископ в проповеди, - подобные явления формируются где-то в глубине творения и представляют собой источник для возможности развития и изменений земли. И эту данность все поколения людей пытаются осмыслить применительно к проблеме смысла собственной жизни... Бог не предотвращает наши страдания, но обещает искупить их. И это обещание оказалось исполненным в смерти и воскресении Иисуса Христа. И отвечая на вопрос, где же во всем этом Бог, я скажу две веши. Бог -это распятый, это Тот, кто оказался в самом эпицентре болей и не отделял себя от них. Бога можно найти и в руках тех, кто помогает хоронить погибших, кто приносит питьевую воду живым, кто распределяет лекарства. В этом вера нашей Церкви".

Представители католического духовенства высказываются более абстрактно. Вот что сказал на воскресной мессе католический архиепископ Бирмингема Винсент Николс: "Наша вера наставляет нас, что подобные явления - всего лишь маленькая часть нашей веры в Бога, нашей религиозной практики . Свет Божий - это любовь, которую мы зрим вновь и вновь, и никакие страдания не иссушат этой любви, но, напротив, вдохнут в нее новые силы. Бедствия не иссушат нашей веры и - тем более - нашей любви... но, напротив, Божественный свет горит в темноте еще более ярко, освещая человеческий героизм, мужество, и жертвенность.

Смерть, в конце концов, - это самое большое и неизбежное бедствие, которое приходит рано или поздно. Но даже у нее не должно быть сил, способных отвести нас от Богом дарованной благодати, стремления быть с ним в вечном общении".

В эти дни многие священнослужители вновь активно пытаются объяснить подобные напасти, имевшие место в истории, греховностью человечества. Так чуму, свирепствовавшую в Константинополе во времена императора Юстиниана и унесшую треть его жителей, тем, что город в то время погряз в содомском грехе. А источником разрушения португальской столицы Лиссабона землетрясением 1755 года, подобные клерикалы видят распространение идей Просвещения, заставившие многих слабых в вере людей усомниться в существовании Всевышнего.

В интервью в воскресной программе ВВС, генеральный секретарь мусульманского совета Британии Икбал Сакрани заявил: "Все это воля Аллаха всемогущего. Это превыше нас. Аллах все ведает лучше. Никто из нас не вечен. Смерть с нами всегда, но в какой форме она постигнет нас - это выше нашего понимания. Людям нужна очень сильная вера во всемогущество одного лишь Аллаха Всевышнего, ибо в том Его воля. И это все, в конце концов, на благо всего человечества".

А вот что утверждает Фергюс Стоукс, бывший священнослужитель, эволюционировавший к секулярному гуманизма. " Христиане, как и другие верующие раздваиваются в своих раздумьях о Боге. Держит ли Бог свою руку постоянно в некоей дарохранительнице и всякий раз по молитвам осыпает верующих дарами оттуда, либо он не делает этого. Вообще, религия - это способ переадресования неудовлетворенных желаний сверхъестественным силам.... Все более и более очевидно, что религия перестает служить людям, а сверхъестественные объяснения мало помогают в жизни".

И, в заключение, мнения представителей иудаизма и индуизма.

Главный раввин Великобритании Джонатан Сакс: "Хотя мы, иудеи и верим в то, что Б-г действует в человеческой истории, если мы перестанем задавать себе вопрос, почему это произошло, то таким путем можно дойти и до пассивного принятия трагедий, вместо того, чтобы бороться с ними.

Иудаизм - это попытка задать себе не только вопрос "Почему?", но также еще и вопросы "Что я должен сделать? Чем могу помочь?"

И поэтому я полагаю, что в данном случае мы не должны начинать с вопроса "Почему?" Азиатская трагедия  - это напоминание о том, что все мы принадлежим друг другу. Мы должны объединить наши усилия в деле спасения человеческой жизни. Б-гу нужна наша поддержка, в деле помощи тем, кто страдает."

Шаунака Рищи Дас, директор Оксфордского центра индуистских исследований: "Сетовать из-за всего случившегося на Бога - это верх инфантилизма. Необходимо осознать личную ответственность за происшедшее, и принять за истину то, что человек не является центром мироздания. Не надо размышлять о том, что вы наказаны свыше. Мы не собираемся прерывать череду человеческих страданий, да и не так важно стараться это делать. Необходимо стараться совершенствовать себя, а не этот мир, который никогда не станет идеальным. Мы сами сделали выбор жить в той среде, где существует страдание. Нам предначертаны страдания и смерть. Но это печальная данность не должна мешать нашей связи с Богом.

"GUARDIAN", 3 января 2005 г.

Перевод "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования